Русская культура в IX-XVI веках

Развитие древнерусской культуры проходило в непос­редственной связи с эволюцией восточнославянского об­щества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура Древней Руси достигла вы­сокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Материальная культура. Занятияи быт.Археологиче­ские источники свидетельствуют о земледельческом харак­тере культуры восточных славян. Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ре­месла. Особенно успешно развивалось оружейное и юве­лирное производство. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распрос­траненным было плотницкое ремесло. Всего исследовате­ли насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных спе­циальностей.

Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жи­телей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Основу внутреннего убранства жилья состав­ляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к раз­ным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рука­вов, а в зимнее время — меховой кожух.

Фольклор.Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Иссле­дователи народного творчества выделяют обрядовый фольк­лор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Сохранилось мно­жество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок. Особое место в фольклоре занимает бы­линный эпос. Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отрази­ло укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

Письменность и литература.Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письмен­ности еще до принятия христианства. Однако широкое рас­пространение письменности началось, по-видимому, с рас­пространением христианства и созданием славянского алфа­вита — кириллицы. В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже).

В связи с распространением христианства на Руси (глав­ным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотность распространилась до­вольно широко. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существо­вали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исто-риче-ские хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древ­нерусской литературы. Ведущее место среди литератур­ных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) — возник в начале XII в. ПВЛстала основой русско-

го летописания. В летописи нередко включались публицис­тические и литературные произведения: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона было посвящено обо­снованию самостоятельности Руси по отношению к Визан­тии. В «Поучении» Владимира Мономаха был создан образ идеального князя. Важным видом чтения средневе­кового русского человека были жития святых. Для сред­невековой литературы характерен жанр «хожений», рас­сказов о путешествиях.

Архитектура.С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были дере­вянными, но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опи­рался на четыре столба, расчленявшие внутреннее простран­ство храма. Древнейшим сохранившимся памятником древ­нерусского зодчества является собор Св. Софии в Киеве, по­строенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XIв.).

Изобразительное искусство.С распространением куль­тового каменного строительства развивалась монументаль­ная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полу­ченных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития. Культур­ные традиции, созданные в киевский период, получили даль­нейшее развитие в эпоху раздробленности. XII—XIII вв. — эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособле­нием отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, стано­вится значительно богаче и разнообразнее.

Летописание. В XIIв. общерусское летописание смени­лось областным. Все летописцы сохранили понимание един­ства Руси, но описывали, главным образом, местные собы­тия. Крупнейшими центрами летописания в XII в. явля­лись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого город­ского духовенства. Галицко-Волынская летопись создава­лась в княжеском окружении. Она отразила острое проти-

воборство между княжеской властью и боярством, харак­терное для Галиции. Летописание Северо-Востока — стрем­ление утвердить первенство Владимиро-Суздальского кня­жества во всей Русской земле.

Литература.Сознание единства Русской земли — веду­щая тема литературы XII—XIII вв. Крупнейшим литера­турным произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важней­шую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» ви­дит в распрях между князьями. На рубеже XII—XIII вв. было написано «Моление» Даниила Заточника, где автор восхваляет княжескую власть.

Архитектура.В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строи­тельство. Два направления в архитектуре ХИ-ХШ вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Нов­городе княжеское строительство не велось, церкви соору­жались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строи­ли не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля.

В XIII в. русские земли подверглись опустошительно­му монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным.

Материальная культура. Занятия и быт.Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравне­нию с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего об­работки металла. На высоком уровне находилась обработ­ка дерева.

Фольклор.Главной темой фольклора этого периода явля­лась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.

Письменность и литература.С XIV в. наряду с пергаме­ном стала использоваться привозная из Европы бумага. На

смену торжественному «уставному» письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать ско­ропись. Все это говорит о распространении письменности. По-прежнему самыми важными произведениями письменно­сти оставались летописи. Важнейшими центрами летописа­ния являлись Новгород, Тверь, Москва. В Московских и твер­ских летописях отразилась борьба этих двух городов за пер­венство. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. Эта же тема преобла­дала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». В конце XIV — начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле по­этическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище». В XIII—XV вв. на Руси было создано много житий святых, которые имели, как правило, не только нравственно-поучи­тельное, но и политическое значение. Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Сохранился в русской литературе и жанр «хождений», са­мое значительное из которых — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

Общественная мысль.XIV-XV вв. были на Руси вре­менем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. воз­никла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольни­ки фактически отрицали необходимость церковной иерар­хии, считая, что священником может быть каждый образо­ванный и праведный человек. В 1375 г. новгородские стри­гольники были казнены. Иван III долгое время терпимо относился к ереси, проникшей и в Москву, так как государ­ство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским отказыва­ли церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Во-лоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с кре­стьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую

благотворительность, Иосифлянское духовенство стреми­лось утвердить превосходство церковной власти над свет­ской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», которая утверждала превосходство церк­ви над царской властью. В противовес «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимир­ских», провозгласившее происхождение великокняжеско­го рода от самого Августа-кесаря.

Архитектура.Русская архитектура тяжело пережила на­шествие. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй по­ловины XIV в. — Москва. В Московском княжестве камен­ное строительство развернулось во второй четверти XIV в.

Изобразительное искусство. Визобразительном искус­стве XIII—XV вв. выделяется творчество двух великих ху­дожников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Для фресок и икон Феофана Грека характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана су­ровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Самым знаменитым его про­изведением является икона «Троица».

В XVI в. Русское государство вступало, завершив объе­динение русских земель. К концу XVI в. утвердилось но­вое наименование — «Россия». Важнейшим процессом раз­вития русской государственности в XVI в. было заверше­ние централизации.

Материальная культура. В XVIв. в городах стали появ­ляться каменные жилые постройки, принадлежавшие бо­ярам или богатым купцам.

Господствующая система питания оставалась неизмен­ной. Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «До­мострой», написанный протопопом Сильвестром в середи­не XVI в. Вопреки широко распространенным представле­ниям, «Домострой» старался смягчить нравы.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пуш­ка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито

было ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специ­альная Оружейная палата.

Фольклор.В устном народном творчестве XVI в. вид­ное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.

Письменность и книгопечатание.Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Основным материалом для письма стала бу­мага. В 1563 г. была организована типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужеб­ные книги «Апостол» и «Часословец», причем полиграфи­ческий уровень издания был очень высок. Печатные кни­ги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, смысл печатания книг состоял тогда в исключении оши­бок, неизбежных при переписывании.

Литература и общественная мысль.В 40-х гг. митропо­лит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборни­ки литературных произведений, включавших весь круг чтения, дозволяемого церковью. В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва — третий Рим». Теория Филофея возвеличивала московских государей, ут­верждала исключительность православия, служила осно­ванием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному. В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исклю­чительно религиозного мировоззрения, церковной темати­ки. Прежде всего это выразилось в распространении раци­оналистических взглядов. Важнейшей темой публицисти­ки XVI в. становятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать в широком смысле, не только как «истина», но, главным образом, как «справед­ливость». Вершиной этого жанра стала переписка Ивана Грозного с князем Курбским. По мнению Ивана Грозного, «правда» заключается в служении царю.

Архитектура.С конца XV в. в развитии русской ар­хитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский

архитектурный стиль, в котором преобладали черты мос­ковского и псковского зодчества. Прежние четкие разли­чия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.

В последней четверти XV в. начались большие строи­тельные работы в Московском Кремле. В 1476-1479 гг. при­глашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский со­бор. В XVI в. градостроительные работы продолжались и за пределами Кремля. На протяжении XVI в. мощные крепост­ные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях. Продолжа­лось и храмовое строительство. Постепенно соборы стано­вятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились только деревянные). В 1555—1561 гг. на Красной площади в Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).

Изобразительноеискусство. Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески хра­ма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой, созданные великим художником Дионисием.

Наши рекомендации