ОБСЕ – МОСТ МЕЖДУ РОССИЕЙ И НАТО

Начиная с периода 90-х в Евро-Атлантике развивались разные инструменты по обеспечению безопасности – НАТО, ОБСЕ, Западно-Европейский союз (Western Eu-ropean Union), также действовали основополагающий Венский документ 1999 года и хорошо нам знакомый ДОВСЕ. Все это составляло такую композицию организаций и документов, которая предполагала гарантии в обеспечении евро-атлантической безопасности. Основополагающий Акт между Россией и НАТО был подписан в заданных условиях рельефа безопасности. Мостом же между Россией и НАТО оставалась ОБСЕ.

Основополагающий Акт заложил принципы сотрудничества: партнерство, демократические ценности, отказ от военной силы, уважение суверенитета, взаимная открытость в планировании ВС, предотвращение конфликтов на принципах ООН и ОБСЕ, обширное сотрудничество в области миротворческих операций. В этот период сменились исторические фазы – от 1-ой фазы, когда бывшие противники стали партнерами, наши отношения перетекли во 2-ую фазу, когда Россия и НАТО поняли, что могут работать вместе. Инструментом для решения вопросов, диалога, консультаций и сотрудничества, согласно Основополагающему Акту, был Совместный Постоянный Совет Россия–НАТО, в рамках которого была намечена 21 область взаимодействия.

Дух этого документа – Основополагающего Акта – отражал опыт совместной деятельности на Балканах, где Россия и НАТО на практике доказали, что могут сотрудничать и обеспечивать своими усилиями безопасность в Евро-Атлантическом регионе, могут взаимодействовать по общепризнанным принципам проведения военных действий. Общие военные действия на Балканах (Россия участвовала в миротворческих миссиях ООН) явились прямым доказательством того, что Россия может на равных обеспечить силы и средства для укрепления безопасности Европы.

Многие аналитики отмечают, что одновременно с подписанием Основополагающего Акта в 1997 году в НАТО было принято решение о расширении, были приглашены в НАТО Венгрия, Польша и Чехия, которые в 1999 году стали членами Альянса. Если смотреть с точки зрения баланса сил, то подписание Основополагающего Акта с Россией было неким «балансированием» в стратегии НАТО. Но далее со стороны РФ появились опасения по поводу расширения НАТО, и эти опасения все усиливались.

ПЕРИОД ИЛЛЮЗИЙ

Вторая фаза отношений России и НАТО длилась с 1997 по 2002 гг. При этом 1997–1998 гг. – это были «турбулентные годы», так как и страны – кандидаты в НАТО делали многое для подготовки к вступлению в Альянс, и со стороны России были сделаны серьезные шаги в укреплении национальной безопасности и сотрудничества с НАТО. Но весь этот период в целом я бы назвал «периодом иллюзий».

Несчастный случай с подводной лодкой «Курск» в 2000 году, а потом террористическая атака на башни-близнецы 11 сентября 2001 г. драматическим образом поменяли международный политический пейзаж. Как следствие НАТО и РФ выстроили очень близкие отношения для предотвращения повторения таких трагедий. Усилился диалог и сотрудничество в области борьбы с терроризмом и в области ракетной обороны. Трагедия «Курска» заставила Запад и Россию, НАТО и Россию искать возможности для усовершенствования своих навыков в области поиска и спасения на море. Несмотря на расширение НАТО и несмотря на разногласия по ДОВСЕ, Россия и НАТО направили совместные усилия на развитие отношений. В 2002 г. НАТО и РФ подписали Римскую Декларацию глав государств и правительств Р Ф и государств – членов НАТО «Отношения Россия–НАТО: новое качество». Был создан Совет Россия–НАТО.

Если говорить о существенных различиях между документами 1997 и 2002 гг., то при прежней структуре СПС сидящие за столом переговоров страны были разделены на две части – Россия и 16 или 19 членов НАТО. В Совете Россия–НАТО в 2002 году сидели 20 одинаковых партнеров, и прошлого различия больше уже не существовало. Римская Декларация сохранила те же принципы, что и в Основополагающем Акте, но вместо 21 области сотрудничества в новом документе обозначалось 14. В сравнении с 1997 г. области сотрудничества менялись, программа стала менее обширной, но зато менее размытой и более сфокусированной. Список из 14 областей сотрудничества был определен и в 2002 году, и также далее – в 2010 году. Так как угрозы и вызовы, возникшие на повороте двух столетий, консолидировались.

Подписание Римской Декларации еще больше повысило престиж РФ. И, несмотря на то, что Россия не оказалась передовым участником программы «Партнерство ради мира», как все ожидали, вовлечение России в решение серьезных стратегических задач подчеркнуло необыкновенную военную мощь российских Вооруженных сил. Яркая черта Римской Декларации заключалась в том, что произошло разделение решаемых задач на гражданские и военные. Также обозначались задачи для международного штаба в Штаб-квартире НАТО, и для международного военного штаба.

Опираясь на опыт совместных военных действий на Балканах, военное сотрудничество было построено по принципу «building blocks», то есть по блокам и направлениям. Это было продиктовано поставленными целями военного сотрудничества: развитие совместных навыков и оперативной совместимости различных соединений и частей, проведение миротворческих операций и предотвращение кризисных ситуаций. В Римской Декларации также была обозначена задача создать совместную тренировочную базу для подготовки сил и средств для борьбы с вызовами XXI века. Но такого центра до сих пор не удалось создать.

СТАНОВЛЕНИЕ

С 2003 по 2006 гг. военное сотрудничество было структурно организовано, проводилось более 600 совместных мероприятий между военными силами НАТО и России. Это был очень важный обмен. Выполнялось более 100 программ ежегодно. В этот же период в 2003 году российские войска покинули Балканы, и на этом закончилось совместное боевое применение российских и натовских вооруженных сил. Этот период отношений можно охарактеризовать как период становления, большое влияние на отношения оказал институциональный подход НАТО к сотрудничеству.

С российской стороны для развития совместных навыков в проведении миротворческих операций была определена 15-я мотострелковая бригада, которая проводила совместные учения и тренировки с натовскими войсками, штабами и подразделениями. Проводились учения на море в 2005 году, и в 2008 году, они укрепили взаимодействие в области поиска и спасения на море. В области воздушного сотрудничества оставалась напряженность в отношении ПРО ТВД, но такие инициативы, как контроль воздушного движения, заправка в воздухе, получили новый импульс. В итоге способности российской стороны к стратегической экспедиционной переброске вооруженных сил с места на место значительно усовершенствовались. В политическом аспекте расширение НАТО в 2004 г. до 26 стран вызвало негативную реакцию России.

ЗАМОРАЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 г. В.Путин жестко критиковал Запад и НАТО за те шаги, которые Россия оценила как угрозу со стороны Запада и со стороны НАТО. Путин критиковал НАТО и США за «двойные стандарты» в связи с проведением военных операций близко к российской границе. Если быть крайне объективными, то необходимо сказать, что к 2007–2008 гг. все те европейские институты, договоры и документы, которые были предназначены для обеспечения евро-атлантической безопасности, в большинстве случаев потеряли свою значимость и актуальность. Это относилось к ОБСЕ, к Венскому документу, к миротворческим принципам. В конечном итоге это привело к противоречиям во внешней политике и в понимании международной безопасности между Западом и Россией.

Те большие ожидания, которые обе стороны возлагали на подписание Римской Декларации, не оправдались. В 2007 г. Россия выдвинула свои базовые стратегические документы по внешней политике, по безопасности, экономике и по развитию ВС. И это была стратегия выхода на арену международной политики в качестве самостоятельного игрока и означало новую расстановку влияния и сил на международной арене.

Все эти возникшие противоречия были ощутимы во время проведения Бухарестского саммита НАТО в 2008 г. Было объявлено, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Но, несмотря на существующие противоречия в связи с новыми идеями расширения Альянса, Россия и НАТО подписали договор о транспортировке грузов в Афганистан. Августовская война России и Грузии в 2008 г. привела к «замораживанию» диалога и сотрудничества между РФ и НАТО. С августа 2008 г. до мая 2010 г. наступил перерыв в военном сотрудничестве, начатом еще в 2002–2003 гг.

В плане военного сотрудничества многое пострадало, и те проекты, которые были начаты с 2003 года, остановились. Этап «замороженных» отношений закончился 27 июня 2009 года, когда на Корфу министры иностранных дел СРН решили восстановить политический диалог. И через полгода, 4 декабря 2009 года, было решено восстановить военное сотрудничество. Далее 26 января 2010 года начальники Генеральных штабов СРН реорганизовали свою политическую площадку и подписали акт по продолжению военного сотрудничества. Таким образом, военное сотрудничество было поставлено на «новые рельсы» и были утверждены новые принципы кооперации, которые включают взаимный интерес, разделение затрат и приоритет практи-ческих шагов в военном сотрудничестве, а не только политические конференции.

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ СТАЛИ ЯВЬЮ

Угрозы, которые возникли на рубеже двух веков – XX–XXI столетий, консолидировались и стали более устойчивыми и достаточно рельефными. Все они перечислены в обозначенных 14 областях сотрудничества России и НАТО. Сегодня все стремления, силы и средства надо приложить к решению современных вызовов и угроз. Надо выработать общее их понимание, общие задачи. Один вывод можно сделать сразу – наш диалог и сотрудничество осуществляются в постоянно изменяющихся внешних условиях.

Руководители стран НАТО и России обозначили две основные цели нового этапа сотрудничества – восстановление доверия и создание совместного потенциала в утвержденных областях. В отличие от всего предыдущего периода времени новое военное сотрудничество ведется в реальных конкретных областях, где есть глобальные угрозы, – это борьба с терроризмом, пиратством, спасение на море и логистика.

Политический диалог между НАТО и Россией сегодня осуществляется с большим терпением, пониманием, разъяснением. У сторон есть желание узнать реальные обоюдные озабоченности России и натовских стран. Это можно охарактеризовать как новое распределение влияния Запада и России, особенно в буферной зоне между НАТО и Россией.

Сегодня можно встретить очень много дискуссий, рассуждений о том, какой должна быть структура европейской безопасности, о чем говорит президент Дмитрий Медведев. Нам нужна совместная оценка угроз. Это самая главная задача сегодня для определения объема сил и средств для защиты суверенитета и обеспечения безопасности Европы. Конечно, удобнее и проще сказать: НАТО нацелено против России, а Россия против НАТО, чем начать разбираться в конкретных профессиональных вопросах безопасности. К сожалению, российские офицеры до сих пор убеждены, что в НАТО на полках в кабинетах стоят книги, посвященные тактике и стратегии атаки против России. В НАТО таких книг нет и таких планов не существует.

Нам нужно переместить внимание с противостояния России и НАТО. Перейти от военного противостояния потенциалов к решению конкретных задач и посмотреть на военных как на профессию. Потому что противостояния между нами больше нет, а военная профессия осталась.

Наши рекомендации