Iv. стуктурно-логические схемы, таблицы

Таблица 1

Понятие «детство» и производственные от него понятия

В различных отраслях знания

Отрасль знания Представители Содержание понятий
Философия Т.В. Карсавская, Б.Д. Муранов, Н.В. Савенко, Н.А. Мачинская, Т.Д. Попкова и др. Детство - начальный этап развития личности, индивидуального жизненного пути, на котором происходит равновесное взаимодействие социальных и биологических факторов
Этнография И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др. Детстворассматривается с точки зрения «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста; возрастные стереотипы; символизацию возрастных процессов; возрастные обряды и возрастную субкультуру. Дети- объект заботы и попечения со стороны взрослых, творцы и носители собственной субкультуры
Демография   Детство не является объектом самостоятельного изучения. Термин «ребенок» используется при определении статистических показателей ( коэффициент брачности, разводимости, рождаемости, смертности, средней предстоящей продолжительности жизни, возрастной состав), при исследовании репродуктивных функций семьи, анализе положения женщины в обществе
Экономика   Детство не является объектом самостоятельного изучения; рассматривается при определении показателей уровня жизни семей с детьми, соотношения среднедушевных доходов, размеров детских пособий, производства товаров детского ассортимента, дополнительных механизмов стимулирования деторождения
Социология Е.Б. Бреева, О.Л. Зверева, А.И. Ковалева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.П. Иванова, А.П. Платонова, Л.С. Рубан, С.Н. Щеглова, А.А. Журавлева и др. Дети - самостоятельный социально-демографический компонент социальной структуры общества. «Мир детства -…автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями» ( И.С. Кон). «Пространство детства- место, где протекает процесс постоянного физического роста, психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков» ( А.А. Журавлева)
Психология В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запоржец, А.Н. Деонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, П.П. Блонский, Э. Эриксон, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др. Детство - сложный, самостоятельный организм, неотъемлемая часть общества, начальная стадия становления человека как субъекта и как личности. На первый план выдвигаются вопросы периодизации детства, развития познавательных способностей ребенка, взаимоотношения с окружающим миром
Педагогика Отечественная педагогика ( 18-19 вв.)
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и др. Детство- системное качество личности, которое формируется на ранних ступенях жизненного развитяи и сохраняется в течение всей жизни
Педагогика советского периода
А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский и др. Дети - объект воспитания, передачи накопленного человеческого опыта, знаний
Современная педагогика
Личностно ориентировочный подход Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Сажина В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др. Ребенок – субъект , способный к личностному саморазвитию, адекватной самооценке и обладает предельной индивидуальностью
Культурологический подход Е.В. Бондаревкая, А.А. Греков, Р.М. Чумичева и др. Детство – особая субкультура жизни человека; ребенок- субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации
Антропологический подход Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянов, В.Н. Горовая, Л.В. Лидак, Л.Ф. Савинова, Е.Г. Пономарев и др. Детство- феномен жизни человека и культуры, открытая система с многообразными «перетекающими» друг в друга явлениями ( социальных в культурные, культурных в образовательные и т.п.)
Культурология Е.Н. Мухранова, А.А. Щербакова, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко, О.О. Маслова, В.В. Савицкая и др. Детство – феномен культуры. Детство – начало превращения человека из биологической в биосоциальную систему ( Е.Н. Мухранова). Субкультура детства – совокупность ценностей, верования, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества ( А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко)
Право   Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, т.е 18 лет.


Схема 1



Наши рекомендации