Iv. стуктурно-логические схемы, таблицы
Таблица 1
Понятие «детство» и производственные от него понятия
В различных отраслях знания
Отрасль знания | Представители | Содержание понятий |
Философия | Т.В. Карсавская, Б.Д. Муранов, Н.В. Савенко, Н.А. Мачинская, Т.Д. Попкова и др. | Детство - начальный этап развития личности, индивидуального жизненного пути, на котором происходит равновесное взаимодействие социальных и биологических факторов |
Этнография | И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др. | Детстворассматривается с точки зрения «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста; возрастные стереотипы; символизацию возрастных процессов; возрастные обряды и возрастную субкультуру. Дети- объект заботы и попечения со стороны взрослых, творцы и носители собственной субкультуры |
Демография | Детство не является объектом самостоятельного изучения. Термин «ребенок» используется при определении статистических показателей ( коэффициент брачности, разводимости, рождаемости, смертности, средней предстоящей продолжительности жизни, возрастной состав), при исследовании репродуктивных функций семьи, анализе положения женщины в обществе | |
Экономика | Детство не является объектом самостоятельного изучения; рассматривается при определении показателей уровня жизни семей с детьми, соотношения среднедушевных доходов, размеров детских пособий, производства товаров детского ассортимента, дополнительных механизмов стимулирования деторождения | |
Социология | Е.Б. Бреева, О.Л. Зверева, А.И. Ковалева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.П. Иванова, А.П. Платонова, Л.С. Рубан, С.Н. Щеглова, А.А. Журавлева и др. | Дети - самостоятельный социально-демографический компонент социальной структуры общества. «Мир детства -…автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями» ( И.С. Кон). «Пространство детства- место, где протекает процесс постоянного физического роста, психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков» ( А.А. Журавлева) |
Психология | В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запоржец, А.Н. Деонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, П.П. Блонский, Э. Эриксон, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др. | Детство - сложный, самостоятельный организм, неотъемлемая часть общества, начальная стадия становления человека как субъекта и как личности. На первый план выдвигаются вопросы периодизации детства, развития познавательных способностей ребенка, взаимоотношения с окружающим миром |
Педагогика | Отечественная педагогика ( 18-19 вв.) | |
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и др. | Детство- системное качество личности, которое формируется на ранних ступенях жизненного развитяи и сохраняется в течение всей жизни | |
Педагогика советского периода | ||
А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский и др. | Дети - объект воспитания, передачи накопленного человеческого опыта, знаний | |
Современная педагогика | ||
Личностно ориентировочный подход Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Сажина В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др. | Ребенок – субъект , способный к личностному саморазвитию, адекватной самооценке и обладает предельной индивидуальностью | |
Культурологический подход Е.В. Бондаревкая, А.А. Греков, Р.М. Чумичева и др. | Детство – особая субкультура жизни человека; ребенок- субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации | |
Антропологический подход Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянов, В.Н. Горовая, Л.В. Лидак, Л.Ф. Савинова, Е.Г. Пономарев и др. | Детство- феномен жизни человека и культуры, открытая система с многообразными «перетекающими» друг в друга явлениями ( социальных в культурные, культурных в образовательные и т.п.) | |
Культурология | Е.Н. Мухранова, А.А. Щербакова, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко, О.О. Маслова, В.В. Савицкая и др. | Детство – феномен культуры. Детство – начало превращения человека из биологической в биосоциальную систему ( Е.Н. Мухранова). Субкультура детства – совокупность ценностей, верования, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества ( А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко) |
Право | Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, т.е 18 лет. |
Схема 1