Тема 15. Правовые системы современности
Понятие правовой системы. Основания классификация правовых систем. Понятие правовой семьи. Виды правовых систем: общее и особенное. Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья. Религиозные правовые семьи. Семья обычного права.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометы на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в основной и при необходимости дополнительной литературе, названной в программе курса, сделать для себя необходимые выписки. Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу.
При подготовке развернутого ответа, доклада рекомендуется составить план, включить в него цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, в первую очередь, необходимо его прочитать минимум 2-3 раза, попытаться понять его содержание.
При подготовке к семинарским занятиям приветствуется использование интернет-ресурсов. Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для интернет-ресурсов – адрес (URL). При работе с интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, выходные данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает никакой критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению изучаемого материала. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется. Также следует обращаться к официальным сайтам органов власти, справочным правовым системам, в которых представлена актуальная правовая и справочная информация, правоприменительная практика, которая постоянно обновляется.
В целях контроля качества освоения дисциплины преподаватель проводит текущий контроль в форме оценки докладов, сообщений, участия студентов в круглом столе, решения практических задач, тестирования, устного или письменного опроса, иных формах.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работапо дисциплине предполагает: выполнение студентами домашних заданий, типовых семестровых расчетов, контрольных работ. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического и практического материала по базовым вопросам дисциплины. Для более глубокого изучения отдельных вопросов дисциплины рекомендуется использовать учебные пособия для студентов математических специальностей. Контрольные работа и типовые расчеты планируются по каждому разделу и предоставляются в течение семестра, в срок, определяемый графиком учебного процесса, до проведения промежуточной аттестации.
При выдаче заданий на самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки, рекомендует справочную литературы для подготовки решений. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Самостоятельная работа осуществляется индивидуально.
Контроль самостоятельной работы организуется в двух формах:
· самоконтроль и самооценка студента;
· контроль со стороны преподавателей (текущий и промежуточный). Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, промежуточный контроль осуществляется на зачете, экзамене в устной или письменной форме.
Текущий и промежуточный контроль может осуществляться посредством тестовых материалов. Критерии выполнения тестовых заданий объема теста, уровня сложности заданий и оговариваются индивидуально по каждому тесту.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
· уровень освоения студентом учебного материала;
· умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· сформированность умений;
· оформление материала в соответствии с требованиями.
Методические рекомендации по написанию рефератов:
Самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту.
Целью реферата является корректное и обоснованное раскрытие актуальной философской темы, на основе применения современной методологии, ознакомление с репрезентативными источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию преподавателя.
Адекватный данному реферату понятийный аппарат должен быть представлен в начале реферата. Понятийный аппарат – необходимый инструментарий для корректного раскрытия темы.
Структура реферата. Реферат состоит из «Введения», где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи реферата, определяется уровень исследования проблемы; 2-3 разделов, при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итог анализа и формулируются некоторые выводы.
Список реферируемой литературы приводится в конце реферата в алфавитном порядке. План реферата или оглавление приводится в начале реферата перед «Введением».
Структура реферата должна быть обоснованна, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.
Объем реферата от 15 до 25 страниц.
Типы рефератов:
«Обзор» – корректное рассмотрение воззрений различных авторов по предложенной теме;
«анализ» – предполагает помимо изложения различных точек зрения, обоснованное суждение самого автора;
«эссе» – размышление-анализ по выбранной теме, что не должно исключать ознакомления с соответствующими логическими и историческими работами.
Оформление реферата предполагает наличие титульного листа, обложки, библиографии после текста реферата. Реферат должен быть сброшюрован.
При оценке реферата преподаватель исходит из следующих критериев:
· соответствие темы реферата содержанию,
· достаточность и современность привлеченных к рассмотрению философских источников,
· аналитичность работы,
· методологическая корректность,
· нетривиальность суждений,
· новизна взгляда,
· обоснованность выводов,
· логичность построения,
· использование философского понятийного аппарата,
· стиль работы и оформление реферата.
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
2. При оценке реферата преподаватель учитывает
· качество
· степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
· связность, логичность и грамотность составления
· оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата обучающимся предусматривает
· доклад по реферату не более 5-7 минут
· ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 2015 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/, с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки
Примерные темы рефератов
1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Развитие и современное состояние теории государства и права.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Закономерности возникновения государства и права.
5. Понятие и сущность государства.
6. Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала.
7. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.
8. Современные теории происхождения государства.
9. Основные признаки правового государства.
10. Типология государств: современный взгляд на проблему.
11. Форма государства: понятие, характеристика элементов.
12. Механизм государства.
13. Понятие механизма (аппарата) современного государства.
14. Органы государства и их классификация.
15. Характеристика функций современного государства.
16. Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала.
17. Социальное государство: понятие и сущность.
18. Унитарное государство - общая характеристика.
19. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления.
20. Соотношение права, государства и экономики.
21. Типология государства.
22. Социалистический тип государства: действительность и модель.
23. Тоталитарное государство.
24. Правовое государство и гражданское общество.
25. Теория политической системы общества.
26. Форма государства.
27. Теория разделения властей.
28. Система правоохранительных органов.
29. Цели, задачи и функции государства.
30. Теория прав человека.
31. Современные подходы к пониманию права.
32. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.
33. Сущность и признаки права.
34. Источники (формы) права.
35. Основные правовые системы современности.
36. Принципы и функции права.
37. Нормотворчество.
38. Норма права.
39. Нормативные правовые акты: их особенности и отличие от других источников права.
40. Система права.
41. Систематизация нормативных правовых актов.
42. Формы реализации права.
43. Применение норм права: понятие и основные стадии.
44. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
45. Акты применения правовых норм: понятие, виды.
46. Толкование норм права.
47. Понятие, основные признаки и элементы системы права.
48. Правоотношение: понятие и основные признаки.
49. Структура правоотношения.
50. Юридические факты: понятие, классификация.
51. Виды правоотношений.
52. Объекты правоотношений.
53. Субъекты правоотношений.
54. Юридическая ответственность: понятие, основания, разновидности.
55. Механизм правового регулирования и его элементы.
56. Правосознание и правовая культура.
57. Правонарушение: понятие, признаки.
58. Законность и правопорядок.
59. Социальные корни правонарушений.
60. Соотношение права и морали.
61. Право и закон: теории их соотношения.
62. Понятие и виды правонарушений.
63. Реализация принципа законности в деятельности органов государственной власти.
64. Проблемы кодификации современного российского законодательства.
65. Формирование правосознания юриста.
66. Современные теории происхождения права.
67. Фикции и презумпции в праве.
68. Правовые семьи: общая характеристика.
69. Парламентаризм как реализация принципа разделения властей.
70. Особенности Российского федерализма.
71. Принцип (теория) разделения властей: становление, развитие, проблемы реализации.
72. Место и роль государства в политической системе общества.
73. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
74. Юридический позитивизм.
75. Концепции естественного права.
76. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность: соотношение понятий, их характеристика.
77. Правомерное поведение: понятие и виды.
78. Правовая культура: понятие и структура.
79. Семья религиозного права.
80. Семья традиционного права.
81. Романо-германская правовая семья.
82. Англосаксонская правовая семья.
83. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
84. Республика как форма правления.
85. Монархия как форма правления.
86. Федерация как форма государственного устройства.
87. Особенности отраслей российского права.
88. Правовой статус конфедерации.
Студенты заочной, очно-заочной формы обучения самостоятельно изучают содержание тем, не освещенное в ходе лекционных и семинарских занятий, опираясь на содержание курса и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к промежуточной аттестации рационально используйте время. Сначала ознакомьтесь с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять части. При подготовке ответа на вопрос сначала составьте план. Помните, что ваш ответ – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не старайтесь всё выучить наизусть – это невозможно. Старайтесь понять суть, излагайте ее собственными словами. Иллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями, примерами.
Примерная тематика индивидуальных заданий
1.Предмет теории государства и права.
2.Теория происхождения государства.
3.Признаки государства.
4.Политические партии в политической системе общества.
5.Понятие функций государства и их классификация.
6.Формы реализации функций государства.
7.Представительные (законодательные) органы государства.
8.Исполнительные органы государства.
9.Правительство и его функции.
10.Понятие формы государства и факторы, влияющие на ее образование.
11.Федерация понятия и признаки.
12.Виды субъектов федерации.
13.Государственно-правовой режим и его признаки.
14.Понятие правового статуса гражданина и его структура.
15.Политические права граждан.
16.Понятие правового государства и факторы, влияющие на его формирование.
17.Разделение властей — основной признак правового государства.
18.Теория и практика формирования правового государства в России.
19. Соотношение объективного и субъективного права.
20. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
21. Проблемы разрешения коллизий в праве.
22. Виды правомерного поведения.
23. Соотношение понятий законность и правопорядок.
24. Правовой нигилизм: понятие, причины, формы, пути преодоления.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
1. Радько, Т.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, Лазарев В.В., Морозова Л.А. - Гриф УМО. - Москва: Проспект, 2014. - 568с.
2. Теория государства и права [Текст]: учебник ВУЗ / Липинский Д.А., Березовский Д.В., Мусаткина А.А.; Малько А.В. - Гриф МО; четвертое издание, стереотипное. - М.: КНОРУС, 2012. - 400с.
3. Теория государства и права. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям/ Е.А. Сунцова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 327 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34519.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Теория государства и права: учебник вуз / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - Москва: Издательский дом "Дело", 2015. - 528с.
Дополнительная литература
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. Б. Венгеров. - 2-е изд. - М. : Омега-Л, 2005. - 608 с. - (Высшее юридическое образование).
2. Бертран Ж. Власть. Естественная история ее возрастания. М.,2010.
3. Варламова Н. В. Правотворчество как процесс позитивации права:содержание, формы процедуры // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации. М.,2006.
4. Варламова Н. В. Принцип формального равенства как основание диалектического снятия противоположности метафизических и позитивистских интерпретаций права // Право и общество в эпоху перемен. М.,2008.
5. Варламова Н. В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. М., 2010.
6. Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. М., 2009.
7. Ильин И.А. Теория права и государства [Электронный ресурс]/ Ильин И.А. — Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2013. — 552 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4539. — ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Казаков В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник / Казаков В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2015.— 362 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33398.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
9. Колоткина О.А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Колоткина О.А., Ягофарова И.Д.— Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015. — 176 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49700.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
10. Малахов В.П. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Малахов В.П., Горшенёва И.А., Иванов А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52572.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
11. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение. М.,2008.
12. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция»/ Оксамытный В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 511 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52525.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
13. Правовые режимы: теоретико-отраслевой аспект / под ред. А. В. Малько, И. С. Барзиловой. М., 2012.
14. Разуваева Н. Н. Традиционное государство: природа, сущность, типология. СПб., 2008.
15. Рассолов М.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ Рассолов М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 575 c.
16. Старков О.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Старков О.В., Упоров И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 371 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35316.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
17. Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Сырых В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 704 c.
18. Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. Избранное. М., 2010.
19. Честнов И. Л. Методология и методика юридического исследования. СПб., 2004.
20. Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.
21. Четвернин В.А. Проблемы теории права и государства. М., 2007.
22. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст] : учебник ВУЗ / В.Н. Хропанюк. - 6-е издание, стереотипное. - М.: Омега-Л, 2012. - 323с.
23. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник ВУЗ / М. Н. Марченко. - Гриф МО ; 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 2011. - 656с.
24. Лейст О.Э. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / Лейст О.Э., Бережнов А.Г., Кененов А.А.— М.: Зерцало-М, 2011. 520— c.
25. Власова Т.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2011.— 226 c
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. http:// teoria-prava.hse.ru/. (Лаборатория теоретических исследований права и государства ГУ-ВШЭ)
2. http:// www. allpravo.ru/library/ (Портал «Всё о праве», электронная библиотека)
3. http:// www.kodeks.ru/ (Справочно-правовая система «Кодекс»)
4. http://www.consultant.ru/ (Справочно-правовая система «Консультант Плюс")
5. www. garant.ru/ (Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»)
6. http://www.iprbookshop.ru/ (ЭБС «IPRbooks»)
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
1. Справочная правовая система «Консультант-Плюс»
2. Справочная правовая система «Гарант».
3. Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»
4. Работа на компьютере проводится с использованием лицензионных версий операционной системы Microsoft Windows XP Prof.
5. Индивидуальные задания выполняются студентами с использованием лицензионного программного обеспечения MS Office.
6. Информационно-коммуникационные технологии (использование Интернета для выполнения индивидуальных заданий, подготовка презентаций в Power-Point по материалам изучаемой темы)
Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств разработан для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Теория государства и права» и входит в состав образовательной программы. Фонд оценочных средств предназначен для проверки качества освоения компетенций, заявленных в программе дисциплины в соответствии с учебным планом.
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающегося – оценивание промежуточных и конечных результатов обучения по дисциплине.
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и индивидуальной работы со студентами, по результатам выполнения самостоятельных работ (эссе, рефератов, индивидуальных заданий), в ходе семинарских занятий и тематического тестирования. Текущий контроль представляет собой регулярно осуществляемую проверку усвоения учебного материала. Данная оценка предполагает систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также необходимость балльной оценки успеваемости студента.Оценка знаний, умений и навыков осуществляетсяна всех семинарских и практических занятиях по всем формам обучения в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.
Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующей теме практического занятия, а также усвоения основных положений ранее пройденного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.
Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.
Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.
Планы семинарских занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению, подготовку докладов и сообщений студентов по темам занятий, выполнение практических заданий, выполнение иных заданий.
Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом семинарском занятии (кроме студентов заочной формы обучения, для которых контроль СРС организуется перед зачетно-экзаменационной сессией). Итоговая оценка СРС выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно-экзаменационной сессии.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета и экзамена.
На зачете и экзамене осуществляется комплексная проверка знаний, умений и навыков студентов. Экзамен служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических знаний и практических умений, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценивание в ходе текущего и промежуточного контроля осуществляется по четырехбалльной шкале.
Оценка «отлично» ставится, если студент демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Оценка «хорошо» ставится, если студент демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий студент показывает владение менее 50% приведенных показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Примерные тестовые задания
Теоретические вопросы |
Хронологическое изучение особенностей развития права и государства различных стран осуществляется в рамках наук: а) технических; б) естественных; в) историко-правовых; г) юридических. Теорию государства и права со всеми юридическими науками объединяет: а) принцип познания; б) метод познания; в) объект; г) предмет. |
Предметом науки теория государства и права является: а) государственно-правовая жизнь общества; б) система основных юридических понятий; в) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; г) перечисленные в п. б и в. |
Система методов и средств познания и объяснения окружающей действительности это: а) предмет науки; б) механизм правового регулирования; в) методология науки; г) теоретические подходы. Согласно какой теории происхождения государства воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне — с ногами и руками, а движения и связи — с нервами: а) органической; б) теологичекой; в) психологической; г) насилия; д) рассовая. |
Совокупность всех государственных органов, наделенных властными полномочиями в отношении всего населения, находящегося на территории государства — это: а) форма государства; б) государственный аппарат; в) механизм государства; г) сущность государства. |
Совокупность взаимодействующих между собой политических норм, идей и основанных на них политических институтов и учреждений, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государств, представляет собой: а) правовые нормы; б) доктрины ученых-юристов; в) политическую систему; г) гражданское общество. Право свободного распоряжения своими способностями к труду относится к: а) личным правам; б) политическим; в) культурным; г) экологическим. |
Наличие гражданского общества характерно для: а) местного самоуправления; б) правового государства; в) социального государства; г) для любого государства. Осуществление государственной власти на основе закона и ограничение ее законом признак: а) цивилизационного общества; б) демократии; в) тоталитарного государства; г) правового государства. |
Выработка системы основных юридических понятий входит в предмет: а) социологии; б) теории государства и права; в) экономической теории; г) истории государства и права. |
Система методов и средств познания и объяснения окружающей действительности — это: а) механизм правового регулирования; б) правоотношение; в) система права; г) методология науки. |
«Государство возникает при необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений» - это: а) регулятивная теория; б) естественно-правовая теория; в) ирригационная теория; г) патримониальная теория. |
Совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств — это: а) сущность государства; б) форма государства; в) функции государства; г) тип государства. |
Формы осуществления функций государства — это: а) правотворческая, внутренняя, идеологическая; б) правотворческая, правоохранительная, экономическая; в) правотворческая, правоисполнительная, политическая; г) правотворческая, правоохранительная, правоисполнительная. Элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов, способов, с помощью которых осуществляется государственная власть — это: а) чрезвычайный режим; б) монархическая конфедерация; в) федеративное государство; г) политико-правовой режим. |
Примерный перечень вопросов к зачету
1.Теория государства и права, их объект, предмет и методология
2.Публичная власть как признак государства.
3.Основные причины возникновения государства
4.Теологическая теория происхождения государства
5. Патриархальная и насильствен