Тема 5.1 Социально – экономическое развитие России в начале XX века
Лекция № 9 (2 часа)
Социальные преобразования в русском обществе, усиление дифференциации. Особенности экономики России в начале XX века, монополизация капитала. Реформы С. Ю. Витте. Русско – японская война (1904 – 1905 г.), причины поражения России и территориальные уступки. Рост стачечного движения, события 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье»). Совет уполномоченных депутатов. Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., развитие избирательного права, развитие многопартийности: «Союз 17 октября» (октябристы), Конституционно – демократическая партия (кадеты), «Союз русского народа» (националисты – черносотенцы). Восстания: матросов на броненосце Князь Потемкин – Таврический», в Севастополе, Кронштадте и Свеаборге. Деятельность Государственных Дум. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Ситуация в России накануне Первой Мировой войны, участие в Антанте. Объявление мобилизации в русскую армию. Влияние войны на экономику страны, усиление социального напряжения, рост забастовочного движения. Развитие общенационального кризиса.
Семинарское занятие № 9 (2 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Социальная структура российского общества в начале XX века. Особенности экономики России в начале XX века, монополизация капитала. Реформы С. Ю. Витте: введение государственной винной монополии, денежная реформа, рост иностранных займов и представительств иностранных банков. Первая буржуазно – демократическая революция в России. Сущность аграрной реформы П. А. Столыпина и её итоги. Причины и итоги поражения России в русско – японской войне. События 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье»). Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Деятельность Государственных Дум. Ситуация в России накануне Первой Мировой войны, участие в Антанте. Влияние войны на экономику страны, усиление социального напряжения, рост забастовочного движения. Развитие общенационального кризиса.
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
Русско – японская война: причины, ход, итоги, последствия.
Деятельность Государственных Дум, как становление российского парламентаризма.
Антанта и Россия.
События 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье»)
Самостоятельная работа (4 часа)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы:Какова была структура российского общества в начале XX века? Какие особенности имела экономика России в начале XX века? В чем заключались реформы С. Ю. Витте? В чем заключались сущность аграрной реформы П. А. Столыпина и её итоги? Что явилось причинами поражения России в русско – японской войне? Что произошло в России 9 января 1905 г.? Как можно охарактеризовать деятельность Государственной Думы I, II, III, IV созывов? Как складывалась ситуация в России накануне Первой Мировой войны?
2. Подготовить реферат на заданную тему.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о структуре российского общества в начале XXвека, особенностях формирования экономики России в начале XXвека, обоснованности проведения реформ С. Ю. Витте, аграрной реформы П. А. Столыпина и их итогах, причинах и итогах поражения России в русско – японской войне, о событиях 9 января 1905 года и значении для последующих революций, деятельности Государственных Дум и влиянии на становление парламентаризма в России, ситуации в России накануне Первой Мировой войны
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов
навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.
Лекция № 10 (2 часа)
Предпосылки и причины Февральской революции. События второй половины февраля 1917 г. Создание Петроградского совета рабочих депутатов. Временный комитет Государственной Думы. Манифест Николая II об отречении от престола от 2 марта 1917 г. Создание в воинских частях выборных солдатских комитетов и их влияние на состояние дисциплины в армии. Формирование Временного правительства. Двоевластие. Арест царской семьи. Реформа органов правопорядка и амнистия: влияние на криминогенную обстановку в стране. Апрельский и июньский кризисы. Июльский кризис и создание коалиционного правительства. Действия Л. Г. Корнилова (Корниловский мятеж). Создание Директории (Совет Пяти). Третье коалиционное правительство. Созыв Предпарламента.
Семинарское занятие № 10 (2 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Усиление стачечного движения во второй половине февраля 1917 г. Расстрел демонстрации 26 февраля 1917 г. Создание Петроградского совета рабочих депутатов. Деятельность Временного комитета Государственной Думы. Манифест Николая II об отречении от престола. Формирование Временного правительства. Двоевластие. Действия Временного правительства по преобразованию страны. Реформа органов правопорядка и амнистия: влияние на криминогенную обстановку в стране. Апрельский и июньский кризисы. Июльский кризис и создание коалиционного правительства. Корниловский мятеж. Действия Красной гвардии. Создание Директории (Совет Пяти). Третье коалиционное правительство. Созыв Предпарламента (Всероссийского демократического совещания).
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
Февральская демократическая революция.
Лавр Георгиевич Корнилов – мятежник или защитник Отечества?
Временное коалиционное правительство.
Трагедия царской семьи.
Самостоятельная работа (4 часа)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Каковы предпосылки и причины Февральской революции? Как можно охарактеризовать обстановку в России в феврале 1917 г.? При каких обстоятельствах Николай II отрекся от престола? В чем сущность двоевластия? Что такое Временное правительство и какие оно имело полномочия? Как можно охарактеризовать Корниловский мятеж? Что такое Красная гвардия? Что такое Директория? Что такое Предпарламент?
2. Подготовить реферат на заданную тему.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о предпосылках и причинах Февральской революции в России, обстоятельствах и месте отречения от престола последнего императора России, сущности двоевластия, полномочиях Временного правительства, как формировались отряды Красной гвардии, сущности Директории и Предпарламента
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов
навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.