Тема 3.3 Смутное время. Самозванцы. Церковный раскол. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный» век. Внешняя политика России в XVII веке
Лекция № 6 (2 часа)
Приход к власти Б. Годунова. Версии гибели царевича Дмитрия. Периодизация русской Смуты. Факторы и причины Смуты. Польско – литовская интервенция, появление самозванца Лжедмитрия I, провозглашение его русским царём. Избрание Земским собором русским царём Василия Шуйского. Двоевластие. Восстание под предводительством И. Болотникова. Захват власти Семибоярщиной. Договор о призвании на русское царство Владислава. Создание отрядов народного ополчения. Изгнание поляков. Избрание на Земском соборе Михаила Романова. Заключение договора вечного мира между Россией и Швецией, русско – польское перемирие. Приход к власти царя Алексея Михайловича. Реформы Никона. Церковный раскол: официальная церковь и старообрядчество. Принятие Соборного уложения 1649 г. «Бунташный» век. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией. Деятельность Богдана Хмельницкого. Русско – польская война (1654 – 1667 гг.), её последствия.
Семинарское занятие № 6 (2 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Переход трона после смерти Ивана Грозного в руки боярина Бориса Годунова. Русская Смута: причины, этапы, последствия. Причины военной поддержки Польшей похода Лжедмитрия I. Избрание Земским собором русским царём Василия Шуйского. Двоевластие. Причины и итоги восстания под руководством И. Болотникова. Тушинский «вор» Лжедмитрий II. Захват власти Семибоярщиной. Договор о призвании на русское царство польского королевича Владислава. Создание отрядов народного ополчения, особенности формирования отрядов. Избрание царём Михаила Романова. Приобретения и потери России по Столбовскому миру и польско – российскому перемирию. Царь Алексей Михайлович и его взаимоотношения с патриархом Никоном. Реформы Никона. Церковный раскол: официальная церковь и старообрядчество. Характеристика Соборного Уложения 1649 г. Соляной, Медный бунты, Псковское и Новгородское восстания 1650 г., восстание под руководством С. Разина 1670 – 1671 г. Национально – освободительное движение Украины под руководством Б. Хмельницкого. Воссоединение Украины с Россией. Русско – польская война (1654 – 1667 гг.), её последствия.
Контрольная работа № 1 на тему: «История как наука. Образование государственности на Руси. Древнерусское государство Киевская Русь. Период феодальной раздробленности (XIII – XV вв.) Социально-экономическое и политическое развитие единого российского государства (XV – XVII вв.).
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
Смутное время: причины, этапы, последствия.
Самозванцы в истории России.
Освобождение Москвы Вторым народным ополчением.
Национально – освободительное движение на Украине под руководством Б. Хмельницкого.
Самостоятельная работа (4 часа)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Какое время в истории России получило название Смутного? Каковы причины Русской Смуты. Составьте описание периодизации Русской Смуты. Чем характеризовалось двоевластие? Почему Польша оказала военную помощь самозванцам? Что такое Семибоярщина? Каковы были особенности сбора отрядов ополчения в Нижнем Новгороде? Кто возглавлял отряды нижегородского народного ополчения? Почему к власти в России после Смуты пришёл именно Михаил Романов? Кто такой патриарх Никон и в чем заключались его реформы? Что такое старообрядчество? Когда было принято Соборное Уложение? Что понимают под Соляным, Чумным и Медным бунтами? Опишите основные этапы восстания под руководством С. Разина. Чем характеризовалась внешняя политика Российского государства в XVIII веке? Как происходило воссоединение Украины с Россией?
2. Подготовить реферат на заданную тему.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о причинах, этапах, последствиях Смутного времени, причинах военной поддержки Польшей похода Лжедмитрия I и польско – литовской интервенции, особенностях формирования отрядов народного ополчения, причинах и итогах основных народных волнениях XVIIвека: Соляного, Медного бунтов, Псковского и Новгородского восстаний 1650 г., восстания под руководством С. Разина 1670 – 1671 г., сущности национально - освободительного движения на Украине под руководством Б. Хмельницкого и особенностях присоединения земель Украины к России
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов
навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.