Парламентские комитеты и комиссии
В Конституции России в ст. 101 ч. 3 предоставляется Совету Федерации и Государственной Думе образовывать из своего состава комитеты и комиссии. По Конституции им придан статус вспомогательных органов палат Федерального Собрания. В Государственной Думе они действуют на протяжении созыва Думы. Комиссии могут быть как постоянными, так и временными. Постоянные комиссии отличаются от комитетов тем, что выполняют функциональные, обслуживающие палату задачи, тогда как предметы ведения комитетов образуют отрасли и сферы управления с их конкретными проблемами. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи, после выполнения которой прекращают свое существование.
Комитеты и комиссии Государственной Думы образуются из числа депутатов палаты.
Комитеты и комиссии Совета Федерации образуются из числа членов палаты, являются постоянно действующими органами палаты.
Комитеты разрабатывают и обсуждают законопроекты и проекты иных актов палаты или Федерального Собрания, готовя их к рассмотрению на пленарных заседаниях палат либо реализуя высказанные палатами замечания. Кроме того, комитеты готовят проекты решений по иным вопросам, входящим в компетенцию соответствующей палаты, организуют парламентские слушания. По основным направлениям своей деятельности комитеты могут образовывать подкомитеты.
Комиссии создаются палатами либо на весь срок полномочий (в Совете Федерации – на неопределенный срок), как, например, счетные комиссии или комиссии, специально предусмотренные регламентами палат, либо временно – до выполнения задачи или истечения установленного срока. Палаты создают также согласительные комиссии для урегулирования разногласий по федеральным законам, принятым Государственной Думой, или специальные комиссии по федеральным законам, принятым Федеральным Собранием и отклоненным Президентом РФ.
Статус комитетов и комиссий палат Федерального Собрания регулируется регламентами палат. Регламенты предусматривают, что каждый член палаты, кроме Председателя и его заместителей (в Государственной Думе – также руководителей депутатских объединений), должен входить в состав одного из комитетов, но в то же время не более одного.
Численный состав комитетов определяется палатой, однако комитет Совета Федерации должен насчитывать не менее 8 членов, а численный состав комитета Государственной Думы –
от 12 до 35 депутатов. Комитеты и комиссии Думы образуются, как правило, на основе пропорционального представительства депутатских объединений. Персональный состав комитета и его председатель (в Государственной Думе это относится также к комиссиям) утверждаются постановлением палаты, причем председатель комитета и его заместители избираются на заседании комитета большинством голосов общего числа его членов.
В соответствии со ст. 15 Регламента в Совете Федерации действуют следующие
11 комитетов:
— по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
— по вопросам безопасности и обороны;
— по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
— по вопросам социальной политики;
— по вопросам экономической политики;
— по международным делам;
— по делам Содружества Независимых Государств;
— по аграрной политике;
— по науке культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
— по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
— по делам Севера и малочисленных народов.
Совет Федерации может ликвидировать отдельные комитеты или образовывать новые.
Что же касается постоянных и временных комиссий Совета Федерации, то в их состав могут входить члены комитетов Совета. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В состав временных комиссий палаты могут входить Председатель Совета Федерации и его заместители.
Регламентом (ст. 27) предусмотрена постоянная комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам.Эта комиссия:
а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам, регулирующим статус члена Совета Федерации;
б) анализирует и обобщает предложения, поступающие от комитетов и членов Совета Федерации, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение палаты предложения об изменении Регламента;
в) консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководство Аппарата Совета Федерации, руководителей его структурных подразделений по положениям Регламента;
г) проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия членов Совета Федерации, положениям ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
д) готовит заключения и вносит на заседание Совета Федерации проекты постановлений Совета о признании, прекращении или подтверждении полномочий его членов;
е) готовит заключения по представлению Генерального прокурора о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности;
ж) организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств-участников Содружества Независимых Государств, законодательных (представитель-ных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Председатель комитета Совета Федерации и его заместитель не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Комитет может освободить председателя и его заместителя от исполнения их обязанностей, однако в отношении председателя такое решение комитета подлежит утверждению постановлением Совета Федерации.
Процедура комитетов и комиссий определена в ст.ст. 32-37 Регламента.
Заседания комитетов и комиссий проводятся не реже раза в месяц и правомочны в присутствии большинства членов комитета, комиссии. Комитеты могут заседать и в субъектах Федерации (очевидно, иных, чем Москва) с уведомлением Совета Федерации. Внеочередное заседание созывается председателем комитета, комиссии по своей инициативе либо по поручению Председателя Совета Федерации или его заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее 1/4 общего числа членов комитета, комиссии. Председатель комитета или комиссии не позднее, чем за 72 часа уведомляет о заседании членов комитета, комиссии, Председателя Совета Федерации, соответствующие комитеты, комиссии Государственной Думы, Правительство, соответствующие федеральные министерства и ведомства, а также инициатора обсуждаемого законопроекта. Эту же информацию помещают на доске объявлений палаты. Комитеты, комиссии могут проводить и совместные заседания.
Деятельность комитетов и комиссий осуществляется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Члены Совета Федерации, не являющиеся членами данного комитета или комиссии, могут присутствовать на заседании с правом совещательного голоса и выступать в течение времени, определенного комитетом, комиссией. В заседании могут участвовать также представитель Президента, представитель и члены Правительства, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты. Представители органов государственной власти и общественных объединений участвуют в заседаниях комитета, комиссии с согласия председателя комитета, комиссии. При обсуждении вопросов, входящих в их компетенцию, приглашаются, кроме того, работники правового управления и иных структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. Могут приглашаться также представители средств массовой информации.
Комитет, комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.
Комитет, комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц. Указанные органы и лица обязаны сообщать о результатах рассмотрения письменных обращений и принятых по ним мерах, а также предоставлять запрашиваемые материалы и документы комитету, комиссии Совета Федерации в согласованные с ними сроки.
Для подготовки вопросов и организации парламентских слушаний комитет, комиссия могут создавать рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, других государственных органов; общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Федерации. Комитет, комиссия могут создавать также экспертные советы на общественных началах, привлекать экспертов и назначать независимую экспертизу законопроектов. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны представлять комитетам и комиссиям запрашиваемые ими материалы и документы.
Совет Федерации заслушивает отчеты своих комитетов и комиссий по вопросам их ведения.
Процедурные решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов, решения комитета о созыве внеочередного заседания Совета Федерации 2/3 общего числа членов комитета, остальные решения – большинством общего числа членов комитета, комиссии.
Ст.109 - роспуск ГД
Согласно ст. 20, Регламента Государственная Дума образует следующие 28 комитетов:
— по конституционному законодательству и государственному строительству;
— по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
— по труду и социальной политике;
— по бюджетам и налогам;
— по кредитным организациям и финансовым рынкам;
— по экономической политике, предпринимательству и туризму;
— по собственности;
— по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
— по энергетике, транспорту и связи;
— по обороне;
— по безопасности;
— по международным делам;
— по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
— по делам Федерации и региональной политике;
— по вопросам местного самоуправления;
— по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
— по информационной политике;
— по охране здоровья;
— по образованию и науке;
— по делам женщин, семьи и детей;
— по аграрным вопросам;
— по природным ресурсам и природопользованию;
— по экологии;
— по культуре;
— по делам общественных объединений и религиозных организаций;
— по делам национальностей;
— по физической культуре, спорту и делам молодежи;
— по проблемам Севера и Дальнего Востока;
— по делам ветеранов.
В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об образовании или о ликвидации комитета Думы оформляется постановлением палаты. Комитеты образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Положение о комитетах Думы утверждается постановлением палаты.
Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия, состав, положение о комиссии, а также дата представления и форма отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, определяются постановлением палаты. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы. Председатель мандатной комиссии избирается в том же порядке, что и председатели комитетов, и в ее состав не могут избираться Председатель Государственной Думы и его заместители.
Председатели комитетов избираются палатой. Должности председателей комитетов распределяются обычно по пакетному принципу, т.е. по договоренности между всеми депутатскими объединениями.
Процедура комитетов и комиссий в основном аналогична процедуре комитетов и комиссий Совета Федерации и лишь в отдельных частностях имеет свои особенности. Заседания проводятся не реже двух раз в месяц. Депутат обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, в состав которых входит. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в их состав. На заседании вправе присутствовать полномочные представители Президента и Правительства в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании, а также могут присутствовать статс-секретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно. Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в регионах командирование депутатов Государственной Думы, работников аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком. Вопрос о проведении указанных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на дни заседаний Думы, решается Советом Государственной Думы по представлению комитета, комиссии.
Вопросы для самоконтроля и размышления 3.09.
1.Статус и структура Федерального Собрания.
2.Конституция РФ право законодательной инициативы предоставляет:
3.Совет Федерации на основании Конституции РФ имеет следующие полномочия:
4.Понятие «парламентские процедуры» включает в себя:
5.В соответствии со ст. 15 Регламента в Совете Федерации действуют следующие комитеты:
6. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:
7. Стадии законодательного процесса:
1. Каково содержание понятий законодательный процесс и законодательные процедуры? Как они соотносятся между собой?
2. От чего зависит и каков порядок формирования парламента в различных представительных демократиях?
3. Охарактеризуйте Федеральное Собрание РФ в совокупности его функций и полномочий (обеих палат: единые и различающиеся).
4. Как принятия Закона от 5 августа 2000 г.?изменился статус, порядок формирования Совета Федерации после