Парламент — универсальная категория в мировом сообществе

Президенту РФ,

Совету Федерации,

Членам Совета Федерации,

Депутатам Государственной Думы,

Правительству РФ,

Выборы

Основная статья: Выборы в Государственную думу

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Структура Госдумы

Аппарат Госдумы

Основная статья: Аппарат Государственной думы

Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Руководители Аппарата Государственной думы

  • Войков Андрей Иванович (1994—1996)
  • Трошкин Николай Никитич (1996—2002)
  • Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)
  • Чернявский Валентин Семенович (2005—2007)
  • Сигуткин Алексей Алексеевич (2007—2012)
  • ПоллыеваДжаханРеджеповна (с 2012)

Председатели Госдумы

Основная статья: Председатель Государственной думы

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)

  • Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)

Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)

  • Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной думы № 7-II ГД), фракция КПРФ

Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)

  • Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат

Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)

  • Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — постановление Государственной думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия»

Государственная дума V созыва (24 декабря 2007 г. — 4 декабря 2011 г.)

  • Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — постановление Государственной думы № 3-V ГД), фракция «Единая Россия»

Пленарных заседаний,

Заседаний комиссий,

заседаний комитетов.

Сессии парламента — это период времени, в течение которого палаты вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией.Федеральное Собрание РФ действует не в порядке кратковременных периодических сессий, а является постоянно действующим органом (ст. 99), начинает свою работу на тридцатый день после избрания (созыва). Конституцией предусмотрено право Президента РФ созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (ст. 99, ч. 2).

Пленарные заседания — это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Их условно можно разделить на организационные (проводятся сразу после выборов, регулируются Конституцией (ст. 99, ч. 3,) и регламентом) и обычные. Процедуры обычных пленарных заседаний также подробно определяются регламентом с целью повышения эффективности работы палат.

Одним из важных элементов парламентской процедуры является кворум — установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы и принятия решений. Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно.

Обсуждение обычно заканчивается и решение принимается голосованием. По способу голосования могут быть открытыми (ныне существует система электронного голосования), тайными (чаще всего при выборах, используются бюллетени) и поименными. Поименное голосование применяется в наиболее ответственных случаях, предусматривается специальным решением палаты, которое принимается по инициативе группы парламентариев.

Еще одна разновидность парламентских процедур — это заседания комитетов и комиссий. Эта процедура гораздо проще, чем пленарные заседания. Здесь не требуется предварительной записи на выступления, сами выступления носят характер скорее деловой, чем публичный, возможны неоднократные выступления.

Особое значение имеют проводимые комитетами (комиссиями) слушания. Они позволяют выявить не только возможные позицию и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение. Значительная роль принадлежит слушаниям в комиссиях при осуществлении контрольных полномочий парламента.

В целом порядок работы парламента России — Федерального Собрания РФ, парламентские процедуры, их регламентация, дальнейшее развитие основ правового регулирования законодательного процесса приобретают все большую общественную значимость. Специалисты говорят о формировании нового для России правового института в рамках конституционного права — парламентского права.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам и способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы осуществляют функции контроля за реализацией законодательства и дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

Согласно своему Регламенту (ст. 15) Совет Федерации образует:

- Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

- Комитет по вопросам безопасности и обороны;

- Комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

- Комитет по вопросам социальной политики;

- Комитет по вопросам экономической политики;

- Комитет по международным делам;

- Комитет по делам Содружества Независимых Государств;

- Комитет по аграрной политике;

- Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

- Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

- Комитет по делам Севера и малочисленных народов.

Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители избираются на его заседании большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но не может быть менее 8 членов палаты.

Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, за исключением Председателя палаты и его заместителей. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяются постановлением палаты.

Согласно Регламенту Совета Федерации образуется Комиссия по регламенту и парламентским процедурам. Эта Комиссия является постоянно действующим органом Совета Федерации.

Комиссия по регламенту и парламентским процедурам:

а) готовит заключение по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам, регулирующим статус члена Совета Федерации, и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Совета Федерации;

б) анализирует и обобщает предложения, поступающие от комитетов Совета Федерации, членов Совета Федерации, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение Совета Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации;

в) консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководителей Аппарата Совета Федерации, руководителей структурных подразделений Аппарата Совета Федерации по положениям Регламента Совета Федерации;

г) проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия членов Совета Федерации, положениям Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации";

д) готовит заключения и вносит на заседание Совета Федерации проекты постановлений Совета Федерации о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий членов Совета Федерации;

е) готовит заключения по представлению Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности;

ж) организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств - участников Содружества Независимых Государств, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Своим Постановлением от 5 ноября 1997 г. Совет Федерации образовал также Временную комиссию по энергетике, основными задачами которой являются осуществление мониторинга государственной политики в сфере регулирования тарифов и хозяйственных отношений в энергетике, проведения реструктуризации энергетического комплекса; подготовка в качестве законодательной инициативы законопроектов по вопросам государственного регулирования энергетики, а также разработка предложений по проведению разумной тарифной политики по определению цен на энергоносители, направленной на подъем российской экономики и предотвращение срыва реализации социальных программ, по осуществлению приватизации в отраслях энергетического комплекса и реструктуризации энергетики с учетом интересов как энергодефицитных, так и энергоизбыточных регионов.

17 марта 1999 г. Совет Федерации своим Постановлением создал Временную комиссию по вопросам государственной молодежной политики для выработки согласованной позиции Совета Федерации и органов по вопросам государственной молодежной политики.

Согласно своему Регламенту (ст. 20) Государственная Дума образует следующие комитеты:

- Комитет по законодательству;

- Комитет по государственному строительству;

- Комитет по труду и социальной политике;

- Комитет по бюджету и налогам;

- Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам;

- Комитет по экономической политике и предпринимательству;

- Комитет по собственности;

- Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

- Комитет по энергетике, транспорту и связи;

- Комитет по обороне;

- Комитет по безопасности;

- Комитет по международным делам;

- Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

- Комитет по делам Федерации и региональной политике;

- Комитет по вопросам местного самоуправления;

- Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

- Комитет по информационной политике;

- Комитет по охране здоровья и спорту;

- Комитет по образованию и науке;

- Комитет по делам женщин, семьи и молодежи;

- Комитет по аграрным вопросам;

- Комитет по природным ресурсам и природопользованию;

- Комитет по экологии;

- Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций;

- Комитет по делам национальностей;

- Комитет по культуре и туризму;

- Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.

- В случае необходимости могут создаваться и другие комитеты.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует следующие комиссии:

- мандатную;

- по этике;

- для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;

- для дачи заключения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 93 Конституции РФ;

- а также другие.

Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением палаты.

Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Думы данного созыва и имеет статус комитета Государственной Думы.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур.

Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы. В состав комитетов не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

Заседание комитета, комиссии Совета Федерации, Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель.

Заседания комитета Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, а комитета, комиссии Государственной Думы - не реже двух раз в месяц.

Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерации созывается председателем комитета, комиссии как по своей инициативе, так и по поручению Председателя Совета Федерации, его заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Внеочередное заседание комитета, комиссии Государственной Думы созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.

О созыве заседания комитета, комиссии Государственной Думы председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов своего комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. О заседании комитета Совета Федерации его председатель уведомляет членов комитета и других участников заседания за 72 часа.

Депутат обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является. На заседаниях комитета, комиссии Государственной Думы и Совета Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты (члены), не входящие в состав данных комитета, комиссии.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не установлено Регламентом палаты.

Комитеты, комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня заседания палаты. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий своей палаты с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого ими комитета, комиссии.

На заседании комитета, комиссии палаты вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ, полномочный представитель Правительства РФ, приглашенные представители иных заинтересованных государственных, а также общественных органов и организаций. На заседании комитета, комиссии Государственной Думы вправе присутствовать, кроме того, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также статс-секретари - заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Комитеты, комиссии палат вправе проводить совместные заседания, а комитеты Государственной Думы могут образовывать по основным направлениям своей деятельности подкомитеты.

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации парламентских слушаний комитет, комиссия может создавать рабочие группы из числа членов этого комитета, комиссии, других депутатов (членов) палаты, представителей министерств и ведомств, иных государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов.

На заседание комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Комитеты и комиссии палат вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.

Согласно Конституции РФ (п. "м" ст. 83) Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок таких консультаций с комитетами Государственной Думы. В соответствии с этим порядком в консультациях по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях участвуют Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией совместно с другими комитетами Государственной Думы по профилю их деятельности. Предложения о кандидатурах для назначения дипломатических представителей оформляются решением Министерства иностранных дел РФ или иного министерства и представляются вместе с документами, характеризующими каждого кандидата. Аналогичные документы представляются на кандидатов для отзыва дипломатических представителей. Предложение о назначении или отзыве дипломатических представителей должно быть мотивировано.

Комитет Государственной Думы может затребовать представление дополнительных данных о кандидатах и мотивировки назначения либо отзыва дипломатического представителя.

Соответствующий комитет Государственной Думы на своем заседании в присутствии кандидата на назначение дипломатическим представителем или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также соответствующих должностных лиц Министерства иностранных дел проводит обсуждение и по его итогам выносит мотивированное заключение, которое официально направляется на имя Президента РФ.

Аналогичную деятельность осуществляют Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам в соответствии с Регламентом Совета Федерации проводит предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, членов Президиума Верховного Суда РФ, Председателя и членов Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, судей Высшего Арбитражного Суда РФ, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Генерального прокурора РФ и его заместителей, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии Государственной Думы могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, "круглые столы", семинары и принимать участие в их работе.

Решение о проведении мероприятия в Государственной Думе принимается Председателем Государственной Думы или по его поручению Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы, а в исключительных случаях Советом Государственной Думы.

Заявка на проведение мероприятия в Государственной Думе подается в Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Для обеспечения деятельности комитетов и комиссий палат создаются рабочие аппараты комитетов, действующие на постоянной основе. Формирование аппаратов комитетов осуществляется соответствующими комитетами.

Рабочий аппарат комитета палаты осуществляет правовое, организационное, информационное, документационное и другое обеспечение деятельности соответствующего комитета палаты, проводимых им парламентских слушаний. Аппарат комитета участвует в подготовке законопроектов, проектов решений комитета и экспертных заключений по законам, подлежащим рассмотрению комитета, в пределах своих полномочий ведет делопроизводство комитета, готовит и рассылает необходимые для членов комитета материалы, справки, обеспечивает техническую обработку его документов

Парламент — универсальная категория в мировом сообществе

Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во времена античности — это народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; Древнеримский сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением республики. Считается однако, что родиной современного парламента является Англия — в XIII в. королевская власть в соответствии с Великой хартией вольности (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств).Впоследствии английский парламент эволюционизировал от средневекового сословно-представительного до современного общенациональногогосударственного органа.

Формирование современного института парламента начинается во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. и связано с формированием представительной демократии в странах Западной Европы. Поскольку в условиях представительной демократии представительство связывается с идеей народовластия, высшие законодательные органы власти во многих европейских странах и США в XIX в. становятся общенациональными представительными выборными.

Первое учреждение парламентского типа в России — Государственная Дума.Она возникла в ходе Первой русской революции, на основе царского манифеста от 17 октября 1905 г. и Указа (декабрь 1905 г.), регламентирующего выборы в Государственную Думу на основе невсеобщего, неравного, непрямого голосования. Открытие Думы состоялось 27 апреля 1906 г. Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Государственный Совет (назначаемый им совещательный орган), наделив последний также законодательной функцией. Теперь любой законопроект принимался вначале Государственной Думой, затем рассматривался Государственным Советом и только с одобрения оного поступал на подпись царю. Монарх сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, издавал в перерывах между сессиями Думы законы, распускал Думу до истечения пятилетнего срока ее полномочий и издавал указы в рамках чрезвычайного законодательства.

Период функционирования четырех дум (1906—1917 гг.) можно охарактеризовать как псевдопарламентаризм, этап болезненного, прерывистого становления института парламента в России.

Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в истории страны использовала понятие «парламент» для обозначения представительного и законодательного органов государства и по содержательным характеристикам приблизила его к сложившейся в мировой практике парламентской модели.

Порядок формирования современного парламента напрямую зависит от его структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат довольно разнообразны- К основным из них относятся:

1. Формирование верхней палаты посредством непрямых (косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции.

Сенат — верхняя палата, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 3 — в заморских департаментах, 5 — в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.

При избрании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма (в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть, и как правило, связан обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).

3. Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии.

Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на 4 группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами.

4. Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связано с получением дворянского титула, дающего Право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. 11 членов палаты — лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциям), они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

5. Смешанный способ формирования, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия)1.

Функции парламента во многом зависят от формы правления, однако в целом парламенты осуществляют следующие виды деятельности и управляющего воздействия на общество:

Выражают общественное мнение (артикулируют надежды, ожидания, потребности людей, различных социальных слоев, политических объединений), в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа.

• Представляют, отстаивают важнейшие общественные интересы (агрегируют (ранжируют), определяют приоритеты интересов, потребностей) и защищают их на высшем уровне государственной власти.

• Законодательствуют, издают правовые акты, а значит — прогнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе.

• Формируют, утверждают бюджет, при этом не просто утверждают расходную часть бюджета, но определяют в целом финансовую политику и изыскивают источники для его доходной части (через комитеты, комиссии и другие свои структуры). Финансовая функция — древнейшая. Еще в средневековой Англии борьба с королевским произволом велась парламентом на основе бюджетного права. Отказывая королю в субсидиях, английский парламент добивался решающего участия в законодательстве.

• Формируют и утверждают (полностью или частично) состав правительства, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, других высших должностных лиц.

• Добиваются политической ответственности правительства, должностных лиц за соблюдение конституции и законов, исполнение бюджета, реализацию прав и свобод граждан (через отчеты правительства о выполнении бюджета, запросы и вопросы депутатов, импичмент, политическую оценку и политическое обвинение).

Несмотря на эти важные функции, представительные органы на практике не всегда и не везде имеют реальную власть в системе государственного управления.Чаще всего это происходит, когда выборы состава этих органов не обеспечивают действительную представительность или когда они проявляются формально, как парадные, декоративные. Так было в нашей стране, других государствах при тоталитарных режимах. Непросто и сегодня формируется и утверждается их общественный статус, реальная власть. Правда, уместно еще раз напомнить, что Англии, к примеру, потребовались 400 лет политической борьбы, две революции, казнь монарха, чтобы парламент получил реальную власть, полномочия контроля за исполнительной властью.

Таким образом, парламент — это высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения.

Легитимность парламента обеспечивается общенародным избранием. Такое обоснование власти придает представительному органу верховный характер, право на законодательство и осуществление контроля за исполнительными органами, аппаратом государственного управления.

Образно говоря, институт парламента призван создавать как бы архитектурный проект государственного общежития,

по которому исполнительные органы строят само здание,

и наблюдать за строительством, контролировать сооружение здания по проекту, следя за тем, чтобы при этомне нарушался бюджет строительства,и чтобы должностные лица несли ответственность за результаты строительства.

10.2. федеральное собрание российской федерации

Этот институт государственной власти регламентируется гл. 5 (ст. 94—109) Конституции РФ.

Статья 94 определяет статус федерального парламента как представительного, законодательного органа Российской Феде-Рации.

Федеральное Собрание — двухпалатный орган. Его структура Может быть представлена, как показано на рис. 10.1.

Функции парламента Российской Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ отражает федеративное Устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства, выражения общественного мнения.

• Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех 83+ 2политико-административных, административно-территориальных образований. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95, ч.2). Таким образом, максимально возможное число мандатов Совета Федерации — 170

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ изменил сложившуюся в России практику, когда избранные в субъектах РФ первые должностные лица становились членами Совета Федерации по должности.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 20 ноября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 годаФедеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" СМ.ФЗ.

Парламент — универсальная категория в мировом сообществе - student2.ru

Рис. 10.1. Структура Федерального Собрания

В соответствии с указанным законом (ст. 2) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации1 — на срок полномочий однократно избранных депутатов этогогода. Установлен возрастной ценз члена Совета Федерации — не моложе 30 лет. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпалатном — председателям палат поочередно, а также группе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется пос

Наши рекомендации