Послесловие, или что мы из этого извлекли

Говорят, что народ, который не извлекает урока из своего прошлого, обречен пережить его заново.

Думаю, что это в какой-то мере относится и к финнам, а именно к тому, что случилось с их отношением к Сталину и к созданной им тоталитарной системе.

Надо сказать, что извлекать урок из истории трудно, даже если мы и не согласны с утверждением, что это невоз­можно. Попробовать все же стоит. Дело усложняется тем, что каждое поколение должно заново составлять свое пред­ставление об истории и вырабатывать свое отношение к прошлому. Никакое поколение нельзя научить этому насиль­но. Каждое из них хочет и обязано думать собственной го­ловой. В этом есть возможность прогресса, но в этом же кроется и опасность повторения прежних ошибок. Положе­ние становится опасным, если связь с прошлым прерывает­ся полностью и отсутствует понимание того, что из него можно вынести. Так, вероятно, произошло в 1920-х гг., и так же случилось и в 1970-х.

Думаю, что поколение, которое в 1970-х гг. бросилось в сталинизм, извлекло свой урок на сегодня. Для их детей тай-стовство является не чем иным, как объектом для высокомер­ных насмешек, что говорит лишь о том, что они исторически не понимают того, что высмеивают.

Кажется, что теперь внеисторический радикализм очень популярен в молодежной среде. Сейчас он избрал своим ору-

днем феминизм, вопросы окружающей среды, расовое равен­ство и даже суеверие. «Разрушение разума» в 1960-х гг. про­изошло посредством рационализма, а в 1920-х гг. путь проле­гал через иррационализм. Сегодня опять наступает очередь последнего.

Молодое поколение всегда привлекают науки, в которых «больше жизни», которые якобы придают существованию бо­лее высокий смысл, наполняют его содержанием и дают воз­можность быть причастным к чему-то большему. Достижение совершенства на уровне взглядов кажется обманчиво легким. Умеренность и разумность — вещи намного более трудные и скучные.

Максим Горький писал, что Ленин смог увлечь за собой простой русский народ, разрешив ему вести себя бесчестно и сказав, что вполне допустимо грабить тех, у кого было что гра­бить. Подобные заветы постоянно предлагаются в современном массовом обществе, и когда человека заставляют поверить в то, что его недостатки являются достоинствами, он испытывает чувство, которое сродни религиозному пробуждению, и стано­вится верным солдатом идей, за которые в случае необходи­мости готов пожертвовать собой, не говоря уже о других. АКС разрешил ненавидеть русских, СОЛ, в свою очередь, капитали­стов. Радикальный феминизм проецировал все зло мира на мужчин, рокеры и исламские фундаменталисты считают, что уважения заслуживают лишь члены их собственных группиро­вок.

Как гласит древняя восточная мудрость, человек жалуется, что в мире темно, не понимая, что сидит в собственной тени. АКСовцы ненавидели или, по крайней мере, презирали поко­ление либералов, старофиннов и центристов, а СОЛовцы де-монизировали радикализм времен молодости своих отцов и не понимали, по какому пути они сами идут.

Когда теперь молодое поколение критикует действия своих родителей, ему следовало бы все время помнить о том, что, возможно, и оно однажды подвергнется осуждению точно также, как судило само.

В этом столетии еще ни одно поколение не могло предви­деть, что ждет его в старости. Во многих, даже очень важных вопросах невозможно было заглянуть вперед хотя бы на десять лет.

Те, кто кричали «ура!», когда началась Первая мировая война, не понимали, что делают. Те, кто убивали кулаков,

казнили красных или бомбили мирные города, верили, что способствуют достижению счастья как для своей страны, так и для всего человечества. Немцы и японцы считали в свое время, что для успеха нации необходимо захватить террито­рии у других народов. Русские верили, что осчастливят всю Восточную Европу, подчинив ее своей власти.

После войны финны считали, что их родина навсегда оста­нется аграрной страной, теперь же они видят ее в первых ря­дах информативных обществ. Еще недавно финны приходили в ужас от мысли, что иностранцы станут приобретать финские предприятия, теперь они этому радуются. До недавнего време­ни кейнсианская экономическая политика считалась един­ственно правильной, и взгляды Рюти и Паасикиви 1930-х гг. были предметом насмешек. Сегодня они были бы последним криком моды.

Во времена «финляндизации» «законные интересы безопас­ности» СССР были той абсолютной точкой отсчета, которую финны не могли изменить, но к которой они должны были приспособиться. Тогда это даже не подлежало обсуждению, это было так же бессмысленно, как критиковать камень за то, что он твердый, а воду за то, что она мокрая.

Еще и сегодня существуют такие великие вещи, которые невозможно подвергнуть сомнению. Один из лучших исследо­вателей сталинского периода Михаил Геллер увидел явное со­ответствие между сталинистской и нынешней американской «политической корректностью». В обоих случаях запрещается думать на том основании, что это может навредить интересам дела. Приспосабливаться к этим запретам является разумным с точки зрения тех, кто заботится о своей карьере, но когда интеллигенция добровольно отказывается от возможности мыслить, она перестает выполнять свои обязанности и заслу­живает какого-то другого названия.

Согласно известному изречению, людей следует прощать, ибо они не ведают, что творят. Эта мысль одной очень извест­ной жертвы несправедливости и насилия была благородной, так как была адресована вершителям насилия. Но для подоб­ной позиции существуют и эгоистические причины. Думаю, что нам всегда следует помнить, что мы — как финны, или как представители своего поколения, или как представители сво­его пола, или как члены какой-либо другой группы — не име­ем никаких оснований для того, чтобы считать себя лучше или умнее других.

Когда мы изучаем события прошлого, которые часто кажут­ся нам странными или смешными и которые такими и явля­ются, не стоит воспринимать их слишком поспешно. Когда мы высказываем свое отношение к прошлому, следует помнить, по крайней мере, то, что мы все еще живем в истории — посто­янно. De te fabula narratur...1

1 О тебе басня рассказывается (лат.).

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА.................................................................................................. 3

ФИНЛЯНДИЯ И РОССИЯ

СТАЛИН В ФИНЛЯНДИИ.................................................................. 6

СТАЛИН И СТАЛИНИЗМ...................................................... "16

ФИННЫ, РЮССЯ И БОЛЬШЕВИКИ............................................ 40

ВСТРЕЧИ

ЕВРОПА................................................................................................. 57

НЕВЗГОДЫ СТАЛИНИСТОВ........................................................ 66

ПОДОПЫТНЫЕ КРОЛИКИ............................................................. 79

ФИНЛЯНДИЯ 1930-х гг................................................................... 89

ПРЕДВОЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА:

ФИНЛЯНДИЯ, СТАЛИН И ГЕРМАНИЯ................................... 100

ЗИМНЯЯ ВОЙНА

ВОЙНА.................................................................................................. 120

ПОСЛЕ ВОЙНЫ: МОСКВА........................................................... 145

ПОСЛЕ ВОЙНЫ: ХЕЛЬСИНКИ.................................................... 152

ПОСЛЕ ВОЙНЫ: ПЕТРОЗАВОДСК............................................ 156

НОВЫЕ ЛИНИИ ФРОНТА

ВОЙНА - ПРОДОЛЖЕНИЕ...................................................... 165

ФИНЛЯНДИЯ И ЕВРОПА: МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ.............. 187

ОТСРОЧКА

ПОСЛЕ ВОЙНЫ................................................................................ 196

ВСТРЕЧА............................................................................................. 205

СМЕРТЬ СТАЛИНА......................................................................... 214

ЗАПОЗДАЛЫЙ РЕВАНШ

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ

СВОЙ СЧЕТ ЗА ВОЙНЫ.................................................................. 218

БОЛЬШАЯ РЕВИЗИЯ....................................................................... 223

НАРОД ПОДНИМАЕТСЯ................................................................ 235

ФИНЛЯНДИЗАЦИЯ,

ИЛИ ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА......................................................... 243

ПУТЬ К СТАЛИНИЗМУ................................................................... 256

Наши рекомендации