Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 3 страница
2. Политика имеет важное значение для устойчивого развития, так как граждане выражают свое мнение и участвуют в принятии решений, определяющих их жизнь. Главным способом обеспечения населения властью является создание демократического управления на всех уровнях общества, что позволит и неимущим участвовать в функционировании власти. Политическая свобода и участие в политической жизни служат элементами развития человеческого потенциала. Государство неизменно остается институтом организованной политической власти. В Казахстане создана президентская структура правления с двухуровневой системой государственного управления и приняты меры по разграничению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Децентрализация власти позволяет населению более прямо участвовать в принятии решений. Казахстан еще не сформировал адекватную политическую структуру для дальнейшего осуществления процесса децентрализации. Теория общественного выбора изучает политический механизм формирования государственных решений и способов, которыми люди используют правительство в своих интересах. Вхождение во власть со стороны общества осуществляется также через партии и группы интересов. Коррупция и злоупотребление властью ведут к ослаблению демократии. Демократия расширяет политические свободы в силу ее способности вносить вклад в социально-экономическое развитие, содействуя развитию человеческого потенциала. Необходимость конкуренции в борьбе за власть в форме демократических процедур поворачивает политиков к проблемам людей. Без укрепления механизмов подотчетности демократия будет оставаться неустойчивой, деятельность политиков должна находиться под контролем. Для обоснования своей легитимности демократия нуждается в сильном и мобильном государстве.
3. Парламент – высший представительный орган, осуществляющий законодательную власть, не имеет в Казахстане глубоких исторических корней. Он двухпалатен и состоит из сената и мажилиса, которые образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи. Бюро сената и мажилиса координируют работу комитетов и комиссий палат. Парламент проводит свою работу в сессионном порядке. В республике доминирует законопроектная инициатива правительства. Законодательный процесс: с реализацией права законодательной инициативы субъекта проект закона рассматривается в комитете мажилиса, бюро, пленарном заседании и передается сенату, где он проходит аналогичные стадии рассмотрения. Практика проведения парламентских слушаний неразвита, взаимодействие депутатов с избирателями носит формальный характер. Практика привлечения к законопроектной работе общественности не развита.
4. Гражданское общество образуют многочисленные объединения граждан и юридических лиц, для которых извлечение прибыли не основная цель. Членство в профессиональных союзах и число неправительственных организаций являются важными показателями эффективности управления. Чем больше развивается общество, тем выше темпы человеческого развития. Государство все чаще передает функции управления НПО, выполняющим роль связующего звена между властью и населением. Независимые исследовательские центры «think tanks» – распространенная форма НПО.
5. Планы обуславливают профопределенность экономических процессов и служат основным элементом системы государственного управления. Система государственного планирования в Казахстане основывается на нормах социального партнерства. Главный документ в стране определяющий ориентиры развития страны на долгосрочный период, – Стратегия «Казахстан – 2030», где предложены семь приоритетов жизнедеятельности общества. Иерархия программных документов органов исполнительной власти следующая: программа действий правительства; индикативные планы; программы для решения конкретных задач; государственные программы стратегического характера; отраслевые и региональные программы. Среднесрочные перспективы издаются Программе Правительства РК г. и в индикативном плане социально-экономического развития Республики, которые выступают основными институтами по реализации стратегических целей. Краткосрочный государственный план опирается на систему производственных планов субъектов на основе конкретной системы через государственный заказ. Совокупность бюджетных программ и планов действий правительства образуют государственный план на определенный период.
6. Концепция участия ориентирует на использование каждого конкретного человека и их совместных действий для развития общества, наделяет людей полномочиями в принятии решения и ответственности за их реализацию. Формы участия разнообразны: манипулирование, консультирование, достижение консенсуса, совместное принятие решений, разделение риска, партнерство, самоуправление. Выделяют активную и пассивную формы в стратегии участия. Добровольчества основано на доверии, солидарности и участии. Оно включает в себя все виды деятельности, осуществляемые на добровольных началах и по собственному желанию индивидуума. Волонтерская деятельность не нацелена на получение прибыли. Характерны три направления, по которым осуществляется вклад добровольчество в человеческое развитие – через экономический и социальный рост, защиту окружающей среды.
7. Отчетность предполагает власть, когда люди могут не только высказать свою точку зрения в контексте официальных решений, но также имеют право привлекать к ответственности государственных служащих, не справляющихся с обязанностями. Люди могут требовать отчетности по двум направлениям: по линии деятельности гражданского общества и через представительские структуры и формирования.
Вопросы для повторения:
1. Расскажите о структуре парламента Республики Казахстан и взаимосвязи его функций с развитием человеческого потенциала?
2. В чем заключается роль неправительственных организаций в реализации стратегии человеческого развития?
3. Какова иерархия программных документов органов исполнительной власти Республики Казахстан?
4. Почему эффективное управление играет решающую роль в человеческом развитии? Что понимается под демократическим управлением?
5. Каким образом политические партии и группы интересов влияют на человеческое развитие?
6. Каковы наиболее значимые функции государственных институтов и направления экономической политики в целях экономического развития?
7. Опишите стратегию участия как средство человеческого развития. Каковы основные формы ее реализации?
8. Что подразумевается под добровольчеством и каковы основные направления его воздействия на человеческое развитие?
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы оцениваете успехи в достижении целей Стратегии «Казахстан – 2030»?
2. Как отражены аспекты борьбы с бедностью в специализированных государственных документах, принятых в последние годы? Оцените эффективность реализации программ, нацеливающих на борьбу с бедностью, по пятибалльной шкале.
3. Как вы считаете, какие приоритетные меры должно принимать государство для борьбы с бедностью в Казахстане?
4. Попытайтесь перечислить конкретные социальные сферы деятельности, в которых концепция участия играет важную роль. Почему область действий системы участия охватывает практически все значимые области человеческого развития?
5. Учитывая значительный потенциал и удельный вес женщин в казахстанском обществе, как целесообразней сконцентрироваться на проведении информационной работы с избирателями по выдвижению кандидатур женщин в депутаты?
Ситуации для анализа
1. «Представительство женщин в парламентах»
Женщины являются равноправными партнерами мужчин в частной и общественной жизни и в процессе принятия решений. По миру в целом доля мест, занимаемых женщинами в нижних палатах парламентов, составляет менее 14%. Квоты представляют собой установленную законом процентную долю мест в парламентах или целевые показатели, установленные политическими позициями. Они используются во всех странах, где доля участия женщин превысила 30% (Норвегия, Швеция, Исландия, Нидерланды, Финляндия, Дания, Германия, Новая Зеландия, Аргентина, Мозамбик) и призваны облегчить доступ женщин к выборным должностям.
В Индии с 1993 г. треть мест в местных парламентах (панчаятах) резервируется для женщин. Принятая во Франции в 1999 г. поправка к конституции предусматривает, что по меньшей мере половину кандидатов на муниципальных выборах должны составлять женщины. В результате женщины выиграли в 2001 г. 48% выборов. В 1994 г. Африканский национальный конгресс Южной Африки установил для женщин квоту в размере трети мест. В период с 1995 по 2000 г. в 103 странах вырос уровень представленности женщин в национальных парламентах, в 17 странах он не изменился, а в 40 странах – снизился.
Представительство женщин в парламентах является одним из наиболее ярких индикаторов гендерного баланса. В странах СНГ доля женщин в национальных парламентах колеблется в пределах от 3,1% в Армении до 18,4% в Беларуси, а в среднем по странам Содружества около 6% – 7%. Исключением является Туркменистан, в парламенте которого женщины составляют 26%. В Казахстане занимаемые женщинами места в парламенте составляют 11,2%.
Источник: Доклад о развитии человека за 2002 год «Углубление демократии в разобщенном мире». – Нью-Йорк, Оксфорд: Оксфорд юниверсити пресс, 2002. – С. 42–45, 70.
ЛИТЕРАТУРА
1. Углубление демократии в разобщенном мире. Доклад о развитии человека за 2002 год. – Нью-Йорк: Оксфорд юниверсити пресс, 2002.
2. Перестройка государственных структур: методы и подходы (посткоммунистические страны в переходный период). – ПРООН/РБЕС, Братислава, Словакия, 2002.
3. Фикрет Акчура. Презентация «Эффективное государственное управление и человеческое развитие» на семинаре ПРООН по человеческому развитию, 23 июня 2003.
4. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие/ Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. – Минск: ИП «Экоперспектива, 2000. – С. 25–37.
5. Второй вариант проекта Отчета «Демократические реформы в Казахстане», представленный КИСИ при Президенте РК по заказу ПРООН, 19 марта 2003 г.
6. Реформа государственного управления: институциализация консультаций между институтами власти и неправительственными организациями в странах СНГ. (Условия, формы, практика). – ПРООН/РБЕС и Институт Открытого Общества, Братислава, Словакия, 2002.
7. Сокращение роли государства. Государственное управление и устойчивое человеческое развитие. – ПРООН, Региональное бюро для Европы и СНГ, июль 1997.
8. World Development Report. 1997. The State in a Changing World, Oxford (N.Y.) etc., 1997.
9. Севортян Р.Э. Государство как универсальный феномен// МЭ и МО. 1998. №11.
10. Республика Казахстан: Отчет о человеческом развитии 1998. Роль государства и социальной интеграции в переходный период. – Алматы: ПРООН, 1998.
11. Декларация о Государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики // Верховный Совет Казахской ССР. – Алма-Ата, 25 октября 1990 г. – П. 6.
12. Конституция Республики Казахстан 1993 года // Справочная правовая система «Юрист». – Республика Казахстан. Компания ЮрИнфо.
13. Конституция Республики Казахстан 1995 года. – Ст. 75.
14. Назарбаев Н.А. «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Послание народу Казахстана, октябрь 1997 г.
15. National Human Development Report. Estonia 1997. Social Cohesion and Social Exclusion / Deprivation. Tallinn, 1997.
16. Курс экономической теории: учебное пособие. Алматы, университет «Кайнар», 1994, 408 с.
17. Первый вариант отчета ПРООН «Малый бизнес в Казахстане: тенденции и перспективы», от 3 октября 2002 г.
18. Перегудов С. Гражданское общество в политическом измерении // МЭ и МО. 1995. №12. – С. 82.
19. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Полис. 2000. №1. – С. 118.
20. Новая Ялта: Празднование 50-летней годовщины Всеобщей декларации прав человека. ПРООН. – 1998. С. 218.
21. Мамыров Н.К., Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л.Ж. Государство и бизнес: Учебник. Книга 3. Менеджмент государственного сектора. – Алматы: Экономика, 2002.
22. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Уч. пос./ Под общ. ред. проф. В.П. Колесникова и Т. Маккинли – Москва: Права человека, 2002.
23. Отчет о неправительственных организациях Республики Казахстан. – ПРООН, Алматы: S-принт, 2002.
24. Доклад Комиссии социального развития. Резолюция 39/2, Е/2001/26. Доклад Генерального секретаря ООН на 56 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 августа 2001 г.
25. Detlef Virchow.-The Contribution of Volunteerism to Sustainable Development in the Twenty-First Century. University of Born. 2000.
26. Sussanne Ziemek. The volume and economic value of Volunteering in four countries of differing income levels. ZEF Bonn. January 2002
27. Сарсенбаев А. Стратегия формирования информационной политики РК в переходный период: Дисс. на соиск. уч. ст. д.п.н. – Алматы: АГУ им. Абая, 2000. – С. 92
28. Казахстанская правда от 19 ноября 2002 г.
29. Указ Президента РК, имеющий силу Конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан». – Гл. 2. ст. 10. п. 5.
30. Осадчая И. Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией // МЭ и МО. 1998. №1.
Основополагающая идея человеческого развития формулируется исходя из предпосылки о том, что улучшение качества жизни и расширение возможностей обычного человека в области свобод является основой развития, а это во многом совпадает с идеями, которые содержатся в Декларации прав человека. Процессы человеческого развития и осуществления прав человека основаны по большей части на общей мотивации и отражают фундаментальную приверженность борьбе за свободу, улучшение благосостояния и сохранение достоинства индивидуума в условиях любой общественной формации.
В данной главе обсуждаются вопросы прав и свобод человека, приводится их классификация, анализируется прогресс в реализации прав человека во всемирном масштабе. Также сравнивается сходство и различие понятий«развитие человека» и «права человека», показано их развитие и сближение. Поднимаются вопросы прав человека и его сбалансированного развития. Рассмотрен перечень из семи вопросов повестки дня, которые ожидают своего решения, а также семь основных факторов, нужных для решения этих вопросов. В завершении параграфа указывается, в каких направлениях необходимо сделать первые шаги в целях обеспечения устройства интегрированных в глобальные структуры открытых обществ ХХI в., требующих большей приверженности универсализму в сочетании с уважением принципа культурного многообразия.
Как принцип прав человека, так и процесс развития человеческого потенциала стоят на страже обеспечения основных свобод человека. Человеческое развитие является процессом увеличения потенциала человека, содействующим расширению выбора и возможностей в целях создания человеку условий для достойной и полноценной жизни. Когда прогресс идет одновременно в области прав человека и человеческого развития, они дополняют друг друга, наращивая потенциал человека и защищая его права и основные свободы, то есть права человека придают дополнительный вес человеческому развитию. В свою очередь, человеческое развитие придает процессу осуществления прав человека динамичную и долгосрочную перспективу.
В 1945 г. в момент создания ООН одной из главных целей были защита и развитие общих ценностей всего человечества. В этом плане права человека рассматривались как ключевой компонент человеческого достоинства. История человечества в XX столетии показала, что отсутствие прав человека и терпимости не только умаляет человеческое достоинство, но и служит источником, порождающим политическое насилие и препятствует экономическому развитию.
Устав ООН и принятая позднее Всеобщая декларация прав человека подтвердили веру в фундаментальные права человека и равенство всех без исключения. Всеобщая декларация прав человека (далее – Декларация), принятая ООН 10 декабря 1948 г., стала практической концепцией человеческого развития. Значение Декларации трудно переоценить. Она явилась первым документом в истории человечества, в котором раскрыты концепции гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод. Она представляет собой документ, который выступает в поддержку всеобщего соблюдения и осуществления прав человека и свобод независимо от расы, пола, языка и религии (приложение 2) [1].
Всеобщая декларация прав человека дала мощный импульс делу развития международной системы защиты прав человека. Она вдохновила принятие национальных законодательных актов, которые помогли государствам осуществлять их международные обязательства в области прав человека, создавая тем самым основу для норм международного права в этой области. Даже сегодня она остается центральным элементом в
деятельности ООН в сфере прав человека и ее широкое применение в международной практике позволило считать Декларацию частью международного обычного права.
В преамбуле Декларации впервые в истории человечества права и свободы человека были приняты в качестве одного из глобальных обязательств, охватывающих основные элементы достойного человеческого существования, такие как право на:
- жизнь;
- продовольствие;
- жилище;
- медицинскую помощь;
- образование;
- свободу религиозного вероисповедания;
- на информацию, свободу мнений, ассоциаций и мирных собраний;
- свободу от пыток или произвольного тюремного заключения, а также право принимать участие в культурной жизни своей общины.
Можно сказать, что существует много граней права быть человеком. Ни одно из провозглашенных прав не существует отдельно от других – каждое право зависит от соблюдения и укрепления других прав. Если, например, пренебрегать экономическими правами, то тогда люди в своих действиях будут склоняться к тому, чтобы находить пути и способы, с помощью которых можно было бы обходить другие права. На протяжении ряда прошедших десятилетий экономические, социальные и культурные права рассматривались в качестве второстепенных по отношению к гражданским и политическим правам, таким как:
· право на жизнь, свободу и безопасность личности;
· право на свободу от рабства и подневольного состояния;
· право на свободу от пыток и других унижающих достоинство видов обращения и наказания;
· право на равенство перед законом;
· право на свободу от произвольного ареста, задержания и изгнания;
· право на рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др.
Считалось, что экономические, социальные и культурные права невозможно применить и обеспечить на практике, объясняя тем, что они пока не оправданы и что их можно предоставлять постепенно шаг за шагом. Однако, как неоднократно подчеркивал в своих выступлениях генеральный секретарь ООН Кофи Аннан: «Права человека принадлежат каждому. Это не милость, которая предоставляется или отнимается государством или любой другой властью. Права человека едины и характерны для всех культур и наций. Именно универсальность прав человека наделяет их силой пересекать любые границы и преодолевать любые препятствия.
Никто не может выбирать какие права человека необходимо реализовать или воплощать, а какие – игнорировать. Гражданские или экономические, культурные, социальные или политические – права человека неделимы и взаимосвязаны, прогресс в одной сфере влечет за собой прогресс и в других, а нарушения и отсталость одних станут причиной упадка во всех» [2].
За последнее десятилетие наблюдается сближение концептуального и оперативного подхода к вопросам развития прав человека, тем самым давая четкое обоснование тому, что права человека служат важнейшим импульсом для всех усилий по устойчивому развитию. Приверженность принципу прав человека содействует развитию юридических механизмов и институтов, являющихся средствами обеспечения свободы и развития человека. Нормы о правах человека, в частности, излагают четко определенные цели, к достижению которых нужно стремиться буквально во всех областях индивидуальной и государственной деятельности: с развития гражданского общества до улучшения жизненных условий и экономического благосостояния населения. Права человека вносят также аспект легитимности в части обеспечения приоритетного человеческого развития наиболее обездоленных и дискриминированных.
|
За последние годы определение понятия прав человека постепенно расширилось. Сегодня к нему уже добавлены такие новые термины, как право на солидарность, право на разнообразие и право на получение гуманитарной помощи. Примечательно, что в настоящее время признаются права человека не просто как права отдельного индивидуума, а одновременно как социальные, общественные права. То есть права отдельных людей должны соблюдаться с учетом уважения и соблюдения прав того человеческого общества, в котором мы живем. Таким образом, процесс человеческого развития играет важную роль в осуществлении прав человека, которые в свою очередь имеют огромное значение для полноценного человеческого развития, другими словами – нет развития без прав человека и нет прав человека без развития.
За период своего существования Организация Объединенных Наций приняла более 100 международно-правовых документов в области прав человека, которые в своей совокупности составляют международные нормы по правам человека. Важнейшим из них является Международный билль о правах человека, состоящий из Всеобщей декларации прав человека и двух международных пактов, принятых в 1966 г. Это – Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и протоколы к ним.
Впоследствии к ним были добавлены новые, которые касались конкретных областей или вопросов прав человека, принятых ООН в 60–80-е годы XX в. Основополагающими документами в области прав человека являются следующие:
1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).
3. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (1966).
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979).
5. Конвенция против пыток и других жестоких и бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).
6. Конвенция о правах ребенка (1989).
К 2000 г. 140 государств ратифицировало пять из шести основных договоров по правам человека, а примерно 80 стран – все шесть. Эти договоры имеют обязательную юридическую силу для ратифицировавших их государств, таким образом предполагая, что признаваемые этими странами права, закрепленные в ратифицированных документах, являются для них законом.
Кроме того, 125 стран ратифицировали шесть из семи конвенций Международной организации труда.
1. Конвенция о свободе ассоциации и защите прав на организацию (1948).
2. Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949).
3. Конвенция о принудительном труде (1930).
4. Конвенция об упразднении принудительного труда (1957).
5. Конвенция о дискриминации в области труда и занятости (1958).
6. Конвенция о минимальном возрасте (1973).
7. Конвенция о наихудших формах детского труда (1999).
Существуют также региональные документы, принятые в рамках Совета Европы, региональных международных организаций Азии, Африки, а также в результате деятельности ОБСЕ и проводимых ею конференций по правам человека и человеческому измерению (Рим, 1950 г.; Турин, 1961 г.; Хельсинки, 1975 г.; Мадрид, 1983 г.; Вена, 1989 г.; Копенгаген 1990 г.; Париж, 1990 г.; Москва 1991 г.; Хельсинки, 1992 г.; Вена, 1993 г.; Страсбург, 1995 г.).
Кроме того, для стран СНГ имеют значение принятые документы в области прав человека в рамках деятельности Содружества Независимых Государств.
Казахстан при поддержке ПРООН и других организаций системы ООН присоединился и ратифицировал следующие важнейшие международные акты в области прав человека:
· Конвенцию о правах ребенка, 1989 г;
· Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г;
· Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 г;
· Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 г;
· Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, 1948 г.
Наряду с этим, Казахстан ратифицировал Конвенцию о статусе беженцев, 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г., а также четыре Женевские Конвенции по гуманитарному праву, 1949 г. и несколько важнейших Конвенций Международной организации труда
(о защите работников от вредных условий труда вследствие загрязнения воздуха, шума и вибрации (№148); о безопасных условиях труда и здоровья (№155); о равном вознаграждении мужчин и женщин (№100); о минимальном возрасте для работы (№138); об упразднении насильственного труда (№105) и др.).
Наряду с этим, Казахстан высказал свое намерение присоединиться к двум основополагающим международным пактам 1966 г. в области прав человека – Международному пакту о гражданских и политических правах и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Присоединение республики к Пактам 1966 г. в основном завершит интеграцию страны в универсальную международно-правовую систему защиты и поощрения прав человека ООН.
Во всех договорах, конвенциях и декларациях подчеркивается не только многосторонний характер прав человека (социальных, экономических, культурных и политических), но и их взаимосвязь и взаимозависимость. Эти документы ООН в области прав человека создают для участвующих в них государств определенные юридические обязательства, они же определяют роль, функции и обязанности учреждений и организаций, входящих в систему ООН.
Как агентство, занимающееся проблемами развития, ПРООН направляет свое внимание на осуществление развития прав человека прежде всего путем оказания поддержки в деле создания внутреннего потенциала в странах, где она реализует свои программы, а также путем деятельности в интересах сбалансированного развития человека.
Некоторые учреждения системы ООН, как например Управление Верховного Комиссара по правам человека (УВКПЧ), имеют специально обозначенные полномочия и специализированных технических экспертов по правам человека, но при этом ответственность за содействие правам человека и за их защиту несет каждое учреждение системы ООН.
Начиная с 1990 г. Программа развития ООН и ее Доклад о человеческом развитии, выступили за внедрение концепции о человеческом развитии, которое определялось как процесс расширения возможностей выбора для людей. Работа, проведенная ПРООН в данном направлении содействовала тому, чтобы решение проблем прав человека рассматривалось в качестве одного целого вместе с развитием человеческого потенциала. В понятийный оборот в данной области был введен новый термин «устойчивый». Этот термин связан с передачей понятия справедливого распределения благ экономического роста, предоставлением новых возможностей населению и восстановлением окружающей среды.
Наряду с этим, в настоящее время права человека все чаще рассматриваются в более широком социально-экономическом контексте. Человеческое развитие идет слабо в тех обществах, где не существует политической стабильности или законности или там, где нет систематического соблюдения всего диапазона прав человека. Безусловно, никакая страна не должна сосредоточивать свое внимание только на политических или юридических аспектах прав человека. Важнейшее значение имеют и так называемые «услуги» в данном обществе, то есть то, что относится к области образования, здравоохранения, санитарии, снабжения продовольствием и т.д.
Сбалансированное развитие человека нацелено на расширение возможностей выбора для всех людей – женщин, мужчин и детей, сегодняшнего и грядущего поколений – при одновременной охране тех естественных систем, от которых зависит жизнь на всей Земле. Права человека и сбалансированное развитие человека взаимозависимы и подкрепляют друг друга. В Докладе о развитии человека за 2000 год [3] отмечается, что общая цель этого развития – гарантия свободы, благосостояния и достоинства людей во всем мире, заключающегося в: