Г. ноября 9.
Мы, крестьяне Валовской вол., представители пятнадцати деревень, обсудив наше положение, пришли к такому заключению: Теперешняя нищета и горе крестьянское происходят главным образом потому, что крестьяне задавлены от царского правительства страшным количеством налогов — выкупных платежей и косвенных налогов.
Выкупные платежи мы платим нашему правительству вот уже в течение нескольких десятков лет совершенно напрасно. Нам, измученным, приходится платить за те деньги, которые правительство заплатило дворянам за переданную крестьянам землю. Деньги эти были промотаны дворянством и заплачены по долгам, а мы теперь сорок лет и платим за этих праздных лентяев.
Косвенные налоги правительством взимаются тоже главным образом с бедного крестьянского люда. Мы платим акциз на табак, на спички, керосин, водку, сахар и пр. Из-за угоды богачам правительство уступило таможенные пошлины, которые приходится выплачивать нам же при всяких даже мелочных покупках. Половина нашего нищенского дохода идет на то, чтобы платить косвенные налоги. Выходит так, хоть и пишут, что мы не крепостные, а мы те же крепостные. Только дерет немилосердно с нас оброк не помещик, а царское правительство.
Заявляем во всеуслышание, что выкупные платежи и косвенные налоги — это вековое преступление нашего правительства перед народом, Мы долгое время спали непробудным сном. Этим сном воспользовались наши угнетатели.
Теперь мы просыпаемся. Теперь мы сверху донизу видим, как с бедняка дерут все, чтобы не дать ему ничего. Этого не должно быть. Выкупные платежи должны быть отменены. Да мало того, они должны быть возвращены народу путем налога на крупные имения. Косвенные налоги, этот
невидимый крестьянский насос, должны быть заменены прогрессивным подоходным налогом.
Другое наше безысходное крестьянское горе заключается в безземелии. У нас нет клочка земли, нужного для безбедного, а не нищенского существования. Все лучшие земли заняты уделом, монастырями и помещиками. Мы требуем, чтобы все эти земли отошли в крестьянское владение. Но спрашивается: какие для этого избирать нам пути? Хлопотать ли через земских, как делают некоторые наши товарищи, хлопотать ли через уездное или губернское земство, или к самому царю послать своего уполномоченного? Нет. Это мы до сих пор делали. Крест теперь_ навсегда над этим мы ставим. Земский и все прочие чиновники — это j все те же баре-помещики, пьющие нашу кровь. А про царя мы знаем, ' что рабочих он беспощадно расстреливает, крестьян велит судить самым строгим образом и все только говорит, что надежда наша крестьянская на сыновей царевых — предводителей дворянства.
Мы теперь две заповеди запоминаем: первая — с нашим теперешним царским правительством говорить не надо; требований к нему предъявлять не надо никаких, потому что даст только тогда, когда силой встанем перед ним. Это особенно ясно мы видим из последнего царского манифеста об отмене выкупных платежей. Припер своей грудью трудовой монарха нашего крестьянский люд — он для своего собственного спасения и дает мизерные уступки. Так что же говорить с царем, который все \ время говорит «божиею милостью» и этими словами только прикрывает народное угнетенье?
Один выход. Надо готовить народные силы к нещадной борьбе с нашим бесчеловечным правительством; надо смотреть и разглядывать, как борется с царским правительством городской рабочий класс и вместе с этим рабочим классом, руководимым Российской социал-демократической рабочей партией, пролившим уже реки крови за народную свободу, должны мы бороться, его мы должны поддерживать.
А еще надо помнить вот что. Если мы теперь напишем только наши требования, а не грудью их возьмем, так правительство постарается все наши дорогие требования так выполнить, что будет не свобода, а новая петля. Запишем мы, кровью запишем, что с нашим царским правительством надо одно только дело делать — его надо свергать силой нашего народного восстания и на месте царского самодержавия поставить свое народное самодержавие, демократическую республику, когда правительство будет состоять из честных, стойких народных депутатов, избранных всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием, и депутаты эти будут действовать открыто перед миллионами глаз народных.
Ближайшая же наша задача вот какая. Нам надо объединиться и дружным восстанием свергнуть все существующие сельские власти, прекратить все и всякие платежи государству и земству и учредить
революционные крестьянские комитеты. Забрав все волостные и земские дела по земельному пользованию и общему управлению, мы выработаем в этих комитетах свои крестьянские реформы, а подкрепой им будет наша народная вооруженная сила.
Требования свои, которые мы вырабатываем в комитетах, мы предъявим общему российскому временному революционному правительству, которое выберет восставший народ из среды истинных народных борцов, кровью заплативших за дело свободы.
Постановляем это наше решение опубликовать во всеобщее сведение, чтобы все слышали и знали, что думают валовские крестьяне. Мы были бы изменниками своих еще темных братьев-крестьян, если бы думу свою святую замолчали и не рассказали им, измученным и голодным.
9 ноября 1905 г.
Напечатано в типографии Костромского комитета РСДРП.
С подлинным верно: исправник /Подпись/
Высший подъем революции 1905-1907 гг. 4.2. С. 82-83.
№54
1905 г. ноября 9. — Приговор крестьян 40 селений Московской и Тверской губерний
1905 г. ноября 9-го дня, мы, крестьяне 40 селений Московской и Тверской губерний, следующих волостей: Васильевской, части Клугов-ской, части Завидовской и части Логиновской, пришли к следующему заключению и, на основании нижесказанного, обращаемся в бюро Всероссийского крестьянского союза с просьбой включить и нас в этот союз. К сожалению, мы немного долго думали и опоздали к состоявшемуся всероссийскому крестьянскому съезду33. Несмотря на все препятствия, оказанные начальством, в нашей среде давно твердо сознают необходимость правительству скорее провести в исполнение конституционное правление. Свобода нам дана манифестом 17-го октября — и довольно крови и смут! Пора нам мирно заняться делом. В нашей местности давно все мы поняли, что правительство обязательно надо сменить, чтобы не повторились такие ужасные волнения и смуты, такая позорная война, но мы находим, что слишком рано еще вводить у нас республику. Крестьянский народ, которого до сих пор держали прочно в темноте, сразу невозможно так перевернуть. Без Царя он жить не может, но отлично понимает, что: 1) весь народ бедный и богатый должен иметь право избирать своих депутатов в думу, и что выборы должны производиться под наблюдением доверенных лиц от населения, а не под давлением «начальства», 2) необходимо увеличить площадь землепользования крестьян, для чего передать все казенные, удельные, монастырские, церковные и другие земли в распоряжение народа, на условиях, установленных народным
представительством, 3) необходимо также заменить косвенные налоги прямым подоходным налогом: у кого больше дохода, тот и должен платить больше, 4) выкупные платежи отменить теперь же, 5) ввести общее обязательное образование на государственный счет.
Мы уверены, что весь наш край соглашается с нами, у всех надежда в близкую победу над прежним бюрократическим строем быстро растет и, повторяем, надо торопиться и скорее устроить конституционное правление на началах всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, без различия национальностей, вероисповедания и пола. Подтверждаем, что все высказанное есть действительно голос народа нашей местности.
Следуют подписи. Газ. «Право» 1905. 4 декабря.
№55
1905 г. ноября 11. — Приговор крестьян д. Поминова Тверского уезда и губернии
1905 года, 11 ноября. Тверской губернии, Тверского уезда, Туриновской волости, деревни Поминова, мы, крестьяне, собравшись на сходе для обсуждения нашего бедственного положения, пришли к тому заключению, что причинами нашей бедности, невежества и угнетения являются малоземелье и высокая арендная плата, которую берет землевладелец. За одно пользование обрабатывали его землю. Необходимо поэтому уничтожить частную собственность на землю и передать все частновладельческие, кабинетные, монастырские, церковные и удельные земли в общую пользу всего народа; земля должна принадлежать всему народу, с тем, чтобы пользоваться ею имел право всякий, кто в ней нуждается, кто будет обрабатывать ее лично и трудом своей семьи. Необходимо также: 1) созыв учредительного собрания на началах всеобщей, прямой, тайной и равной подачи голосов; 2) общее обязательное образование за счет государства; 3) замена косвенных налогов прямым подоходным налогом; 4) отмена выкупных платежей в этом же году и 5) немедленная отмена должности земского начальника. Для осуществления своих требований, мы теперь же отказываемся платить выкупные платежи и налоги, которые идут в безотчетное распоряжение чиновников, потерявших доверие страны, впредь до созыва учредительного собрания на вышеизложенных началах.
Следуют подписи 42 крестьян и сельского старосты.
Газ. «Сын отечества» 1905. 27 ноября.
№56