Г. октября 15.
Мы, нижеподписавшиеся, крестьяне села Кардавиля, Пановской волости (Арзамас, у.), быв сего 15-го октября месяца 1905 года на сельском сходе в количестве 160-ти домохозяев, в присутствии сельского старосты Якова Карпаева, имели суждение о предстоящих выборах в Государственную Думу и постановили нижеследующее:
Хотя мы и темный народ и разобраться во всем, что касается Государственной Думы, нам и трудно, но умом то нас Бог не обидел, да и из газет мы кое-что узнали. Вот и увидали мы, что Государственная Дума такая, какой ее хотят устроить, мало пользы принесет нам, — забитому, угнетенному крестьянству, и не нам только, а всему русскому народу, который своим потом и кровью добывает те деньги, которые расходуются без всякого толку. Из газет мы знаем, что много, очень много денег наших кровных, трудовых денег истрачено на флот, а где этот флот? Плохо что-ли дрались
наши солдаты? Нет, честь и слава нашим героям-воинам, не посрамили они земли русской! Из газет мы знаем, что корабли-то были никуда не годные. Об этом знало начальство, когда посылало на верную гибель наших детей — само писало об этом. По своему разуму мы так полагаем, что на миллионы, показанные истраченными на флот, можно бы и хорошие корабли завести, да видно деньги на что другое понадобилось — может тоже переезжать с квартиры какому министру или чиновнику большому понадобилось? На переезд-то дали, а на корабли не хватало! И все идет на Руси таким-же порядком: стонет рабочий народ, и благоденствуют на наши кровные денежки чиновники, сами себе жалованье набавляют, да придумывают, как бы еще сверх жалованья получить: прогоны там или для переезда с квартиры. И заслонили они Государя крепкою стеною от нас. Если случайно что и доходило до ушей Государя, дружно вставали они друг за дружку и уверяли Государя, что хорошо живет народ. Мы, дескать, об этом заботимся, а народ за тебя Богу, Государь, молится, и лучшего ему ничего не надо. А людей тех, что нужды народные сказывали, бунтовщиками звали, да в Сибирь ссылали, а если большой чиновник то был, на теплые воды лечиться отправляли — только помалкивай. И верил им Государь, да как и не верить то, ведь затем он их и поставил, за то и жалованье платит, чтобы правду-истину ему докладывали, о благе народном заботиться Ему помогали, где-же Государю одному без помощников, за всем усмотреть, и присягу они ему в том принимали. Суди их Бог да Царь, не нашего ума то дело. А видим мы в словах их правды-то было только то, что молились мы Богу за Государя, молились, чтобы услышал стоны наши Государь-Батюшка — крепко верили мы, что такое время настанет. И услышал Господь молитву нашу — несчастная война показала Государю, что неверно ему докладывали: «все благополучно». Увидал Он, что те чиновники, которым он верил и на которых надеялся, не волю Его творят, а о себе лишь заботятся. А тут и земству стало возможно доводить свой правдивый голос до ушей Государя. И решил Государь, что по старому идти дело не может, что только от самого народа узнает он всю правду. И повелел он собрать выборных, от всей земли русской, в Государственную Думу. 6-го августа повелел он обнародовать Манифест о созыве этой Думы. Никто не говорит нам, когда настанут эти выборы, да и не только не говорят, а запрещают добрым людям разъяснять нам, в чем дело, какие права нам предоставляются:
«Нельзя, дескать, чтобы кто на выборы влиял». А какое это влияние, если кто тебе права твои разъяснит? Кого выбрать не укажет нам посторонний человек, своя голова у нас есть, а вот заставить точно что иных можно, да не при выборах самых, а заранее, или через подчиненных лиц; да ведь, чтобы заставить власть нужна, а у постороннего человека никакой власти нет: хотим — слушаем, хотим — нет. Не малые мы ребята, глупостей слушать не станем, а вот как начальство понажмет, поневоле послушаешь — оно тебе так разъяснит, как ему угодно, а не послушаешь его разъяснения, найдет как донять тебя. Вот и смекаем мы, что все это придумано затем, чтобы в Государственную Думу попали люди, угодные
начальству, которые бы окромя: «слушаю», да «так точно» слов-то других не говорили.
И не исполнится воля Государева, не узнает он народных нужд, по старому будут хозяйничать чиновники, только еще лучше им будет: весь ответ на Думу валить будут, а Дума что может? У нас на сходе, если меньше половины собралось, ничего решить нельзя, а в Думе и 1/3 довольно, чтобы закон для всей земли писать. Да если и закон какой большинство найдет негодным, все же он в Государственный Совет пойдет, а оттуда к Государю на утверждение. А ведь Государственный-то ) Совет из чиновников состоит. Не предоставлено Думе и следить за тем, I чтобы законы свято соблюдались чиновниками. Правда, спросить то министра Дума может: почему какое дело не по закону сделано? Да министр-то хочет ответит, а не хочет — скажет: «Это Государственная тайна», ну, и концы в воду. Как поразмыслить, так и видать, что положение-то о Государственной Думе видимость одна, будто и в самом деле, по слову Государеву, народ, «к деятельному участию в составлении законов призывается», а на самом-то деле, только за тем, чтобы еще больше вольготы чиновникам было по своему делать.
Не ждем мы толку от этой Думы и впору бы было хоть отказаться,! да воля царская должна быть исполнена и не смеем мы ей поперечить, \ а верим, что Государь-то добра нам хочет. Сам он в Манифесте говорит ' о дальнейшем усовершенствовании Думы. Вот и порешили мы, чтобы избрать из своей среды, на волостной сход, надежных людей, чтобы избирали они, как полагается, двух выборщиков в уезд для выбора пяти выборщиков в губернию и наказать им накрепко, чтобы избирали они из крестьян, людей нашей волости, умственных, надежных, нелицеприятных, не смотрели бы на то богат человек или беден (если беден из волостных сумм можно дать ему на проезд), а на то-бы только смотрели, чтобы человек был не робкий, самостоятельный, ничьих-бы приказов не слушал кого выбирать, а выбирали-бы того, кому верят и кто обещает твердо стоять на одном: Государственная Дума в настоящем своем виде не может ничего улучшить в теперешнем тяжелом для народа положении, ее выдумали чиновники не на пользу народную, а только для отвода глаз.
Она не может успокоить волнение, охватившее всю Россию, потому-что большая часть трудящегося народа устранена от выборов, а большинству из тех, кому открыт в ней доступ, или неведомы нужды трудящегося народа, или даже им выгодно теперешнее бесправие. Поэтому необходимо всеми силами стоять за то, чтобы Государственная Дума стала не законосовещательной только, а законодательной, т. е. чтобы между Царем и народом не было чиновничьей стены. Чтобы была на Руси единая воля Царя и народа, а чиновники, чтобы были только слугами этой единой воли, а чтобы было это действительно, так необходимо нужно сейчас же отнять у чиновников то оружие, которыми они держат в руках народ. Нужно тотчас отменить всюду военное положение и усиленную охрану, не умиротворяется, а озлобляется этим народ, а вместо этого необходимо тотчас дать свободу личности (чтобы никого нельзя было лишить свободы без постановления суда), свободу слова (чтобы каждый мог безбоязненно
высказывать то, что думает и за слова свои отвечал бы только перед судом); свободу собраний (чтобы никому не было запрещено собираться на любом месте для обсуждения всяких вопросов), свободу печати (чтобы каждый мог писать и печатать все, что ему угодно и только перед судом отвечал за напечатанное), чтобы закон был один для всех равный, и чтобы не было ни бар, ни крестьян, а все бы были равны, у Бога нет разницы — все люди, и чтобы суд был один для всех равный.
Узаконив все это, Дума должна просить Государя распустить ее и назначить новые выборы, не по теперешнему, а всеобщие, прямые, равные и тайные, т. е. чтобы всякий без различия звания и состояния, самолично имел право подать один только голос за того, кого он желает послать от себя в Думу; а чтобы нельзя было принудить кого подать голос но за того, кого он хочет, выборы должны быть тайные.
И требуем мы, чтобы наши волостные выборщики прочли перед выборами этот наш наказ выборщикам от других сел и передали его тем, что будут выбраны в уезде и просили их слезно, чтобы постояли они за правду на благо народу и чтоб выбрали в губернию, кто за указанное стоять обещает. И тем губернским выборщикам чтобы наказывали выбирать в Государственную Думу только таких людей, которые обещают по сказанному делать, и пускай скажут тем, кого выберут в Думу, что и они-бы за то крепко стояли, а если уже возьмут засилье чиновничьи ставленники и нельзя будет сделать по указанному, пускай не срамятся лучше; не помогают чиновникам чинить цепь, которой они заковали йарод, не помогают им обманывать Государя, а пускай вертаются домой и будет им великое спасибо от мира, радельникам забитого народа. Еще наказываем мы своим волостным выборщикам: пускай лучше не из должностных лиц выбирают от в уезде, лица они подневольные, глядишь и послушают приказа начальнического или может «совета»: все-же своя рубашка к телу ближе. Приговор этот, как касающийся выборов в Государственную Думу, не подлежит утверждению земского начальника, а порешили мы снять с него копию и переслать для напечатания в газету, чтобы видно было, что мы не скрываемся, не дурное что задумали, а по чистой совести выполняем волю Государеву на благо трудящегося народа; в чем, учинив сей приговор, и подписуемся.
Следуют подписи 106 человек и сельского старосты. «Нижегородская земская газета» 1905. 27 октября.
№30