Царской каким обычаем бывает веселие.
1. Великий князь Иван Васильевичь Московский, Гордый, со
многими своими князи и з боляры, ходил войною со многими войски
под Казанское, и Астараханское, и Сибирское царствы; и Божиим
изволением, пленил тех царств царей, сь их государствы и з
землями, и поселил в тех государствах и землях многих людей,
християн, для укрепления. И с того времяни учинился он великий
князь над Московским государством, и над теми взятыми царствы, и
над прежними княжствы, царем и великим князем Иваном Васильевичем
всеа Русии; и таковым обычаем в Росийской земле началося
царствование.
Княжествовавше же той великий князь, и потом царствова,
правивше государство свое в ярости и во злобе силне, тиранским
обычаем, и имеяй со окрестными государствы войну и розвратие.
Когда ж ему не случися быти со окрестным государствы в розвратии,
и тогда пленил подданных своих, единоверных християн, и многи
мучителства над князи и боляры своими и простыми людми показа;
понеже и сына своего смири на оный свет, пробиша его осном своим,
и единаго митрополита повел задушити подушкою. Царствова же той
царь, преставися.
2. По смерти же того царя, на Московском царстве учинился 2
царем сын его царевичь Феодор Ивановичь, а другому сыну его,
царевичю Димитрию, с материю его, дан был в удел город Углечь с
уездом. Бысть же той царь и великий князь Феодор Ивановичь всея
Русии на Московском государстве зело тих и боголюбив, не таков
яко отец его, и некоторого велможу, зовомаго Борис Годунов,
перваго конюшего боярина, учинил над государством своим во всяких
делах правителем; а сам предался смирению и на молитву. Той же
боярин, правивше государство неединолетно, обогатися зело;
проклятый же и лукавый сотана, искони ненавидяй рода человеча,
возмути его разум, всем бо имением, богатством и честию исполнен,
но еще несовершенно удоволен, понеже житиe и власть имеяй
царскую, славою ж несть. И дияволим научением мыслил той боярин
учинитись царем, и чрез какой бы обычай; и сь единомышленными
своими умыслил послати некоторых людей во град Углечь, обещая им
великую честь и богатство, чтоб они царского брата царевича
Димитриа убили. Те же посланные люди, по повелению его, то и
сотворили, пререзали тому царевичю гортань; и того ж времяни и
самих их забойцов гражане побили. И как ему боярину ведомо
учинилось, что по его мысли все совершилось, велми радостен
бысть; и скоро о смерти его царю объявил, что тот его брат, играя
с младенцами своими, убился сам. Царь же уведав о том, велми
опечалился, и очей своих ни на един час от слез не осушил, и
умыслил ехать тело брата своего погребсти и проведать, каким
обычаем ему смерть учинилась; той же Борис Годунов послал во град
Углечь многих людей, и по дорогам поставил заставы под смертною
казнию, чтоб никто о том убиении подлинные ведомости не сказал,
но чтоб сказывали все по его приказу, как он об нем сказал царю,
так же которые писма от матери его царской будут писаны к царю,
приносили б к нему. Царю ж на погребение брата своего с Москвы
ехавшу, и бывшу у Троицы, в первом Московском монастыре, от
Москвы 60 верст, и тот зломышленный болярин велел на Москве дворы
зажигати и грабити, и людей побивати; и от того учинилося великое
смятение, и кроворазлитие, и пожар, по всей Москве. Он же боярин
прииде к царю и поведа, что на Москве учинилося великое смятение
и пожар, чтоб он возвратился к Москве, а брата своего приказал
погребсти без себя; понеже, его приездом, оживления ему не будет.
Царь же послушав его, то и сотворил. И которые люди посланы были
от него боярина по городом, и на заставы, и к Москве дворов
зажигати, дворы их всех погорели; той же боярин, страшась тех
людей, чтоб на него чего не объявили и ему чего не учинили, давал
им из своей и из царской казны множество имения и богатства.
Царствова же той царь, по смерти брата своего в печали немнога
лета, преставися.
3. По смерти же того царя, на Московском царстве учинился
царем той боярин Борис Годунов, и царства его было немнога лета;
и после того в Росийском царстве начало быть в людях смятение и 3
неприятелское нахождение свыше прежнего. И в те смутные времена,
из некоторого монастыря черной дьякон, покиня свое черное платье,
был в Полше у Сердомирского за челядника, и назвался царевичем
Димитрием царя Ивана Васильевича сыном; и в скором времяни, чрез
многой свой умысл и через допоможение Полских войск, достал
Московское государство под свое владенье, и был царем; а того
Сендомирского дочь взял за себя. И в то время его многие люди
узнали, что он не прямой царевичь Димитрий, вор Гришка Отрепъев,
которой был черньцем; однако не смели против него ничего
говорить. А как начал царствовать, и в Росийском государстве учал
было заводить вновь веру папижскую, и Греческия церкви
переделывать в костелы Лятцкие и многие пакости чинил, - и ему
того не потерпели, бояре и всякого чину люди, умышляли чем бы
такого воровского царя искоренить. И по их замыслу, скоро то и
совершилось: каковым обычаем достал он себе царство вскоре и
царствовал не истинно, и такова ему скоро смерть учинилась.
Поляков же и Литву, которые были при том лживом царе и в городех,
начали их побивати, и из Московского государства выбили в свое
государство; и от того с короною Полскою и с Литвою ноипаче была
война. А по том царе и иные такие ж воры пролыгався называлися
царевичем Димитрием; и таким людем но замыслам их и конец им был
таков же.
4. По смерти же того вора лживого царя, на Московском
царстве был некто из боляр, роду великого Шуйских, царь и великий
князь Василей Ивановичь; и при царстве его с Поляки и с Литвою
потомуж бысть война. И царствова той царь, преставися.
5. По смерти же того царя учинился царем, племене царского
по роду Романовых, царь и великий князь Михайло Феодоровичь, всеа
Русии самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильсвичю
такое: понеже роду их Романовых за царем Иваном Васильевичем была
Настасея Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита
Романовичь, и от того ее брата родилися два сына, Федор да Иван,
и от Федора родился Михайло Феодоровичь, которой был царем. С
начала ж царствования его еще с Поляцы войне от кроворазлития
престати не минуша. И бысть при царе Василии Ивановиче и при царе
Михайле Феодоровиче война с Поляки велия, мало государству не
опустети. Царю ж и великому князю Михаилу Феодоровичю от
кроворазлития християнского успокоившуся, правивше государство
свое тихо и благополучно. Отец же его Феодор, во иноческом чину
Филарет, при его царстве бысть в Московском государстве
патриархом. Бысть же у того царя два сына: царевичь Алексей
Михайловичь, и той бе зело тих был в возрасте своем, как и отец; 4
вторый же Димитрий, с младенческих лет велми был жесток, уродился
нравом прадеда своего первого Московского царя. Людие же, роду
великого и среднего, которые блиски приходити к царю и к
царевичам, мысляше о нем, что еще в младых суще летех зла творит
много, понеже по смерти отца своего наипаче болше зла творити
начнет, усмотривше времяни час упоиша его отравами; и от того
скончася, никто же о том домыслися, яко бы пришел ему час смерти.
И царствова той царь во успокоении, преставися.
6. По смерти же его осталися: сын его царевичь Алексий
Михайловичь да три тщери царевны. И мало время минувше, патриарх,
и митрополиты и архиепископы и епископы, и архимариты и игумены,
и весь духовный чин, соборовали, и бояре и околничие и думные
люди, и дворяне и дети боярские, и гости и торговые и всяких
чинов люди, и чернь, после смерти прежнего царя на царство обрали
сына его, нынешняго царя, и учинили коронование в соборной болшой
первой церкве и молили Бога. А когда царя коронуют, и в то время
бывает ему помазание елеом, и потому имянуется Помазанник. И
после того власти, и бояре и ближние и всяких чинов люди, на
государстве его поздравляли. И по поздравлению, патриарх, и
митрополиты и архиепископы и епископы, и иныя власти, царя
благословляли образами и подносили хлебы, и бархаты, и объяри и
отласы и камки золотные и простые, и соболи, и серебряныя сусуды;
а бояре и ближние люди, и столники, и стряпчие, и дворяне
Московские, и дьяки, и жилцы, и полковники, и дворяне и дети
боярские городовые, и гости, и служилые люди, дарили против тогож
что и власти; а сотенные, и торговые, и из городов посадцкие
люди, подносили хлебы с солью, и дарили против такого ж обычая, у
кого что прилучилося; а было тех дворян, и детей боярских, и
посадцких людей, для того обрания, человека по два из города. И
потом у царя на властей, и на бояр, и на всяких чинов людей, были
пиры. И после того времяни царь с патриархом советовал, и со
властми и з бояры и з думными людми говорил, чтоб ему сочетатися
законным браком; и патриарх, и власти на такое доброе дело к
сочетанию законныя любви благословили, а бояре и думные люди
приговорили. И сведав царь у некоторого своего ближнего человека
дочь, девицу добру, ростом и красотою и разумом исполнену, велел
взяти к ceбе на двор, и отдати в бережение к сестрам своим
царевнам, и честь над нею велел держати яко и над сестрами своими
царевнами, доколе сбудется веселие и радость. И искони в
Росийской земле лукавый дьявол всеял плевелы свои, аще человек
хотя мало приидет в славу и честь и в богатство, возненавидети не
могут. У некоторых бояр и ближних людей дочери были, а царю об
них к женидбе ни об единой мысль не пришла: и тех девиц матери и
сестры, которые жили у царевен, завидуя о том, умыслили учинить 5
над тою обранною царевною чтоб извести, для того, надеялися что
по ней возмет царь дочь за себя которого иного великого боярина
или ближнего человека; и скоро то и сотворили, упоиша ея
отравами. Царь же о том велми печален был, и многа дни лишен был
яди; и потом не мыслил ни о каких высокородных девицах, понеже
познал о том, что то учинилося по ненависти и зависти. И после
того времяни случися ему быти в церкве, где коронован, и узре
некоторого Московского дворянина Ильи Милославского две дочери в
церкве стоят на молитве, послал по некоторых девиц к себе на
двор, велел им того дворянина едину мнейшую дочь взяти к себе в
Верх; а как пение совершилось и в то время царь пришед в свои
хоромы, тое девицы смотрил и возлюбил, и нарек царевною, и в
соблюдение предаде ея сестрам своим, и возложиша на нее царское
одеяние, и поставил к ней для оберегания жен верных и
богобоязливых, дондеже приспеет час женидбы.
7. Царю ж отложивше всякие государственные и земские дела
правити и росправу чинити, почал с своими князи и бояры и
околничими и думными людми мыслити о женидбе своей, кого из бояр
и из думных и из ближних людей, и из их жен, обрати в какой
свадебной чин, во отцово и в материно место, и в сидячие бояре и
в боярыни, и в поезжаня, в тысецкие и в бояре и в дружки, и в
свахи, и в свещники и в коровайники и в конюшенной чин и в
дворецкие, так же и с царевнину сторону сидячих бояр и бояронь и
дружек и свах. И мысля о том многие дни, указал, для такия своея
царския радости, думным дьяком росписати на роспись: кому в каком
в том свадебном чину бояром и околничим и думным и ближним людем,
и их женам, в чинех же быти, по своему обранию, кого в какой чин
излюбил, не по родом и не по чином и не по местом, где кому в
каком чину указано быти, и тому по тому и быти, а написав тое
роспись, закрепити им же дьяком и поднести ceбе. А свой царской
указ бояром, и околничим, и думным и ближним людем, велел
сказати, при многих людех: чтоб они к тому дни, в которой день у
него будет радость, в том чину кому где указано быть, были готовы
без мест, не по роду и не по чином; а как у него будет радость, и
в те дни будет кто из них бояр и околничих и думных и ближних
людей учинят в свадебном деле, породою своею или местами или
чином, какую смуту, и в том свадебном деле учинится помешка, и
того за его ослушание и смуту казнити смертию, безо всякого
милосердия, а поместья его и вотчины взяти на царя; так же и
после свадбы никому никого никакими словами о свадебных чинех не
поносити, и в случаи не ставити, кто кого в чину выше ни был, а
кто кого учнет поносити, а себя высити, и про то сыщется, и тому
от царя быти в великой опале и в наказании.
8. А бывают свадебные чиновные люди таковы: с царскую
сторону первой чин, отец, мать, сидячие, которые бывают за
царского отца и мать; 2-й чин поезжаня, протопоп с крестом, 6
тысецкой, и тот тысецкой в поезду болшим чоловеком; потом царь;
восемь человек бояр, и тех поезжан чин таков: бывают с царем и с
царицею у венчания в церкве, и за столами сидят выше всех людей;
дружка, поддружье, чин их таков: на свадбу созывают гостей, и в
свадбе от тысецкого и от царя говорят речи, и розсылаются з
дарами; свахи, дружковы жены, чин их таков: царицу укручивают и
оберегают, и платье надевают и снимают; свечник: как царицу
укручивают перед венчанием, и он в то время держит свечю;
коровайники, которые носят к церкве и от церкви хлеб на носилках,
а бывают те носилки обиты бархатом золотным и покрыты пеленою
шитою да соболми; конюшей, с своим чином; третей чин сидячие
бояре и боярыни, по 12 человек мужского полу и женского, которые
сидят гостми за столами, с царским отцом и с матерью вместе, а в
церковь с царем не ходят; четвертой чин дворецкой, с своим чином,
у поставца у ествы и у питья. С царицыну сторону первой чин: отец
и мать родные; другой чин сидячие бояре и боярыни; 3-й чин
дружка, свахи, дружкины жены; свечник, коровайники, против токого
ж обычая.
Да на свадбе ж кому носити еству и питье, столником, пред
царя и царицу и во все столы перед чиновных людей, кому где
ведено быти по росписи: и те б были потомуж без спору.
9. А как приспеет день женидбе царской, и в навечерии того
дня бывает у царя стол, на бояр и на бояронь, и на отца и мать
невестиных; и сидят царь с невестою своею за столом, а бояре и
боярыни за розными особыми столами. И пред ествою царской
духовник, протопоп, царя и царевну благословляет крестом и велит
им меж себя учинить целование; и потом бояре и боярыни царя и
царевну поздравляют обручався. И евши и пив царь царевну отпустит
к сестрам своим, по прежнему; а бояре и их жены розъедутся по
домом.
10. И наутрее того дни, в которой быть женитбе, бывает царь
в первой соборной церкве и молебствует; и по молебствовани
патриарх благословляет царя крестом и кропит водою святою, и царь
прикладывается к образом и святых к мощем, а потом
благословляетца у патриарха о женидбе своей, и патриарх его
благословляет словом. И пойдет царь из церкви в другую соборную ж
церковь, где погребены прежние цари, и в то время отправит по
мертвых пение; и учиня у гробов прощение, пойдет к себе.
11. О чину как устраивают свадебной чин. Первое полату
нарядят, объют бархаты, и постелют ковры Турские и Персицкие
болшие; и учинят поставят царское место, где сидеть царю и его
царевне, и перед ними стол, да столы ж, за которыми сидеть бояром
и бояроням, и на тех столех положат скатерти да хлеб с солью. А
царь в то время устраиваетца во все свое царское одеяние, так же
как и при короновании; а новую царевну прикажет нарядити во все
царственное ж одеяние, опричь короны, а положат на нее венец
девичей; и в то ж время и бояре, и все свадебные чины, и 7
столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и
полковники, и головы, и гости, устроятся в золотое одеяние. А как
то все устроится, и о том известят царю, и мало время минувше
укажет царь царевнину отцу и матере, и всему чину ея половины,
итти с нею в тое полату и ожидати своего пришествия; и как
царевна, со отцем своим и с матерью и з свадебным чином, в полату
войдут, и в то время царевну посадят на ее устроеное место, а
сами ожидают царского пришествия у своих мест, где устроено им
сидеть. И как о том царю ведомо объявится, что они со всем чином
в полату пришли и устроилися, и царь скажет духовнику своему
протопопу, что ему итти час, и духовник начнет говорить молитву,
а царь и чин свадебной молятся образам; и по молитве духовник
свадебной чин и царя благословляет крестом, и дружки и свадебной
чин благословляются у отца и у матери, которые устроены за
царского отца и мать, ехать по новобрачную невесту; и потом царь
благословляется же, и отец и мать дают благословение словом:
«благослови Бог!» и потом пойдут протопоп, и чин, и царь; а перед
ними идут коравайники, несут хлеб. А как приходят к той полате
где устроено, и протопоп учнет свадебной чин и царя благословляти
крестом, и входит наперед в полату протопоп, и чин, и царь; а
царевна в то время и eе чин стоят. А вшед протопоп, и чин, и
царь, молятся образом, и потом дружки и поддружья у отца и у
матери невестины благословляются новобрачному и дщери их садитися
на место; и они их благословляют словом же. А как царь и царевна
сядут на место на одной подушке, и потом сядут и бояре и весь
свадебной чин по своим местом за столы, и учнут пред царя и пред
царевну, и пред свадебной чин, носити есть столники и ставити
ествы по одному блюду на стол, а не все вдруг; и в том столе, где
сидят бояре и боярыни, ставитца одной ествы блюд по пяти, потому
что иные сидят от первых людей один от другого вдали; а как еству
испоставят, и в то время встав духовник начнет пред ествою
говорити молитву: «Отче наш», а соверша молитву, садятся по
местом; и потом дружки и поддружья учнут благословлятися у отца ж
и у матери новобрачной косу чесати, а протопоп и свадебной чин
начнут ести и пити, не для того чтоб досыта наестся, но для чину
такого, а пред царя есть ставят и розрезывают и отдают с стола, а
он не ест; и в то ж время как у новобрачной косу росчешут, дружки
благословляются у отца и у матери новобрачную крутити и они
потомуж благословляют словом; а как начнут косу чесати и
укручивати, и в то время царя и царевну закроют покровом и держат
покров свещники, а косу розчесывают свахи и укручивают; да в то ж
время пред царем стоит на столе, на болшом блюде, хлеб да сыр, и
тот хлеб и сыр начнут резать и класть на торелки, да сверх того
хлеба и сыра на те ж торелки кладут дары, ширинки от новобрачной,
по росписи, и подносят наперед священнику да отцу и матере
невестиным да тысецкому, потом царю и поезжаням и сидячим бояром 8
и бояроням, и дружки ж себе и свахам и конюшему и дворецкому и
чином их, по росписям же; а укрутя новобрачную покроют покровом
тем же, которым были закрыты, а на том покрове вышит крест, а
венец девичей бывает снят и отдан в сохранение; так же и к
царскому отцу и матере, и к царевнам, и к сидячим бояром и
бояроням, хлеб и сыр и дары посылают с невестиным дружкою, а к
патриарху белого полотна сколко доведется; бывают те дары ширинки
тафтяные белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти
золото с серебром, а иные золото и серебро с шолком. И после того
окручения, из за третьие ествы протпоп встав из за стола учнет
говорити по обеде молитву, и потом дружки у отца и у матери учнут
благословлятися царю с царевною и с поездом итти к венчанью, и
они их благословляют; и потом отец и мать царя и новобрачную
благословляют образами окладными, обложены золотом с каменьем, и
с жемчюгом, и потом отец и мать дочь свою взяв за руку отдают
царю в руки и прощаются; а как пойдут в церковь, и в то время в
полате протоцоп благословляет коровайников и свещников, и
свадебных людей, и царя и царевну, крестом, а пойдут к венчанию к
той церкве где служить духовник, и где мимо той церкви ходят в
Верх к царю через сени всех государств послы, и приходя к церкве
також протопоп благословляет крестом всех, и потом входить в
церковь; а ис полаты царь к церкве идет с царевною вместе, и
ведет ее за правую руку; и в то время учнут во все колокола
звонити, и во вcеx церквах Бога молити о здоровье его царском и о
царевнине и о сочетании законного браку. А вшед в церковь царь и
царевна станут среди церкви, блиско олтаря, и постелют под них на
чом стояти объяри золотной сколко доведется, и с одну сторону
царя держать под руку дружка, а царевну сваха; и протопоп
устрояся во одеяние церковное, начнет их венчати по чину, и в то
время царевну открывают; и возлагает на них протопоп венцы
церковные, а по венчании подносит им из единаго сосуда пити вина
Французского красного, и снимет с них церковные венцы, и взложат
на царя корону. И потом протопоп поучает их, как им жити: жене у
мужа быти в послушестве и друг на друга не гневатися, разве некия
ради вины мужу поучии ея слехка жезлом, занеже муж жене яко глава
на церкве, и жили бы в чистоте и в богобоязни, неделю и среду и
пяток и все посты постили, и Господьския празники и в которые дни
прилучится празновати Апостолом и Еуангелистом и иным нарочитым
святым греха не сотворили, и к церкве б Божии приходили и
подаяние давали, и со отцем духовным спрашивались почасту, той бо
на вся блага научит. А соверша протопоп поучение, царицу возмет
за руку и вдает ю мужеви, и велит им меж себя учинити целование,
и по целовании царицу покроют; и потом протопоп и свадебной чин 9
царя и царицу поздравляют венчався. А по поздравлении протопоп
розвлачась, идет из церкви вон, и весь свадебной чин, и царь и
царица, и в сенях у дверей протопоп против прежняго ж начнет всех
благословляти крестом, и идут в царския полаты; и тысецкой дружку
посылает, наперед их приходу, к царскому и к царицыну отцем и
матерем, и к сидячим бояром и бояроням сказати, что царь с
царицею венчались в добром здоровье и идут к ним - и они
отвещают, что они пришествия их ожидают; а сказав дружка
воротится и скажет их речи тысецкому. А как царь идет ис церкви в
хоромы, и в то время бывает звон во все колокола. Да в то ж время
как царь с царицею венчаются, царской отец и мать и бояре и
боярыни сойдутца все вместе, в тое полату, где окручение было; а
как царь и свадебной чин входят в полату, и у полаты протопоп
благословляет крестом всех по прежнему ж, - и в то ж время отец и
мать царские царя и царицу благословляют образами окладными, и
потом отцы и матери и бояре и боярыни царя и царицу поздравляют
венчався; и садятца за столы царь с царицею, а бояре и чин
свадебной за своими столами, и начнут носити есть, и едят и пьют
до тех мест, как принесут еству третьюю, лебедя, и поставят на
стол; - и в то время дружка у отца и у матери, и у тысецкого,
благословляются новобрачному с новобрачною итти опочивать, и они
их благословляют словом же; и царь и царица, и отец и мать, и
иные немногие люди и жены провожают их до той полаты, где им
опочивать, и проводя пойдут все прочь по прежнему за стол, и едят
и пьют до тех мест, как от царя ведомо будет.
12. А как начнет царь с царицею опочивать, и в то время
конюшей ездит около той полаты на коне, вымя мечь наголо, и
блиско к тому месту никто не приходит; и ездит конюшей во всю
ночь до света.
13. И испустя час боевой, отец и мать, и тысецкой, посылают
к царю и царице спрашивати о здоровье. И как дружка приходя
спрашивает о здоровье, и в то время царь отвещает что в добром
здоровье, будет доброе меж ими совершилось; а ежели не
совершилось, и царь приказывает приходить в другой ряд, или и в
третьие; и дружка потомуж приходит и спрашивает. И будет доброе
меж ими учинилось, скажет царь, что в добром здоровье, и велит к
себе быти всему свадебному чину и отцем и матерем, а протопоп не
бывает; а когда доброго ничего не учинится, тогда все бояре и
свадебной чин розъедутца в печали, не быв у царя.
14. А как свадебной чин приходить к царю, и отцы и матери, и
весь чин царя и царицу поздравляют сочетався законным браком, и
царь жалует подает им кубками и ковшами питья, и потом и царица
подает же; и потом царь велит принесть себе и царице есть лехкое, 10
потому что тот день весь постили, и едят с царицею вместе. А как
откушают, и в то время сказывает царь свадебному чину, чтоб они
ехали к себе, и наутрее были к обеду, и сьезжaлись бы все преж
обеда; а сам с царицею по прежнему начнет опочивать.
15. И наутрее того дни, царю и царице готовят мылни, разные,
и ходит царь в мылню, а с ним дружка да постелничей; а как царь
выходит из мылни, и в то время возлагают на него срачицу и порты
и платье иное, а прежнюю срачицу велит сохранити постелничему; а
после того слушает царь заутрени, доколе царица в мылни; и как ее
во одеяние нарядят, и в то ж время и бояре сьезжаются к царю. А
как царица пойдет в мылню, и с нею мать и иныя ближния жены и
сваха, и осматривают ее сорочки; а осмотря сорочки, покажут
царской матере и иным сродственным женам немногим, для того что
ее девство в целости совершилось, и те сорочки, царскую и
царицыну, и простыни, собрав вместо, сохранят в тайное место,
доколе веселие минется; и потом из мылни выходит в свои полаты. А
как царю о том ведомо учинитца, что уж из мылни вышла и по чину
изготовились, и в то время царь со всем своим поездом ходит к
царице; а царица в то время бывает во всем своем одеянии, и в
венце царском; и чиновные люди царя и царицу поздравляют; а потом
царица подносит мылные дары царю, и бояром, и всему свадебному
чину, сорочки и порты, а бывают те сорочки и порты тяфтяные и
полотняные, шиты золотом и серебром. И потом царь с поезжаны
ходит к патриарху, и патриарх его благословляет и поздравляет; и
от патриарха ходит царь по церквам своим и молебствует, а по
молебствовании прикладывается к образом.
16. А как приспеет обед, и в то время царь и с царицею едят
в той же полате, где сперва чин начался, а словет тот стол
княжей; и садитца царь с царицею за своим столом на маестатех, а
чиновные люди и боярыни в прежних своих местех; и по обеде ставят
на стол овощи всякие, сахары и ягоды и иные диковинки; и в то
время царь и царица и все чины стоят; и сперва царя и царицу отец
и мать посаженые, и царевны, и сидячие бояре и боярыни, и
тысецкой, начнут благословляти образами окладными, и потом царя
дарят бархатами я отласами и камками и объярми золотными и
серебряными, и собольи, и серебряными кубками, так же и царицу
дарят бархатами ж и отласами и камками и объярми, и соболми, и
пернстми золотыми с каменьем, и сосуды серебряными, у кого что
прилучилось; и етчи и пив за здоровья их государские, того дни
бояре и все чины розъедутца по домом. Таким же обычаем и на
третей день у царя потомуж бывает стол от новобрачной царицы, на
бояр же и на свадебной чин, а называетца тот стол княгинин, и
обедают противо прежнего ж; а после стола за овощами начнут царя
и царицу образами благословлять, царицын отец и мать и ее 11
сродичи, и сидячие бояре и боярыни, и дарят против того ж, как и
царские чиновные люди; и етчи и пив потомуж все чины розъедутца
по домом.
17. А как то веселие бывает, и на его царском дворе и по
сеням играют в трубки и в суренки и бьют в литавры; а на дворех
чрез все ночи для светлости зжгут дрова, на устроеных местех; а
иных игр, и музик, и танцов, на царском веселии не бывает
никогда.
18. В четвертый же день у царя бывают патриарх, и
митрополиты и архиепископы и епископы, и архимариты и игумены, и
келари, на обеде; и по обеде патриарх и власти царя и царицу
благословляют образами, и потом дарят против того ж, как и бояре;
и те образы и дары у патриарха и у болших властей царь и царица
приимают сами, а у иных властей велят принимать. А потом царь и
царица подносят им кубками и ковшами питья, и власти, пив за их
государское здоровье, розъедутца по домом; и потом к патриарху и
ко властем бывают от царя и от царицы милостиня, денгами, и
подарки полотняные, и подачи ества и питье.
19. Таким же обычаем в-ыные дни бывают столы на столников на
стряпчих на дворян Московских, и на гостей, и на сотенных людей
старост, и на городовых выборных посадцких людей; и те люди царю
и царице дары подносят против того ж, у кого что прилучилося; и
те дары царь принимает сам, а царицы в то время не бывает.
20. Попов и дьяконов, и служебников соборных церквей и иных,
кормят на царском дворе не по один день, а иным есть и пить дают
в домы; да им же дают денги, что они за их государское здоровье
молили Бога, по 10 и по 5 рублев и менши, а меншое самое по
полтине, смотря по церквам, как кому годовое царское жалованье
идет. А в городы посылают царские грамоты, соборных и иных
церквей попом и дьяконом велят давать молебные денги, против
Московскпх вполы, из городцких доходов. Да с Москвы ж в городы по
монастырем посылаются столники, стряпчие, жилцы с милостиною и с
молебными денгами, и кормить черпцов - и дают денги по 5 рублев и
по 4 и по 3 и по 2 и по рублю и по полтине и менши человеку
чернцу, смотря по человеку, да по полотенцу и по 2 платка; а они
против того тех людей благословляют образами и дарят, из
монастырской казны, чем прилучилось.
21. А по веселии его царском, пойдет царь с царицею по
Московским монастырем, и молебствуют, и кормят чернецов, и дают
милостиню: архимаритом, и игуменом, и келарем по 20 и по 15 и по
10 рублев человеку, соборным и рядовым по 5 и по 4 и по 3 и по 2
и по рублю человеку, да по полотенцу, и по два платка; а как царь
и царица с монастыря пойдут, и в то время власти с братьею царя и 12
царицу благословляют образами окладными, и подносят хлебы. И
потом царь и царица ходят по богаделням и по тюрмам, и дают
милостиню ж; так же и нищим и убогим людем дают по рублю и по
полтине и менши человеку. И тех денег росходится множество
тысечь.
22. Да в то ж время, как царя коронуют и веселие бывает, на
Москве и в городех всех воров свобождают на волю, кроме самых
великих убийственных дел.
23. А по всей его царской радости, жалует царь по царице
своей отца ее, а своего тестя, и род их: с ниские степени
возведет на высокую, и кто чем не достатен сподобляет своею
царскою казною, а иных розсылает для покормления по воеводствам в
городы, и на Москве в Приказы, и дает поместья и вотчины; и они
теми поместьями и вотчинами, и воеводствами, и приказным сиденьем
побогатеют.
24. О покоех царских. У царя и у царицы покои свои особые; и
видают царицу бояре и ближние люди времянем, а простые люди мало
когда видают. И на празники господския, и в воскресные дни, и в
посты, царь и царица опочивают в своих покоех порознь; а когда
случитца быти опичивати им вместе, и в то время царь по царицу
посылает, велит быть к себе спать, или сам к ней похочет быть. А
которую нощь опочивают вместе, и наутрее ходять в мылню порознь,
или водою измыются; а не быв в мылне, или не измывся водою, в
церковь и ко кресту не приходят, понеже поставлено то в нечистоту
и в грех, и не токмо царю и царице, но и простым людем запрещено.
25. Сестры ж царские, или и тщери, царевны, имеяй свои
особые ж покои разные, и живуще яко пустынницы, мало зряху людей,
и их люди; но всегда в молитве и в посте пребываху и лица свои
слезами омываху, понеже удоволство имеяй царственное, не имеяй бо
себе удоволства такова, как от Всемогущаго Бога вдано человеком
совокуплятися и плод творити. А государства своего за князей и за
бояр замуж выдавати их не повелось, потому что князи и бояре их
есть холопи и в челобитье своем пишутца холопми, и то поставлено
в вечной позор, ежели за раба выдать госпожа; а иных государств
за королевичей и за князей давати не повелось, для того что не
одной веры, и веры своей отменити не учинят, ставят своей вере в
поругание, да и для того что иных государств языка и политики не
знают, и от того б им было в стыд.
26. О рождении царских детей. Как приспеет время родитися
царевичю, и тогда царица бывает в мылне, а с нею бабка и иные
немногие жены; а как родится, и в то время царю учинится ведомо,
и посылают по духовника, чтоб дал родилнице и младенцу и бабке и
иным при том будучим женам молитву, и нарек тому новорожденному
младенцу имя; и как духовник даст молитву, и потом в мылню входит
царь смотрити новорожденнаго, а не дав молитвы, в мылню не входят
и не выходят никто. А даетца новорожденному младенцу имя, от того 13
времяни как родитца, счотчи вперед в восмой день, которого
святаго день и ему то ж имя и будет. И пошлет царь к патриарху с
ведомостью, что подаровал ему Бог царевича, и патриарх скоро идет
в церковь, а потом и царь, и молебствуют; а по иным по всем
церквам и в монастыри пошлют молебствовать же, и роздают
милостиню ж нищим и убогим людем; а потом ходит царь по
монастырем, и кормит чернецов и дает милостиню ж, так же и в
тюрмы и в богаделни посылают милостиню болшую, да из тюрем же
виноватых свобождают, кроме самых великих дел. Да того ж дни, как
родится царевичь, бывает у царя на патриарха, и на властей, и на
бояр родилной стол, а потом на попов и на дьяконов; а стрелцов и
иных чинов людей жалует царь, велит поить на погребе питьем. А в
городы, к митрополитом и к архиепископом и к епископом и к
воеводам, и по монастырем, посылают столников и стряпчих и жилцов
с царскими грамотами, чтоб они Бога молили за государские
здоровья и за новорожденнаго царевича; а как те люди приехав в
городы чин свой исполнят и грамоты отдадут, и после моления у
властей и у воевод и в монастырех обедают, а по обеде власти
благословляют их образами и дарят, и воеводы дарят же чем
прилучитца, и тех даров от властей и от монастырей и от воевод
бывает им немало; а как приедут они к Москве, и их спрашивают,
кто чем дарил, и будет кто подарил скудно, а место или человек
богатые, и о том царь бывает гневен, понеже будто тот человек не
рад рождению того царевича. И после того бывают у царя крестины,
в которой день ни прилучится, смотря по младенцову здоровью; а
крестит того младенца патриарх; а воспреемник бывает первого
Троицы Сергеева монастыря келарь старец, а кума царевна сестра,
или свойственная царю и царице. И после крещения бывает на
патриарха, и на властей, и на бояр, и на иные чины, стол; а после
обеда благословляют власти царевича образами, и потом власти и
бояре и иные чины подносят царевичю дары, и царь у патриарха и у
болших властей и у бояр образы и дары принимает сам, а у иных
менших властей и у менших чинов людей образы и дары велит
принимать ближним людем; а царевича в то время не бывает; и пив
заздравные чаши розъедутца по домом; так же и попом и дьяконом
столы, и стрелцом и всяких чинов людем питье бывает против того
ж, как в рождении. А дается стрелцом, и салдатом, и иным чином,
питье не по мере: толко когда прилучатся такие дни, или празники,
и им середи царского двора испоставят вина ведер по 100 и по 200
в кадях, да пива и меду против того в шестеро и в семеро; и кто
хочет пить и окроме стрелцов, и ему пить волно; а с двора к себе
никому домовь носити не дадут.
27. А как родит