Царской каким обычаем бывает веселие.

1. Великий князь Иван Васильевичь Московский, Гордый, со

многими своими князи и з боляры, ходил войною со многими войски

под Казанское, и Астараханское, и Сибирское царствы; и Божиим

изволением, пленил тех царств царей, сь их государствы и з

землями, и поселил в тех государствах и землях многих людей,

християн, для укрепления. И с того времяни учинился он великий

князь над Московским государством, и над теми взятыми царствы, и

над прежними княжствы, царем и великим князем Иваном Васильевичем

всеа Русии; и таковым обычаем в Росийской земле началося

царствование.

Княжествовавше же той великий князь, и потом царствова,

правивше государство свое в ярости и во злобе силне, тиранским

обычаем, и имеяй со окрестными государствы войну и розвратие.

Когда ж ему не случися быти со окрестным государствы в розвратии,

и тогда пленил подданных своих, единоверных християн, и многи

мучителства над князи и боляры своими и простыми людми показа;

понеже и сына своего смири на оный свет, пробиша его осном своим,

и единаго митрополита повел задушити подушкою. Царствова же той

царь, преставися.

2. По смерти же того царя, на Московском царстве учинился 2

царем сын его царевичь Феодор Ивановичь, а другому сыну его,

царевичю Димитрию, с материю его, дан был в удел город Углечь с

уездом. Бысть же той царь и великий князь Феодор Ивановичь всея

Русии на Московском государстве зело тих и боголюбив, не таков

яко отец его, и некоторого велможу, зовомаго Борис Годунов,

перваго конюшего боярина, учинил над государством своим во всяких

делах правителем; а сам предался смирению и на молитву. Той же

боярин, правивше государство неединолетно, обогатися зело;

проклятый же и лукавый сотана, искони ненавидяй рода человеча,

возмути его разум, всем бо имением, богатством и честию исполнен,

но еще несовершенно удоволен, понеже житиe и власть имеяй

царскую, славою ж несть. И дияволим научением мыслил той боярин

учинитись царем, и чрез какой бы обычай; и сь единомышленными

своими умыслил послати некоторых людей во град Углечь, обещая им

великую честь и богатство, чтоб они царского брата царевича

Димитриа убили. Те же посланные люди, по повелению его, то и

сотворили, пререзали тому царевичю гортань; и того ж времяни и

самих их забойцов гражане побили. И как ему боярину ведомо

учинилось, что по его мысли все совершилось, велми радостен

бысть; и скоро о смерти его царю объявил, что тот его брат, играя

с младенцами своими, убился сам. Царь же уведав о том, велми

опечалился, и очей своих ни на един час от слез не осушил, и

умыслил ехать тело брата своего погребсти и проведать, каким

обычаем ему смерть учинилась; той же Борис Годунов послал во град

Углечь многих людей, и по дорогам поставил заставы под смертною

казнию, чтоб никто о том убиении подлинные ведомости не сказал,

но чтоб сказывали все по его приказу, как он об нем сказал царю,

так же которые писма от матери его царской будут писаны к царю,

приносили б к нему. Царю ж на погребение брата своего с Москвы

ехавшу, и бывшу у Троицы, в первом Московском монастыре, от

Москвы 60 верст, и тот зломышленный болярин велел на Москве дворы

зажигати и грабити, и людей побивати; и от того учинилося великое

смятение, и кроворазлитие, и пожар, по всей Москве. Он же боярин

прииде к царю и поведа, что на Москве учинилося великое смятение

и пожар, чтоб он возвратился к Москве, а брата своего приказал

погребсти без себя; понеже, его приездом, оживления ему не будет.

Царь же послушав его, то и сотворил. И которые люди посланы были

от него боярина по городом, и на заставы, и к Москве дворов

зажигати, дворы их всех погорели; той же боярин, страшась тех

людей, чтоб на него чего не объявили и ему чего не учинили, давал

им из своей и из царской казны множество имения и богатства.

Царствова же той царь, по смерти брата своего в печали немнога

лета, преставися.

3. По смерти же того царя, на Московском царстве учинился

царем той боярин Борис Годунов, и царства его было немнога лета;

и после того в Росийском царстве начало быть в людях смятение и 3

неприятелское нахождение свыше прежнего. И в те смутные времена,

из некоторого монастыря черной дьякон, покиня свое черное платье,

был в Полше у Сердомирского за челядника, и назвался царевичем

Димитрием царя Ивана Васильевича сыном; и в скором времяни, чрез

многой свой умысл и через допоможение Полских войск, достал

Московское государство под свое владенье, и был царем; а того

Сендомирского дочь взял за себя. И в то время его многие люди

узнали, что он не прямой царевичь Димитрий, вор Гришка Отрепъев,

которой был черньцем; однако не смели против него ничего

говорить. А как начал царствовать, и в Росийском государстве учал

было заводить вновь веру папижскую, и Греческия церкви

переделывать в костелы Лятцкие и многие пакости чинил, - и ему

того не потерпели, бояре и всякого чину люди, умышляли чем бы

такого воровского царя искоренить. И по их замыслу, скоро то и

совершилось: каковым обычаем достал он себе царство вскоре и

царствовал не истинно, и такова ему скоро смерть учинилась.

Поляков же и Литву, которые были при том лживом царе и в городех,

начали их побивати, и из Московского государства выбили в свое

государство; и от того с короною Полскою и с Литвою ноипаче была

война. А по том царе и иные такие ж воры пролыгався называлися

царевичем Димитрием; и таким людем но замыслам их и конец им был

таков же.

4. По смерти же того вора лживого царя, на Московском

царстве был некто из боляр, роду великого Шуйских, царь и великий

князь Василей Ивановичь; и при царстве его с Поляки и с Литвою

потомуж бысть война. И царствова той царь, преставися.

5. По смерти же того царя учинился царем, племене царского

по роду Романовых, царь и великий князь Михайло Феодоровичь, всеа

Русии самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильсвичю

такое: понеже роду их Романовых за царем Иваном Васильевичем была

Настасея Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита

Романовичь, и от того ее брата родилися два сына, Федор да Иван,

и от Федора родился Михайло Феодоровичь, которой был царем. С

начала ж царствования его еще с Поляцы войне от кроворазлития

престати не минуша. И бысть при царе Василии Ивановиче и при царе

Михайле Феодоровиче война с Поляки велия, мало государству не

опустети. Царю ж и великому князю Михаилу Феодоровичю от

кроворазлития християнского успокоившуся, правивше государство

свое тихо и благополучно. Отец же его Феодор, во иноческом чину

Филарет, при его царстве бысть в Московском государстве

патриархом. Бысть же у того царя два сына: царевичь Алексей

Михайловичь, и той бе зело тих был в возрасте своем, как и отец; 4

вторый же Димитрий, с младенческих лет велми был жесток, уродился

нравом прадеда своего первого Московского царя. Людие же, роду

великого и среднего, которые блиски приходити к царю и к

царевичам, мысляше о нем, что еще в младых суще летех зла творит

много, понеже по смерти отца своего наипаче болше зла творити

начнет, усмотривше времяни час упоиша его отравами; и от того

скончася, никто же о том домыслися, яко бы пришел ему час смерти.

И царствова той царь во успокоении, преставися.

6. По смерти же его осталися: сын его царевичь Алексий

Михайловичь да три тщери царевны. И мало время минувше, патриарх,

и митрополиты и архиепископы и епископы, и архимариты и игумены,

и весь духовный чин, соборовали, и бояре и околничие и думные

люди, и дворяне и дети боярские, и гости и торговые и всяких

чинов люди, и чернь, после смерти прежнего царя на царство обрали

сына его, нынешняго царя, и учинили коронование в соборной болшой

первой церкве и молили Бога. А когда царя коронуют, и в то время

бывает ему помазание елеом, и потому имянуется Помазанник. И

после того власти, и бояре и ближние и всяких чинов люди, на

государстве его поздравляли. И по поздравлению, патриарх, и

митрополиты и архиепископы и епископы, и иныя власти, царя

благословляли образами и подносили хлебы, и бархаты, и объяри и

отласы и камки золотные и простые, и соболи, и серебряныя сусуды;

а бояре и ближние люди, и столники, и стряпчие, и дворяне

Московские, и дьяки, и жилцы, и полковники, и дворяне и дети

боярские городовые, и гости, и служилые люди, дарили против тогож

что и власти; а сотенные, и торговые, и из городов посадцкие

люди, подносили хлебы с солью, и дарили против такого ж обычая, у

кого что прилучилося; а было тех дворян, и детей боярских, и

посадцких людей, для того обрания, человека по два из города. И

потом у царя на властей, и на бояр, и на всяких чинов людей, были

пиры. И после того времяни царь с патриархом советовал, и со

властми и з бояры и з думными людми говорил, чтоб ему сочетатися

законным браком; и патриарх, и власти на такое доброе дело к

сочетанию законныя любви благословили, а бояре и думные люди

приговорили. И сведав царь у некоторого своего ближнего человека

дочь, девицу добру, ростом и красотою и разумом исполнену, велел

взяти к ceбе на двор, и отдати в бережение к сестрам своим

царевнам, и честь над нею велел держати яко и над сестрами своими

царевнами, доколе сбудется веселие и радость. И искони в

Росийской земле лукавый дьявол всеял плевелы свои, аще человек

хотя мало приидет в славу и честь и в богатство, возненавидети не

могут. У некоторых бояр и ближних людей дочери были, а царю об

них к женидбе ни об единой мысль не пришла: и тех девиц матери и

сестры, которые жили у царевен, завидуя о том, умыслили учинить 5

над тою обранною царевною чтоб извести, для того, надеялися что

по ней возмет царь дочь за себя которого иного великого боярина

или ближнего человека; и скоро то и сотворили, упоиша ея

отравами. Царь же о том велми печален был, и многа дни лишен был

яди; и потом не мыслил ни о каких высокородных девицах, понеже

познал о том, что то учинилося по ненависти и зависти. И после

того времяни случися ему быти в церкве, где коронован, и узре

некоторого Московского дворянина Ильи Милославского две дочери в

церкве стоят на молитве, послал по некоторых девиц к себе на

двор, велел им того дворянина едину мнейшую дочь взяти к себе в

Верх; а как пение совершилось и в то время царь пришед в свои

хоромы, тое девицы смотрил и возлюбил, и нарек царевною, и в

соблюдение предаде ея сестрам своим, и возложиша на нее царское

одеяние, и поставил к ней для оберегания жен верных и

богобоязливых, дондеже приспеет час женидбы.

7. Царю ж отложивше всякие государственные и земские дела

правити и росправу чинити, почал с своими князи и бояры и

околничими и думными людми мыслити о женидбе своей, кого из бояр

и из думных и из ближних людей, и из их жен, обрати в какой

свадебной чин, во отцово и в материно место, и в сидячие бояре и

в боярыни, и в поезжаня, в тысецкие и в бояре и в дружки, и в

свахи, и в свещники и в коровайники и в конюшенной чин и в

дворецкие, так же и с царевнину сторону сидячих бояр и бояронь и

дружек и свах. И мысля о том многие дни, указал, для такия своея

царския радости, думным дьяком росписати на роспись: кому в каком

в том свадебном чину бояром и околничим и думным и ближним людем,

и их женам, в чинех же быти, по своему обранию, кого в какой чин

излюбил, не по родом и не по чином и не по местом, где кому в

каком чину указано быти, и тому по тому и быти, а написав тое

роспись, закрепити им же дьяком и поднести ceбе. А свой царской

указ бояром, и околничим, и думным и ближним людем, велел

сказати, при многих людех: чтоб они к тому дни, в которой день у

него будет радость, в том чину кому где указано быть, были готовы

без мест, не по роду и не по чином; а как у него будет радость, и

в те дни будет кто из них бояр и околничих и думных и ближних

людей учинят в свадебном деле, породою своею или местами или

чином, какую смуту, и в том свадебном деле учинится помешка, и

того за его ослушание и смуту казнити смертию, безо всякого

милосердия, а поместья его и вотчины взяти на царя; так же и

после свадбы никому никого никакими словами о свадебных чинех не

поносити, и в случаи не ставити, кто кого в чину выше ни был, а

кто кого учнет поносити, а себя высити, и про то сыщется, и тому

от царя быти в великой опале и в наказании.

8. А бывают свадебные чиновные люди таковы: с царскую

сторону первой чин, отец, мать, сидячие, которые бывают за

царского отца и мать; 2-й чин поезжаня, протопоп с крестом, 6

тысецкой, и тот тысецкой в поезду болшим чоловеком; потом царь;

восемь человек бояр, и тех поезжан чин таков: бывают с царем и с

царицею у венчания в церкве, и за столами сидят выше всех людей;

дружка, поддружье, чин их таков: на свадбу созывают гостей, и в

свадбе от тысецкого и от царя говорят речи, и розсылаются з

дарами; свахи, дружковы жены, чин их таков: царицу укручивают и

оберегают, и платье надевают и снимают; свечник: как царицу

укручивают перед венчанием, и он в то время держит свечю;

коровайники, которые носят к церкве и от церкви хлеб на носилках,

а бывают те носилки обиты бархатом золотным и покрыты пеленою

шитою да соболми; конюшей, с своим чином; третей чин сидячие

бояре и боярыни, по 12 человек мужского полу и женского, которые

сидят гостми за столами, с царским отцом и с матерью вместе, а в

церковь с царем не ходят; четвертой чин дворецкой, с своим чином,

у поставца у ествы и у питья. С царицыну сторону первой чин: отец

и мать родные; другой чин сидячие бояре и боярыни; 3-й чин

дружка, свахи, дружкины жены; свечник, коровайники, против токого

ж обычая.

Да на свадбе ж кому носити еству и питье, столником, пред

царя и царицу и во все столы перед чиновных людей, кому где

ведено быти по росписи: и те б были потомуж без спору.

9. А как приспеет день женидбе царской, и в навечерии того

дня бывает у царя стол, на бояр и на бояронь, и на отца и мать

невестиных; и сидят царь с невестою своею за столом, а бояре и

боярыни за розными особыми столами. И пред ествою царской

духовник, протопоп, царя и царевну благословляет крестом и велит

им меж себя учинить целование; и потом бояре и боярыни царя и

царевну поздравляют обручався. И евши и пив царь царевну отпустит

к сестрам своим, по прежнему; а бояре и их жены розъедутся по

домом.

10. И наутрее того дни, в которой быть женитбе, бывает царь

в первой соборной церкве и молебствует; и по молебствовани

патриарх благословляет царя крестом и кропит водою святою, и царь

прикладывается к образом и святых к мощем, а потом

благословляетца у патриарха о женидбе своей, и патриарх его

благословляет словом. И пойдет царь из церкви в другую соборную ж

церковь, где погребены прежние цари, и в то время отправит по

мертвых пение; и учиня у гробов прощение, пойдет к себе.

11. О чину как устраивают свадебной чин. Первое полату

нарядят, объют бархаты, и постелют ковры Турские и Персицкие

болшие; и учинят поставят царское место, где сидеть царю и его

царевне, и перед ними стол, да столы ж, за которыми сидеть бояром

и бояроням, и на тех столех положат скатерти да хлеб с солью. А

царь в то время устраиваетца во все свое царское одеяние, так же

как и при короновании; а новую царевну прикажет нарядити во все

царственное ж одеяние, опричь короны, а положат на нее венец

девичей; и в то ж время и бояре, и все свадебные чины, и 7

столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и

полковники, и головы, и гости, устроятся в золотое одеяние. А как

то все устроится, и о том известят царю, и мало время минувше

укажет царь царевнину отцу и матере, и всему чину ея половины,

итти с нею в тое полату и ожидати своего пришествия; и как

царевна, со отцем своим и с матерью и з свадебным чином, в полату

войдут, и в то время царевну посадят на ее устроеное место, а

сами ожидают царского пришествия у своих мест, где устроено им

сидеть. И как о том царю ведомо объявится, что они со всем чином

в полату пришли и устроилися, и царь скажет духовнику своему

протопопу, что ему итти час, и духовник начнет говорить молитву,

а царь и чин свадебной молятся образам; и по молитве духовник

свадебной чин и царя благословляет крестом, и дружки и свадебной

чин благословляются у отца и у матери, которые устроены за

царского отца и мать, ехать по новобрачную невесту; и потом царь

благословляется же, и отец и мать дают благословение словом:

«благослови Бог!» и потом пойдут протопоп, и чин, и царь; а перед

ними идут коравайники, несут хлеб. А как приходят к той полате

где устроено, и протопоп учнет свадебной чин и царя благословляти

крестом, и входит наперед в полату протопоп, и чин, и царь; а

царевна в то время и eе чин стоят. А вшед протопоп, и чин, и

царь, молятся образом, и потом дружки и поддружья у отца и у

матери невестины благословляются новобрачному и дщери их садитися

на место; и они их благословляют словом же. А как царь и царевна

сядут на место на одной подушке, и потом сядут и бояре и весь

свадебной чин по своим местом за столы, и учнут пред царя и пред

царевну, и пред свадебной чин, носити есть столники и ставити

ествы по одному блюду на стол, а не все вдруг; и в том столе, где

сидят бояре и боярыни, ставитца одной ествы блюд по пяти, потому

что иные сидят от первых людей один от другого вдали; а как еству

испоставят, и в то время встав духовник начнет пред ествою

говорити молитву: «Отче наш», а соверша молитву, садятся по

местом; и потом дружки и поддружья учнут благословлятися у отца ж

и у матери новобрачной косу чесати, а протопоп и свадебной чин

начнут ести и пити, не для того чтоб досыта наестся, но для чину

такого, а пред царя есть ставят и розрезывают и отдают с стола, а

он не ест; и в то ж время как у новобрачной косу росчешут, дружки

благословляются у отца и у матери новобрачную крутити и они

потомуж благословляют словом; а как начнут косу чесати и

укручивати, и в то время царя и царевну закроют покровом и держат

покров свещники, а косу розчесывают свахи и укручивают; да в то ж

время пред царем стоит на столе, на болшом блюде, хлеб да сыр, и

тот хлеб и сыр начнут резать и класть на торелки, да сверх того

хлеба и сыра на те ж торелки кладут дары, ширинки от новобрачной,

по росписи, и подносят наперед священнику да отцу и матере

невестиным да тысецкому, потом царю и поезжаням и сидячим бояром 8

и бояроням, и дружки ж себе и свахам и конюшему и дворецкому и

чином их, по росписям же; а укрутя новобрачную покроют покровом

тем же, которым были закрыты, а на том покрове вышит крест, а

венец девичей бывает снят и отдан в сохранение; так же и к

царскому отцу и матере, и к царевнам, и к сидячим бояром и

бояроням, хлеб и сыр и дары посылают с невестиным дружкою, а к

патриарху белого полотна сколко доведется; бывают те дары ширинки

тафтяные белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти

золото с серебром, а иные золото и серебро с шолком. И после того

окручения, из за третьие ествы протпоп встав из за стола учнет

говорити по обеде молитву, и потом дружки у отца и у матери учнут

благословлятися царю с царевною и с поездом итти к венчанью, и

они их благословляют; и потом отец и мать царя и новобрачную

благословляют образами окладными, обложены золотом с каменьем, и

с жемчюгом, и потом отец и мать дочь свою взяв за руку отдают

царю в руки и прощаются; а как пойдут в церковь, и в то время в

полате протоцоп благословляет коровайников и свещников, и

свадебных людей, и царя и царевну, крестом, а пойдут к венчанию к

той церкве где служить духовник, и где мимо той церкви ходят в

Верх к царю через сени всех государств послы, и приходя к церкве

також протопоп благословляет крестом всех, и потом входить в

церковь; а ис полаты царь к церкве идет с царевною вместе, и

ведет ее за правую руку; и в то время учнут во все колокола

звонити, и во вcеx церквах Бога молити о здоровье его царском и о

царевнине и о сочетании законного браку. А вшед в церковь царь и

царевна станут среди церкви, блиско олтаря, и постелют под них на

чом стояти объяри золотной сколко доведется, и с одну сторону

царя держать под руку дружка, а царевну сваха; и протопоп

устрояся во одеяние церковное, начнет их венчати по чину, и в то

время царевну открывают; и возлагает на них протопоп венцы

церковные, а по венчании подносит им из единаго сосуда пити вина

Французского красного, и снимет с них церковные венцы, и взложат

на царя корону. И потом протопоп поучает их, как им жити: жене у

мужа быти в послушестве и друг на друга не гневатися, разве некия

ради вины мужу поучии ея слехка жезлом, занеже муж жене яко глава

на церкве, и жили бы в чистоте и в богобоязни, неделю и среду и

пяток и все посты постили, и Господьския празники и в которые дни

прилучится празновати Апостолом и Еуангелистом и иным нарочитым

святым греха не сотворили, и к церкве б Божии приходили и

подаяние давали, и со отцем духовным спрашивались почасту, той бо

на вся блага научит. А соверша протопоп поучение, царицу возмет

за руку и вдает ю мужеви, и велит им меж себя учинити целование,

и по целовании царицу покроют; и потом протопоп и свадебной чин 9

царя и царицу поздравляют венчався. А по поздравлении протопоп

розвлачась, идет из церкви вон, и весь свадебной чин, и царь и

царица, и в сенях у дверей протопоп против прежняго ж начнет всех

благословляти крестом, и идут в царския полаты; и тысецкой дружку

посылает, наперед их приходу, к царскому и к царицыну отцем и

матерем, и к сидячим бояром и бояроням сказати, что царь с

царицею венчались в добром здоровье и идут к ним - и они

отвещают, что они пришествия их ожидают; а сказав дружка

воротится и скажет их речи тысецкому. А как царь идет ис церкви в

хоромы, и в то время бывает звон во все колокола. Да в то ж время

как царь с царицею венчаются, царской отец и мать и бояре и

боярыни сойдутца все вместе, в тое полату, где окручение было; а

как царь и свадебной чин входят в полату, и у полаты протопоп

благословляет крестом всех по прежнему ж, - и в то ж время отец и

мать царские царя и царицу благословляют образами окладными, и

потом отцы и матери и бояре и боярыни царя и царицу поздравляют

венчався; и садятца за столы царь с царицею, а бояре и чин

свадебной за своими столами, и начнут носити есть, и едят и пьют

до тех мест, как принесут еству третьюю, лебедя, и поставят на

стол; - и в то время дружка у отца и у матери, и у тысецкого,

благословляются новобрачному с новобрачною итти опочивать, и они

их благословляют словом же; и царь и царица, и отец и мать, и

иные немногие люди и жены провожают их до той полаты, где им

опочивать, и проводя пойдут все прочь по прежнему за стол, и едят

и пьют до тех мест, как от царя ведомо будет.

12. А как начнет царь с царицею опочивать, и в то время

конюшей ездит около той полаты на коне, вымя мечь наголо, и

блиско к тому месту никто не приходит; и ездит конюшей во всю

ночь до света.

13. И испустя час боевой, отец и мать, и тысецкой, посылают

к царю и царице спрашивати о здоровье. И как дружка приходя

спрашивает о здоровье, и в то время царь отвещает что в добром

здоровье, будет доброе меж ими совершилось; а ежели не

совершилось, и царь приказывает приходить в другой ряд, или и в

третьие; и дружка потомуж приходит и спрашивает. И будет доброе

меж ими учинилось, скажет царь, что в добром здоровье, и велит к

себе быти всему свадебному чину и отцем и матерем, а протопоп не

бывает; а когда доброго ничего не учинится, тогда все бояре и

свадебной чин розъедутца в печали, не быв у царя.

14. А как свадебной чин приходить к царю, и отцы и матери, и

весь чин царя и царицу поздравляют сочетався законным браком, и

царь жалует подает им кубками и ковшами питья, и потом и царица

подает же; и потом царь велит принесть себе и царице есть лехкое, 10

потому что тот день весь постили, и едят с царицею вместе. А как

откушают, и в то время сказывает царь свадебному чину, чтоб они

ехали к себе, и наутрее были к обеду, и сьезжaлись бы все преж

обеда; а сам с царицею по прежнему начнет опочивать.

15. И наутрее того дни, царю и царице готовят мылни, разные,

и ходит царь в мылню, а с ним дружка да постелничей; а как царь

выходит из мылни, и в то время возлагают на него срачицу и порты

и платье иное, а прежнюю срачицу велит сохранити постелничему; а

после того слушает царь заутрени, доколе царица в мылни; и как ее

во одеяние нарядят, и в то ж время и бояре сьезжаются к царю. А

как царица пойдет в мылню, и с нею мать и иныя ближния жены и

сваха, и осматривают ее сорочки; а осмотря сорочки, покажут

царской матере и иным сродственным женам немногим, для того что

ее девство в целости совершилось, и те сорочки, царскую и

царицыну, и простыни, собрав вместо, сохранят в тайное место,

доколе веселие минется; и потом из мылни выходит в свои полаты. А

как царю о том ведомо учинитца, что уж из мылни вышла и по чину

изготовились, и в то время царь со всем своим поездом ходит к

царице; а царица в то время бывает во всем своем одеянии, и в

венце царском; и чиновные люди царя и царицу поздравляют; а потом

царица подносит мылные дары царю, и бояром, и всему свадебному

чину, сорочки и порты, а бывают те сорочки и порты тяфтяные и

полотняные, шиты золотом и серебром. И потом царь с поезжаны

ходит к патриарху, и патриарх его благословляет и поздравляет; и

от патриарха ходит царь по церквам своим и молебствует, а по

молебствовании прикладывается к образом.

16. А как приспеет обед, и в то время царь и с царицею едят

в той же полате, где сперва чин начался, а словет тот стол

княжей; и садитца царь с царицею за своим столом на маестатех, а

чиновные люди и боярыни в прежних своих местех; и по обеде ставят

на стол овощи всякие, сахары и ягоды и иные диковинки; и в то

время царь и царица и все чины стоят; и сперва царя и царицу отец

и мать посаженые, и царевны, и сидячие бояре и боярыни, и

тысецкой, начнут благословляти образами окладными, и потом царя

дарят бархатами я отласами и камками и объярми золотными и

серебряными, и собольи, и серебряными кубками, так же и царицу

дарят бархатами ж и отласами и камками и объярми, и соболми, и

пернстми золотыми с каменьем, и сосуды серебряными, у кого что

прилучилось; и етчи и пив за здоровья их государские, того дни

бояре и все чины розъедутца по домом. Таким же обычаем и на

третей день у царя потомуж бывает стол от новобрачной царицы, на

бояр же и на свадебной чин, а называетца тот стол княгинин, и

обедают противо прежнего ж; а после стола за овощами начнут царя

и царицу образами благословлять, царицын отец и мать и ее 11

сродичи, и сидячие бояре и боярыни, и дарят против того ж, как и

царские чиновные люди; и етчи и пив потомуж все чины розъедутца

по домом.

17. А как то веселие бывает, и на его царском дворе и по

сеням играют в трубки и в суренки и бьют в литавры; а на дворех

чрез все ночи для светлости зжгут дрова, на устроеных местех; а

иных игр, и музик, и танцов, на царском веселии не бывает

никогда.

18. В четвертый же день у царя бывают патриарх, и

митрополиты и архиепископы и епископы, и архимариты и игумены, и

келари, на обеде; и по обеде патриарх и власти царя и царицу

благословляют образами, и потом дарят против того ж, как и бояре;

и те образы и дары у патриарха и у болших властей царь и царица

приимают сами, а у иных властей велят принимать. А потом царь и

царица подносят им кубками и ковшами питья, и власти, пив за их

государское здоровье, розъедутца по домом; и потом к патриарху и

ко властем бывают от царя и от царицы милостиня, денгами, и

подарки полотняные, и подачи ества и питье.

19. Таким же обычаем в-ыные дни бывают столы на столников на

стряпчих на дворян Московских, и на гостей, и на сотенных людей

старост, и на городовых выборных посадцких людей; и те люди царю

и царице дары подносят против того ж, у кого что прилучилося; и

те дары царь принимает сам, а царицы в то время не бывает.

20. Попов и дьяконов, и служебников соборных церквей и иных,

кормят на царском дворе не по один день, а иным есть и пить дают

в домы; да им же дают денги, что они за их государское здоровье

молили Бога, по 10 и по 5 рублев и менши, а меншое самое по

полтине, смотря по церквам, как кому годовое царское жалованье

идет. А в городы посылают царские грамоты, соборных и иных

церквей попом и дьяконом велят давать молебные денги, против

Московскпх вполы, из городцких доходов. Да с Москвы ж в городы по

монастырем посылаются столники, стряпчие, жилцы с милостиною и с

молебными денгами, и кормить черпцов - и дают денги по 5 рублев и

по 4 и по 3 и по 2 и по рублю и по полтине и менши человеку

чернцу, смотря по человеку, да по полотенцу и по 2 платка; а они

против того тех людей благословляют образами и дарят, из

монастырской казны, чем прилучилось.

21. А по веселии его царском, пойдет царь с царицею по

Московским монастырем, и молебствуют, и кормят чернецов, и дают

милостиню: архимаритом, и игуменом, и келарем по 20 и по 15 и по

10 рублев человеку, соборным и рядовым по 5 и по 4 и по 3 и по 2

и по рублю человеку, да по полотенцу, и по два платка; а как царь

и царица с монастыря пойдут, и в то время власти с братьею царя и 12

царицу благословляют образами окладными, и подносят хлебы. И

потом царь и царица ходят по богаделням и по тюрмам, и дают

милостиню ж; так же и нищим и убогим людем дают по рублю и по

полтине и менши человеку. И тех денег росходится множество

тысечь.

22. Да в то ж время, как царя коронуют и веселие бывает, на

Москве и в городех всех воров свобождают на волю, кроме самых

великих убийственных дел.

23. А по всей его царской радости, жалует царь по царице

своей отца ее, а своего тестя, и род их: с ниские степени

возведет на высокую, и кто чем не достатен сподобляет своею

царскою казною, а иных розсылает для покормления по воеводствам в

городы, и на Москве в Приказы, и дает поместья и вотчины; и они

теми поместьями и вотчинами, и воеводствами, и приказным сиденьем

побогатеют.

24. О покоех царских. У царя и у царицы покои свои особые; и

видают царицу бояре и ближние люди времянем, а простые люди мало

когда видают. И на празники господския, и в воскресные дни, и в

посты, царь и царица опочивают в своих покоех порознь; а когда

случитца быти опичивати им вместе, и в то время царь по царицу

посылает, велит быть к себе спать, или сам к ней похочет быть. А

которую нощь опочивают вместе, и наутрее ходять в мылню порознь,

или водою измыются; а не быв в мылне, или не измывся водою, в

церковь и ко кресту не приходят, понеже поставлено то в нечистоту

и в грех, и не токмо царю и царице, но и простым людем запрещено.

25. Сестры ж царские, или и тщери, царевны, имеяй свои

особые ж покои разные, и живуще яко пустынницы, мало зряху людей,

и их люди; но всегда в молитве и в посте пребываху и лица свои

слезами омываху, понеже удоволство имеяй царственное, не имеяй бо

себе удоволства такова, как от Всемогущаго Бога вдано человеком

совокуплятися и плод творити. А государства своего за князей и за

бояр замуж выдавати их не повелось, потому что князи и бояре их

есть холопи и в челобитье своем пишутца холопми, и то поставлено

в вечной позор, ежели за раба выдать госпожа; а иных государств

за королевичей и за князей давати не повелось, для того что не

одной веры, и веры своей отменити не учинят, ставят своей вере в

поругание, да и для того что иных государств языка и политики не

знают, и от того б им было в стыд.

26. О рождении царских детей. Как приспеет время родитися

царевичю, и тогда царица бывает в мылне, а с нею бабка и иные

немногие жены; а как родится, и в то время царю учинится ведомо,

и посылают по духовника, чтоб дал родилнице и младенцу и бабке и

иным при том будучим женам молитву, и нарек тому новорожденному

младенцу имя; и как духовник даст молитву, и потом в мылню входит

царь смотрити новорожденнаго, а не дав молитвы, в мылню не входят

и не выходят никто. А даетца новорожденному младенцу имя, от того 13

времяни как родитца, счотчи вперед в восмой день, которого

святаго день и ему то ж имя и будет. И пошлет царь к патриарху с

ведомостью, что подаровал ему Бог царевича, и патриарх скоро идет

в церковь, а потом и царь, и молебствуют; а по иным по всем

церквам и в монастыри пошлют молебствовать же, и роздают

милостиню ж нищим и убогим людем; а потом ходит царь по

монастырем, и кормит чернецов и дает милостиню ж, так же и в

тюрмы и в богаделни посылают милостиню болшую, да из тюрем же

виноватых свобождают, кроме самых великих дел. Да того ж дни, как

родится царевичь, бывает у царя на патриарха, и на властей, и на

бояр родилной стол, а потом на попов и на дьяконов; а стрелцов и

иных чинов людей жалует царь, велит поить на погребе питьем. А в

городы, к митрополитом и к архиепископом и к епископом и к

воеводам, и по монастырем, посылают столников и стряпчих и жилцов

с царскими грамотами, чтоб они Бога молили за государские

здоровья и за новорожденнаго царевича; а как те люди приехав в

городы чин свой исполнят и грамоты отдадут, и после моления у

властей и у воевод и в монастырех обедают, а по обеде власти

благословляют их образами и дарят, и воеводы дарят же чем

прилучитца, и тех даров от властей и от монастырей и от воевод

бывает им немало; а как приедут они к Москве, и их спрашивают,

кто чем дарил, и будет кто подарил скудно, а место или человек

богатые, и о том царь бывает гневен, понеже будто тот человек не

рад рождению того царевича. И после того бывают у царя крестины,

в которой день ни прилучится, смотря по младенцову здоровью; а

крестит того младенца патриарх; а воспреемник бывает первого

Троицы Сергеева монастыря келарь старец, а кума царевна сестра,

или свойственная царю и царице. И после крещения бывает на

патриарха, и на властей, и на бояр, и на иные чины, стол; а после

обеда благословляют власти царевича образами, и потом власти и

бояре и иные чины подносят царевичю дары, и царь у патриарха и у

болших властей и у бояр образы и дары принимает сам, а у иных

менших властей и у менших чинов людей образы и дары велит

принимать ближним людем; а царевича в то время не бывает; и пив

заздравные чаши розъедутца по домом; так же и попом и дьяконом

столы, и стрелцом и всяких чинов людем питье бывает против того

ж, как в рождении. А дается стрелцом, и салдатом, и иным чином,

питье не по мере: толко когда прилучатся такие дни, или празники,

и им середи царского двора испоставят вина ведер по 100 и по 200

в кадях, да пива и меду против того в шестеро и в семеро; и кто

хочет пить и окроме стрелцов, и ему пить волно; а с двора к себе

никому домовь носити не дадут.

27. А как родит

Наши рекомендации