Цели и задачи учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

1. Формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профес­сиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и компетенций для обес­печения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Подготовка бакалавра к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий.

3. Получение знаний о нормативно-допустимых воздействиях негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов и явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

4. Получение знаний и формирование умений цивилизованных и безопасных отношений с окружающей средой.

5. Выработка мер по устранению существующих опасностей.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет следующие основные задачи:

приобретениепонимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с дея­тельностью человека;

овладениеприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопас­ности личности и общества;

формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышле­ния, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматрива­ются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина федеральных государственных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и является базовой (обязательной) дисциплиной «Профессионального цикла».

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со сре­дой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безо­пасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, опреде­ляемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, быто­вая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факто­ров, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «чело­век-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности - объект защи­ты».

Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность - потенци­альное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, усло­вия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред - это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется на­бором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности -риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.

Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, эко­логический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие - безопасность. Безопасность объекта защи­ты и безопасность системы «человек-среда обитания» - это состояние объекта и систе­мы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации - допустимых величин, при превыше­нии которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

· современное состояние и негативные факторы среды обитания;

· принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

· последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факто­ров, принципы их идентификации;

· средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизне­деятельности в техносфере;

· методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвы­чайных ситуациях;

· мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация по­следствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

· методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

Наши рекомендации