Александр Гамильтон (1757-1804гг.)

Отстаивал идеи федеративного устройства против конфедерации, в которой обязательной является наличие сильной централизованной власти. Особенно большие полномочия необходимо закрепить за президентом, его можно оставлять у власти пожизненно, наделять широкими полномочиями вплоть до права контроля над парламентом и не подотчетности кому бы то ни было.

Для избирательного права нужен высокий имущественный ценз (богатые и бедные, умные и непросвещенные устанавливаются от Бога и от природы – протестантская этика). Основная масса людей – неразумная масса, поэтому возможна их ошибка в управлении и наличие избирательного ценза.

Таким образом, отцы-основатели США в конце 18 в. идеологически обосновали право американцев на отделение от бывшей метрополии – Англии. Благодаря их идеям были заложены основы американской государственности – сохраняющейся и поныне практически в неизменном виде. Американский историк Артур Шлезингер Младший сказал так: «…мы сохранили одно заметное преимущество над большинством других наций, преимущество чисто светского характера, которое оставили нам в наследство эти совершенно изумительные отцы-основатели. Ибо они завещали нам правила, по которым нам предстоит сверять свой путь и оценивать свою деятельность. А поскольку они были выдающимися людьми, то даже второй закон термодинамики не сделал эти правила устаревшими… В то время как Декларация [Независимости] установила цели, Конституция предписала средства. Ценности, воплощенные в этих замечательных документах, составляют «американскую веру».

IV. Идеи социалистов-утопистов

Термин «утопия» в буквальном переводе с греческого означает «нигдея». Так назвал свое произведение Томас Мор, описав в нем далекий остров, где все люди счастливы, драгоценности ничего не стоят, а бедных нет. В современном понимании термин «утопия» означает несуществующее место. Бурное развитие капитализма со всеми его недостатками вызывало протест и отторжение буржуазного уклада жизни у некоторых образованных людей Европы. Именно в это время зарождаются первые идеи о переустройстве общества на более гуманных и справедливых началах. Термин социализм по отношению к концу 18-началу 19 вв. условен, поскольку, хотя сами идеи служили предтечей будущих социалистических и коммунистических учений, до 1834г. слова «социализм» не существовало. И только в 1834г. француз Пьер Леру вводит термин «социализм».

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825гг.)

История по его взглядам развивается к золотому веку, по восходящей линии. Человечество проходит 3 стадии в своем развитии:

1. Теологическая (античность, феодализм, господствуют священники и феодалы).

2. Метафизическая (буржуазный век, управляют юристы и буржуа)

3. Позитивная (счастье большинства людей, у власти стоят ученые).

Переход к 3-й стадии должен быть без участия народа, посредством добровольных реформ власти сверху.

Сен-Симон считал, что значение собственности в государстве больше, чем формы правления. Необходимо сохранить частную собственность, но вместе с тем и постепенно выкупать земли государству. С увеличением просвещения, знаний произойдет изменение политического строя. Количество наследственной власти нужно уменьшать. Вся власть должна принадлежать совету промышленников (хотя монарх и правительство также сохраняются). В обществе должен происходить рост богатства, капиталисты и рабочие должны сотрудничать. Политика в будущем золотом веке превратится в науку управления вещами и производством.

Шарль Фурье (1772-1837гг.)

Критиковал буржуазный порядок, при котором богатые угнетают бедных, а бедняки лишены каких-либо свобод. Буржуазия устанавливает свою власть, власть меньшинства. Наличие частной собственности ведет к предопределенности общества и его развития, делает неравными права, свободы и возможности людей с разным материальным достатком. Поэтому преобразования общества необходимо начинать не с политической, а с экономической сферы. Основой общества должно стать признание права на труд. Личная свобода человека важнее простого провозглашения равенства, которое строится на свободе.

В будущем весь мир покроют производственные товарищества – ассоциации, в которые войдут и собственники, и пролетарии, так как классовые противоречия исчезнут. В основе развития общества лежат те же законы, что и в природе. Человечество пройдет в своем развитии 4 стадии:

Детство человечества – уже в конце ее возможно установление гармоничного и счастливого существования людей. 2 и 3 стадии – это стадии гармонии. 4-я стадия – старость.

В будущем справедливом мире каждый человек будет стремиться к дружбе, любви, счастью, к сочетанию личного благополучия с благом всего общества.

Роберт Оуэн (1771-1858гг.)

Английский мыслитель. Выступал против частной собственности, в которой видел причину всех бед человечества. В скором времени по нему должна наступить социальная революция, ибо при капитализме вызревает новый способ производства и происходит революция в умах.

Буржуазные порядки обусловлены и закономерны, при них идет прогресс производительных сил, но они не совершенны, их нужно менять. Преобразования общества нужно проводить мирным путем, сверху, начиная с реформы промышленного законодательства и установления социальной помощи бедным. Революция возможна, но ее должны делать просвещенные люди, при минимальном количестве насилия, избегая классового возмездия. Революцию должны сделать богатые люди, обладающие солидным капиталом и только при их доброй воле (министры, промышленники, цари). В новом обществе основной единицей будут коммуны (общественный поселок), они объединятся в федерации по всему миру. Возникнет единообразие и единение всего человечества, повсюду будут одинаковые законы и формы управления. Весь мир станет одной большой семьей, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка станут основой жизни.

Наши рекомендации