Альтернативные подходы к исследованию политической культуры

При всей теоретической и эмпирической тщательности исследований Инглхарта политологам следует признать, что он уходит от основного тезиса политического дискурса – тезиса о соответствии политической культуры политической системе, об их соотношении, взаимодействии и взаимовлиянии. Поэтому приведем пример типизации политических культур, используя нарративный метод, т. е. описание характерных черт культуры той или иной политической системы. По нашему мнению, в XX в. существовали две основные конкурирующие культуры – демократическая и тоталитарная, что было обусловлено противостоянием демократии и тоталитаризма (см. главу 10 «Теории политической системы»).

Тоталитарная политическая культураимеет своим прообразом подданническую культуру, или культуру повиновения (по Алмонду). Ей присущи жесткое управление политической системой, обществом со стороны господствующей политической партии, централизация и унификация воспитания и образования, жесткий контроль над политической деятельностью граждан. Характерные черты такого типа политической культуры – не проведение выборов, а демонстрация единства власти и народа, не выражение групповых интересов, а показ единодушия народа, не представление своей индивидуальности, а растворение в коллективе. Политические мероприятия в обществе тоталитарной политической культуры имеют показной, демонстративный характер: доказать всему миру «свою правду», устрашить противника и т. д. Для поддержания единства всех групп людей необходим внешний враг, и его обязательно находят в виде империализма или «не того толка» религии, «не той» расы. Характерной чертой тоталитарной культуры становится ее отказ от общечеловеческих ценностей и норм. Высшими ценностями объявляются классовые, расовые или религиозные, например построение коммунизма или уничтожение «неисторических народов». Общечеловеческие нормы также искажаются. Например, воспитывается ненависть к определенным группам людей (предпринимателям, евреям и т. д.). Характерными чертами тоталитарной политической культуры являются ксенофобия, агрессивность, коллективизм, стремление к равенству во всем. Отношение демонстративной любви и преданности народа к политическим лидерам быстро сменяется после их ухода презрением, ненавистью, осмеянием. Тоталитарная политическая культура имеет как бы два слоя: официальный и неофициальный. Официальный – это демонстративные церемониальные политические представления, неофициальный – политические отношения на основе общечеловеческих ценностей (разговоры в кулуарах, в узком кругу друзей). Отсюда – раздвоенность не только политических ценностей и норм, но и политического сознания, политического отношения и поведения людей. Люди думают одно, а говорят и делают другое.

Демократическая политическая культура(по Алмонду – культура участия) формирует гибкую, самонастраивающуюся, саморазвивающуюся политическую систему с обратной связью в виде научно изучаемого общественного мнения. Государство оказывает помощь в воспитании и образовании граждан, но не унифицирует жестко эти процессы. Демократическая культура формируется естественным путем в условиях соблюдения прав и свобод человека. Политические мероприятия имеют естественный, а не показной характер. Действует плюрализм мнений и интересов. Идет не показная, а действительная политическая борьба в рамках законов. Здесь нет официального и неофициального слоев культуры, тем не менее демократическая политическая культура многослойна и разнообразна. Слои этой культуры отражают политическое сознание и образ действий различных групп, страт и классов общества. Кроме того, разнообразие демократической культуры проявляется в так называемых горизонтальных слоях общества: половых, возрастных, расовых, социальных группах. Характерные черты этой политической культуры – индивидуализм, стремление к компромиссу и консенсусу, открытость миру, общечеловеческие моральные нормы. В то же время различие интересов и постоянная борьба за них нередко толкают людей на нарушение моральных норм, на отношение к окружающим как к конкурентам.

По типу политических идеологийполитическая культура делится на анархистскую, коммунистическую, социалистическую, демократическую, либеральную, консервативную, националистическую, фашистскую [175] .

Кроме того, если согласиться с Алмондом и принять инструментальную роль политической культуры как элемента политики, то возникает вопрос о ее динамике. Действительно, политическая система рассматривается теоретиками политики как саморазвивающаяся и изменяющаяся во времени конструкция. Не будем забывать, что культура проявляет себя через всех людей – как через рядовых избирателей, находящихся вне политической системы, так и через политических лидеров, включенных в структуры власти. Значит, культура как составляющая внешней и внутренней среды взаимодействует с политической системой и развивается, движется вместе с ней. Попытаемся представить политическую культуру не как состояние, а как процесс. У индивидов формируются политические установки и ориентации на определенные ценности в процессе социализации. Таким образом, политическая культура индивида – следствие его социализации, которое проявляется как политическое участие. При этом как социализация, так и политическое участие представляют собой непрерывные субпроцессы. Эти субпроцессы (вместе с процессом формирования и изменения системы установок, ценностей, ориентаций, мнений и образцов поведения, представляющим собой ядро политической культуры личности), регулируемые обратной связью, т. е. осознанием своих политических поступков в различных случаях или мероприятиях политического участия и их корректировкой, и есть процесс политической культуры (рис. 18.2).

Альтернативные подходы к исследованию политической культуры - student2.ru

Рис. 18.2. Политическая культура как процесс

Рассматривая теории культуры, авторы учебников по теории политики, изданных в России, обязательно касаются проблемы соотношения политических культур Запада и Востока и специфики российской культуры. Глубокий анализ особенностей политических культур западного и восточного типов дан в учебнике А. И. Соловьева [176] . Мы, со своей стороны, отметим, что ни географически, ни исторически, ни геополитически, ни лингвистически, ни экономически, ни тем более в религиозном и культурном отношении Россию невозможно отделить от Европы. Другое дело, что российская политическая культура имеет свои особенности, обусловленные ее географическим положением, климатом, историей, религией, ее развитием и образом жизни. Суть этих особенностей,по нашему мнению, заключается в следующем. • С одной стороны, географически Россия продолжает оставаться крупнейшей по площади страной мира, страной с суровым климатом; она обладает огромными энергетическими и другими ресурсами. Это не может не сказываться на образе мышления россиян, их если не снисходительном, то, по крайней мере, не восторженном отношении к другим, даже самым передовым и технически вооруженным народам, к их политической культуре, в том числе таким ее составляющим, как конституционализм, парламентаризм, демократия, политическое участие. С другой стороны, огромные размеры России и гигантская протяженность ее границ позволяют россиянам контактировать не только с европейцами, но и с самыми разными народами Азии, что также не способствует принятию европейских политических ценностей.

• Геополитически Россия продолжает оставаться крупным игроком мировой политики; она обладает всеми видами оружия массового поражения, в том числе ядерным, она постоянный член Совета безопасности ООН, она стала членом «большой восьмерки». Россия сохраняет высокий геополитический статус и довольно высокий международный авторитет. Всем этим гордятся многие россияне. Поэтому понятно, почему они не торопятся перенимать ценности и образцы поведения западной политической культуры.

• С одной стороны, исторически Россия соседствует с Западной Европой, и из трех самых кровавых и разрушительных нашествий два (Наполеон и Гитлер) пришли из Европы. А военные союзы и военные противостояния оказывают огромное воздействие на формирование политической культуры. Последнее противостояние в холодной войне также не забыто россиянами. С другой стороны, россияне понимают, что большинство научных, технических, социальных и политических новаций поступало в Россию именно из Европы. С XVIII в. правящая династия в России была европейской, все дворянство, офицерство, чиновничество, педагогическое сообщество, а затем и разночинная интеллигенция получали европейское воспитание и образование, владели европейскими языками. Но так уж сложилось по многим причинам, что именно политические новации принимались в России в последнюю очередь.

• Православная ветвь христианства, к которой принадлежит большинство верующих россиян, до сих пор не имеет с другими христианскими вероисповеданиями нормальных отношений, что также разделяет европейскую и российскую политические культуры.

• Россия продолжает оставаться многоконфессиональной, многонациональной и многоэтнической страной, что существенно замедляет рост политической активности и общей политической культуры.

• Политическая система, существовавшая до начала 1990‑х гг. в России, не способствовала формированию у россиян гражданской политической культуры.

Основное направление изменений политической культуры россиян, с учетом направленности реформ и развития страны, безусловно, связано с формированием гражданской политической культуры. Следует отметить, что культурные изменения происходят достаточно медленно, в течение десятков лет. Основные механизмы этих перемен, как считают политологи, это ресоциализация и приход в политическую жизнь новых поколений.

Основные понятия: политическая культура, концепция политической культуры Алмонда и Вербы, приходская культура, подданническая культура, культура участия, гражданская культура, структура и функции политической культуры, консенсусная культура, конфликтная культура, политическая социализация, агенты социализации, концепция культуры Инглхарта, материалистические и постматериалистические ценности, демократическая и тоталитарная политические культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком смысле употребляли термин «политическая культура» Гердер и Майнеке?

2. Как определяли политическую культуру Алмонд и Верба?

3. Какова структура политической культуры, согласно вышеуказанным авторам?

4. Опишите систему политических ориентаций У. Розенбаума.

5. Какие типы политической культуры выделили Алмонд и Верба?

6. Что такое гражданская политическая культура?

7. Как Алмонд и Верба решали проблему соответствия гражданской политической культуры и демократии?

8. В чем состояла критика теории политической культуры Алмонда и Вербы?

9. Какие этапы в своем развитии прошла теория политической культуры?

10. Назовите три уровня, или ракурса, политической культуры (Алмонд, Пауэлл, Стром) и поясните их значение.

11. Что такое консенсусные и конфликтные политические культуры?

12. Каковы механизмы и пути формирования политической культуры?

13. Что такое унифицирующая и разобщающая модель политической социализации?

14. Перечислите агентов политической социализации.

15. Назовите основные тенденции развития современных политических культур.

16. В чем суть теории политической культуры Инглхарта?

17. Что в теории Инглхарта означает ценностно‑структурный сдвиг?

18. Что такое постматериалистические ценности?

19. Какие изменения происходят в политической системе с переориентацией общества на ценности постматермализма?

20. Как решал Инглхарт проблему соотнесения политической культуры и демократии?

21. В чем суть теории межгенерационной перемены ценностей?

22. Что такое нарративный подход к исследованию политической культуры?

23. Назовите основные черты тоталитарной и демократической политической культуры.

24. Возможно ли представить политическую культуру как процесс?

25. Каковы особенности политической культуры россиян?

Литература

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К ., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. М., 2002.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2.

Исаев Б. А. Политология. 5‑е изд. СПб., 2005. С. 86–88.

Инглхарт Р. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М., 2002.

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. СПб., 2006.

Мухаев Р. Т. Теория политики. М., 2005.

Политология: Хрестоматия / Сост. проф. М. А. Василии , доц. М. С. Вершинин. М., 2000.

Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2001. С. 382–387.

Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2008. Гл. 16.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005.

Наши рекомендации