Международные правовые нормы
Исторически миграция регулировалась преимущественно на национальном уровне. По мере роста мобильности населения государства начали осознавать, что миграция переросла рамки явления, с которым они могут справиться в одиночку, и признали необходимость регионального и международного сотрудничества в сфере нормативного регулирования миграционных отношений.
Впервые миграция в целях трудоустройства стала объектом международного правового регулирования почти сто лет назад. Впоследствии под эгидой ООН был принят целый ряд актов, направленных на обеспечение лицам возможности осуществлять профессиональную деятельность в странах, отличных от страны их происхождения, на условиях, исключающих дискриминацию их прав, ущемление их законных интересов и достоинства. В Уставе ООН впервые в международных отношениях был закреплен принцип уважения прав человека и обязанность государств соблюдать основные права и свободы. В соответствии с Уставом ООН в структуре организации была создана Комиссия по правам человека, уполномоченная принимать стандарты в области прав человека.
10 декабря 1948 года после тщательной разработки Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека (далее по тексту – Декларация). Первая и вторая статьи Всеобщей декларации провозглашают, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и должны обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, «без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Помимо гражданских и политических прав, Декларация определяет также экономические, социальные и культурные права человека, включающие право на труд; право на равную оплату за равный труд; право создавать профессиональные союзы и вступать в них; а также право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния. Во Всеобщей декларации наряду с защитой всего комплекса прав человека закреплено и право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (статья 13). Впервые на международном уровне в Декларации (статья 14) было закреплено право поиска убежища от преследования и право пользования убежищем как личное право индивида.
Таким образом, трудящиеся-мигранты наряду с другими группами лиц получили право на защиту от дискриминации, долгое время имевшую место во многих странах.
В 60-х годах были приняты и в конце 70-х годов после ратификации правительствами вступили в силу пакты: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 3 января 1976 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (вступил в силу 23 марта 1976 г.) и Факультативный протокол к нему, а также ряд других актов, содержащих международные стандарты в области защиты прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит фундаментальные положения в области прав человека, определяющие гуманитарные стандарты обращения со всеми лицами, находящимися в пределах территории и юрисдикции государств-участников данного Пакта. Согласно статье 12 каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит право в пределах этой территории на свободное передвижение, право на свободу выбора местожительства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную. Целый ряд международных актов касается случаев, когда права человека нарушаются в связи с принадлежностью лиц к какой-либо социальной группе. При этом указывается, что группы людей, желающие сохранить свою идентичность, не должны подвергаться насильственной ассимиляции, сегрегации или дискриминации. Международный пакт о гражданских и политических правах гласит, что подобные меньшинства «не должны лишаться права ... поддерживать свою культуру, исповедовать свою религию и пользоваться своим языком».
21 декабря 1965 г. Генеральной Ассамблеей была принята и 4 января 1969 г. вступила в силу Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В данной Конвенции термин «расовая дискриминация» трактуется, как любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод … (ч.1 ст. 1).
Универсальное юридическое определение термина «мигрант» на международном уровне отсутствует. В международных правовых документах, как на универсальном, так и на региональном уровнях даются различные по степени охвата определения. 18 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, явившуюся результатом десятилетней подготовительной работы специальной рабочей группы ООН по разработке проекта конвенции.Международная конвенция определяет термин «трудящийся-мигрант» как «лицо, которое собирается заниматься, занимается или занималось деятельностью, за которую выплачивается вознаграждение, в государстве, гражданином которого он или она не является» (статья 2). Ею охвачены не только трудящиеся-мигранты, но и при- граничные и сезонные трудящиеся, а также моряки, рыбаки, работники, занятые за границей на конкретных проектах, трудящиеся, работа которых связана с переездами, трудящиеся, работающие не по найму (самостоятельно занятые). Конвенция формирует принципы и меры их защиты в течение всего времени нахождения в другой стране, независимо от того, легально они приезжают или нелегально. Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических субъектов, а как социальных и исходит из принципа распространенности на мигрантов всеобщих прав человека так, как они сформулированы во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и политических правах.