Реформа исполнительной власти. Создание объединенного правительства

Основными объектами реформирования стали Совет министров и Комитет министров — высший законосовещательный орган. Последо­вала серия императорских указов во исполнение этого решения. В них предусматривалось преобразование Совета министров из нерегулярно созываемого органа в орган постоянно действовавший с четкими полномочиями и функциями. Допускалась возможность председательствования на заседаниях Совета министров императо­ра, как это было и прежде.

Совет министров в том виде, в каком он был создан в октябре 1905 г., просуществовал до Февральской революции, когда функ­ции Совета министров как высшего органа государственного уп­равления перешли к Временному правительству. За 12 лет сущест­вования объединенного правительства в нем председательствовало 8 видных сановников, причем И.Л. Горемыкин — дважды. Подчас это были люди случайные, но симпатичные Николаю II.

Реформа Государственного совета. Верхняя палата парламента

Чтобы не оставить Думу с государем наедине, был реорганизован и Государственный совет.

Было решено удвоить состав Государственного совета с 98 до 196 человек. Половина членов Совета, как и прежде, назначалась импе­ратором из высших слоев государственной бюрократии и престаре­лых чиновников, имевших заслуги перед властью. Им же назначались и председатель с вице-председателем Государственного совета.

Вторую половину членов верхней палаты должны были составить избираемые члены. Квоты распределялись следующим образом: 74 места предоставлялось крупным землевладельцам, большинство из которых были представители дворянского сословия; 12 мест — торго­во-промышленной буржуазии; российскому православному духо­венству и университетам предоставлялось по 6 мест. Согласно царскому указу члены Госсовета избирались на 9 лет. Каждые 3 года пла­нировалось обновление одной трети состава верхней палаты.

Создание и деятельность Государственной думы

I Государственная дума

В системе высших государственных органов начала XX в. по­явилось представительное учреждение с законодательными полно­мочиями — Государственная дума. Она приступила к работе 27 ап­реля 1906 г. Так начался непродолжительный (до падения самодер­жавия в 1917 г.) так называемый период думской монархии.

Выборы в I Государственную думу проходили на фоне первой рус­ской революции, что в значительной степени отразилось не только на составе депутатского корпуса, но и на всей ее работе. В 82 губерниях и областях было объявлено военное положение или введены усилен­ная или чрезвычайная охрана. Более 70000 человек были заключены в тюрьмы за политические преступления. Собрания и митинги были запрещены, предвыборные собрания разрешались с огромным тру­дом. В этих условиях абсолютную победу на выборах одержала партия кадетов. Избиратели, отдавая им свои голоса, голосовали скорее не за кадетов, а против правительства.

Расстановка политических сил в первой Думе была следующая: 176 (36%) депутатов представляли кадеты, 102 (21 %) — трудовики (большин­ство из которых были крестьянскими депутатами), 100 (20%) — беспартийные. Ос­тальные партии имели незначительное представительство. Партии социалистической ориентации — социал-де­мократы и социалисты-революционеры — выборы бойкотировали. Дума проработала 72 дня и была распущена императором.

II Государственная дума

II Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907 г., оказалась еще более пестрой и более радикальной по своему составу. Выборы, прошедшие в январе, показали усиление как левых, так и правых партий. II Дума оказалась расколотой на крайне правых (октябристы, черносотенцы), левых (социал-демократиче­ские депутаты) и кадетов, занимавших промежуточное и поэтому очень неустойчивое положение. Следствием этого стало постепен­ное сближение кадетов с октябристами ради сохранения Думы "любой ценой».

III Государственная дума

Проведенная летом и осенью 1907 г. избирательная кампания в III Государственную думу дала правительству те результаты, кото­рых оно ожидало. Бесспорным лидером в новой Думе была проправительственная партия октябристов, вы­ражавшая интересы прогрессивных помещиков и крупной буржуа­зии. Октябристы требовали делового контроля над хозяйственной политикой и финансами. Представительство кадетов и социал-де­мократов в III Думе значительно сократилось.

Этим в значительной степени объясняется тот факт, что III Ду­ма, единственная из всех Дум периода думской монархии, исчерпала пятилетний срок своих полномочий - с 1 ноября 1907г. по 9 ию­ня 1912 г. За это время ею было принято свыше двух тысяч законо­проектов (заметим, что первые Думы в окончательном виде не су­мели принять ни одного законопроекта), в том числе аграрные за­коны Столыпина, существенно увеличены ассигнования средств на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

IV Государственная дума

IV Государственная дума по своему составу не намного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристы, кадеты и национальные буржуазные партии (229 депутатов).

Мировая война, в которую вступила Россия в 1914 г., вызвала мощный патриотический подъем, внеся существенные коррективы в общественно-политическую ситуацию в стране. Партии и общественные организации за исключением социал-демократов выразили доверие правительству и отказались от оппозиционной деятельности. Дума в свою очередь также продемонстрировала полное единство фракций с правительством. Депутаты Думы единогласно (при воздержавшихся социал-демократах) проголосовали за воен­ные кредиты.

Крах думской монархии

В начале 1917 г. всеобщее недовольство властью привело к революционному взрыву в Петрограде. Это было началом Февральской революции. Одним из последних стал импе­раторский указ от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии. Дума подчинилась указу императора, однако, собравшись на част­ное совещание, депутаты образовали Временный комитет Государ­ственной думы, в который вошли руководители думских фракций за исключением большевиков и крайне правых. Его председателем стал председатель Государственной думы М.В.Родзянко. Прежде всего комитет предпринял попытку спасти монархию, заменив од­ного царя другим. Попытка провалилась. Тогда по соглашению с Петроградским советом Комитет сформировал Временное правительство, в руки которого и перешла власть.

Наши рекомендации