Государственность Киевской Руси

Начальный этап в истории российской государственности связан с образованием Древнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины XII вв., за­нимало огромную территорию от Балтийского до Черного моря и от За­падного Буга до Волги.

В 882 г., согласно летописи, новгородский князь Олег,предва­рительно заняв Смоленск и Любеч, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. Сам Олег стал титуло­ваться великим князем.Объединение двух важнейших центров по великому водному пути «из варяг в гре­ки» дало Олегу возможность приступить к подчинению своей влас­ти прочих восточнославянских земель. Так начался длительный процесс консолидации отдельных племенных княжений восточных славян в единое государство.

Высшая политическая власть в Киевской Руси была представле­на великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжес­кая власть становилась индивидуально наследственной, и это при­давало ей легитимность в глазах современников. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государ­ственная. К исходу X столетия Киевское государство приобретало черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело при­нятие Русью христианства в 988 г. Церковь укрепляла авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную.

На заре древнерусской государственности земли присоединяемых к Киеву племен подчинялись князю, прежде всего, путем распространения на них систем сбора дани и создания на местах опорных пунктов центральной власти. Вместе с дружиной князь ходил «в полюдье» - так назывались походы за сбором дани. Первоначально дань собиралась главным об­разом мехами, а в XI в. уже преобладали деньги. Кроме полюдья, еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, дол­жно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посад­ники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

В X-XI вв. существовала и практика так называемых «кормлений», когда князь даровал своему вассалу право сбора дани (или части ее) в свою пользу той или иной волости без управления самой волостью.

При князьях и посадниках имелись тиуны — агенты, выполняв­шие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селах и на княжеском дворе и в зависимости от этого назывались «тиуны сель­ские» и «тиуны дворские». Помимо обязанностей приказчиков, они присутствовали на суде князя или посадника. Нередко они замеща­ли их на суде, т.е. выполняли функции судей низшего уровня.

«Русская Правда»

В своей практике управления и суда князья опирались на обыч­ное право — неписаное народное право славян, так называемый «закон Русский». Так, в 1016 году при Ярославе Мудром появилась «Русская правда», которая стала важнейшим сводом норм древ­нерусского законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена «Правда Ярославичей», вторая составная часть «Русской правды». «Русская Правда» включала статьи за­конов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судо­производство, определяла наказания за те или иные проступки и преступления.

Особое место в Киевском государстве занимала церковь — вли­ятельная не только в духовном, но и в политическом отношении организация. Во главе ее стоял поставляемый (назначаемый) пат­риархом Константинопольским митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно-административными округами — епархиями. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Русская церковь была тесно связана с Константинопольской патриархией и до 1448 г. формально подчинялась ее юрисдикции.

В Древнерусском государстве сохранилось вече — народное со­брание, в котором участвовало все взрослое население города, а иногда и жители пригородов и даже деревень. Одной из его функ­ций было комплектование народного ополчения и выборы его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Впоследствии вече исчезло повсюду, кроме Новгорода и Пскова.

Таким образом, система государственного управления Руси в XI в. была представлена следующей иерархией:

великий князь;

князья «иже по городам» (как правило, дети или родственни­ки великого князя, посланные туда по его воле);

старшая дружина («бояре») - советники князя;

младшая дружина («отроки», «детские») — сборщики дани-подати и судебных штрафов.

Наши рекомендации