Число хуторов и отрубов площадь
(в тысячах) (в тысячах десятин)
На надельной земле 1265, 5 12 231, 9
На банковской земле 280, 0 2942, 3
На казенной земле 13, 5 222, 2
Итого: 1559, 0 15 396, 4
Таким образом, К. А. Кривошеин подводит к следующему резюме: «Избегая двойного счета, можно считать, что завершенное к 1916 г. укрепление и удостоверение наделов в собственность и образование хуторов и отрубов на одной только надельной земле, равнялось около 20% этой земли, как общинной, так и подворной. Если же к этому прибавить площадь, принадлежащую общинникам-беспередельни-кам в собственность без удостоверительных актов, то окажется, с учетом еще неземлеуст-роенного подворного надельного землевладения, что в момент революции более половины надельной земли,— около 60%,— уже принадлежало на основе единоличной собственности крестьянскому сословию, которое продолжало активно выделяться из общинного строя, как об этом свидетельствуют еще незавершенные землеустроительные и укрепительные работы.
О том, что дало бы России землеустройство, показывает правительственное обследование, произведенное в 1913 г. по 12 уездам различных районов Европейской России,
опубликованное затем отдельной книгой под названием: „Землеустроенные хозяйства. Сводные данные сплошного по 12 уездам подворного обследования хозяйственных изменений в первые годы после землеустройства", Петроград, 1915 г.
На основании результатов обследования, коснувшегося 22 399 устроенных в единоличную собственность (хутора и отруба) хозяйств, можно сделать следующие выводы: особенно сильно сократилась мелкополосица: после землеустройства, 100% хозяйств владели надельной землей в не более чем трех полосах (причем 48,9% в двух и 26,4% в одной) против всего 9,8% хозяйств до землеустройства, когда около 63% хозяйств насчитывали от 6 до 40 полос, а 5,9% — от 60 до 100 и больше. Сократилось и дальноземелье, т. е. расстояние участков от усадьбы: так, 26,2% устроенных участков (70% хуторских) были расположены у усадьбы, против 2,4% прежде; процент участков, расположенных на расстоянии свыше 5 верст сократился с 36,4% до 17%; увеличилось пользование техническим материалом. Значительно повысился процент хозяйств, участвовавших в учреждениях мелкого кредита (в некоторых уездах 53,3% против 16,8 и 64,8% против 17,9). Увеличился на треть, а иногда на половину процент хозяйств, прибегавших к наемному труду. Без существенных изменений осталось скотоводство. Сильно повысилась урожайность (в пудах с десятины, урожайность в землеустроенных хозяйствах превышала в 1913 г. в некоторых уездах урожайность хозяйств, сохранивших общину, на одну треть, а то и на половину и больше» [27, с. 94].
Раскрывая далее другие аспекты Столыпинских преобразований, коренным образом изменяющих лицо крестьянства России, и особенно ее азиатской части, автор вместе с тем признает, что земельная реформа была остановлена революцией и не достигла своей окончательной цели. Но чтобы судить о потенциале реформ, Кривошеин предлагает обратиться к разным авторитетам.
И ЗДЕСЬ АВТОРв первую очередь обращается к самому яростному критику и антиподу Столыпина — Ленину, со взглядом которого мы вкратце уже знакомились раньше:
«Начнем с отзывов исключительной яркости и проницательности, принадлежащих перу Ленина. Как мы уже раньше сказали, Ленин писал, что „судьбы демократической революции в России находились в прямой зависимости от успеха или неуспеха столыпинской реформы, а она несомненно имеет известные шансы на успех"(Г. С), или, что реформа „в научно-экономической мере прогрессивна, так как она не закрывает путь капиталистическому развитию, а содействует ему, расчищая ему дорогу..." „Столыпинское переустройство деревни могло бы снять с порядка дня буржуазную крестьянскую революцию, если бы „столыпинская" аграрная политика (...) продержалась очень долгое время, если бы пересоздала на чисто буржуазный лад все деревенские отношения..." „В истории бывали примеры успеха подобной политики. Было бы пустой и глупой демократической фразеологией, если бы мы сказали, что в России успех такой политики невозможен. Возможен!"(Г. С.) „...Это была последняя попытка отсрочить крушение старого порядка. От успеха и неуспеха реформы зависела судьба революции в России. Окончательный переход правительства царя на сторону аграрной политики имеет огромное историческое значение. Судьба буржуазной революции в России (...) зависит больше всего от успеха или неуспеха этой политики"(Г. С.)» [27, с. 100].
Такова была предварительная оценка реформы Столыпина, сделанная его непримиримым врагом, будущим главой российского государства. Несколько позже, в 1912 году он высказывался более осторожно.
«Это было связано с тем, что если успех реформы был огромным, он не был молниеносным, а потому, до полного осуществления реформы, вызванное ею обострение
напряжения в деревне могло, по мнению некоторых, увеличить шансы революции. Поэтому Ленин, считая, что реформа — „последний клапан" в руках старого, писал: „Это последний шаг, который может сделать старое (...) и именно потому, что этот шаг к новому сделан старым, этот шаг не мог привести и не приведет ни к чему прочному".
Разумеется, нельзя упускать из виду, что положительный характер отзывов Ленина должен быть понят в оптике марксизма и что, если успех реформы грозил снять с порядка дня крестьянскую буржуазную революцию, то именно в силу своей прогрессивности реформа, сменив отсталую общину прогрессивным капитализмом, создавала предпосылки коммунистической революции будущего. Но его оценка реформы как прогрессивного экономического явления, „последней отсрочки старого порядка", интересна» [27, с. 100-101].
И, в завершение, еще одна ленинская цитата, выражающая его отношение к земельной реформе:
«Возьмем программу Столыпина, разделяемую правыми помещиками и октябристами. Это — откровенно помещичья программа. Но можно ли сказать, что она реакционна в экономическом смысле, т. е. что она исключает или стремится исключить развитие капитализма? не допустить буржуазной аграрной революции? Ни в коем случае. Напротив, знаменитое аграрное законодательство Столыпина по 87-й статье насквозь проникнуто чисто буржуазным духом. Оно, вне всякого сомнения, идет по линии капиталистической эволюции, облегчает, толкает вперед эту эволюцию, ускоряет экспроприацию крестьянства, распадение общины, создание крестьянской буржуазии. Это законодательство, несомненно, прогрессивно в научно-экономическом смысле(Г. С.)» [30, т. 16, с. 219].
Как верно пишет Кривошеин: «...конечно, у Ленина встречаются и такие выражения как „крах столыпинской реформы"», но нельзя забывать, что Ленин был не только мыслителем, но и агитатором и политиком, вождем, нуждающимся в «подъеме духа» масс, перед которым стояла задача скомпрометировать противника, налепить на него «бубнового вальта» (выражение самого Ленина.— Г. С). Очевидно, что эти самые потенциально бунтарские массы Ленин к Столыпину ревновал: ведь реформатор самым мирным путем решал основную проблему «крестьянской державы», а также обращал часть земледельцев в пролетарии... С той только разницей, что при премьер-министре Столыпине отдельные крестьяне добровольно расставались с наделом, продавая его более умелым и сильным хозяевам и устраиваясь в городах, а при советской власти, наоборот: «сильных мужиков» раскулачивали и обращали в дармовую рабочую силу...
Но главное: Столыпинские реформы выбивали почву у революционеров, лишая их исторической перспективы. Не случайно сам Ленин сетовал на то, что если так пойдет дальше, то большевики останутся не у дел: продуманная политика реформы, укрепляя российское государство, была гибельна для революции...
ПОВЕСТВУЯ О БОРЬБЕза реформу и противостоянии ей самых широких кругов и влиятельных сил, следует отметить, что в целом аграрные мероприятия Столыпина пользовались успехом среди части российских марксистов, которые считали общину анахронизмом, видели в ней консервативное начало, сдерживающее развитие русской деревни и общества в целом. Этот взгляд разделяла также значительная часть интеллигенции, отказавшейся от народнических идей. «Изменения в оценке роли общины той частью русской интеллигенции, которая постепенно освобождалась от народнических иллюзий и приобщалась к марксистской идеологии, хорошо видны на примере трансформации взглядов Г. В. Плеханова. Если раньше он превозносил российскую общину „как исходный пункт для организации всех сторон экономической жизни народа на социалистических
началах, то впоследствии, придерживаясь уже марксистского учения, считал ее консервативным образованием, тормозом на пути общественного развития.
Отношение российской социал-демократии к Столыпинским реформам можно свети к следующему: они реакционны, поскольку делаются в интересах помещиков и вновь зарождающейся прослойки богатых крестьян, но они прогрессивны, так как обеспечивают ускоренное развитие капитализма в деревне, общества в целом, а создание в результате реформы сельского пролетариата и увеличение городского промышленного приближает социальную революцию» [20, с. 56].
А вот что пишет в своей работе о III Думе свободный от ленинской конъюнк-турности видный марксист Череванин, видевший в реформах Столыпина большое историческое значение для будущего России: «Свободного выхода лица из общины требовали постоянно марксисты. Г. Столыпин идет навстречу этому требованию и обеспечивает свободный выход из общины.
Вся марксистская литература в один голос доказывала неизбежность и необходимость для экономического развития России дифференциации внутри деревни. Г. Столыпин стремится вызвать и ускорить эту дифференциацию. Он не только дает возможность выделиться из общины, но и прикупить себе земли почти без всяких немедленных затрат, при помощи Крестьянского банка. Он вызывает своими мероприятиями мобилизацию и помещичьей и крестьянской земли и способствует сосредоточению земли в руках капиталистических, ведущих свое хозяйство, элементов деревни.
И те доводы, которые приходится часто встречать в литературе против аграрных мероприятий г. Столыпина, имеют обыкновенно очень малую цену, по крайней мере для человека, стоящего на марксистской точке зрения» [20, с. 57].
В целом позиция большевиков четко сформулирована в листовке Московского комитета РСДРП (апрель 1910 года):
«Закон 9 ноября и „положение о землеустройстве" поощряя, а то и принуждая к выходу из общины, развязывает руки наиболее самостоятельным зажиточным крестьянам — кулакам, пьющим из крестьянской бедноты кровь. Выходя из общины, они забирают с собой лучшие земли, заводя собственное „хуторское" хозяйство и превращаются в помещиков — защитников старого строя, вместе с земскими начальниками и попами, выжимающими все соки из сельских батраков и разорившихся крестьян. ...И чем больше закон 9 ноября разоряет деревень, тем больше создает он бедности, тем больше становятся ряды недовольных существующим строем, тем грознее будет грядущая революция, в которой примут участие новые наши союзники — сельский пролетариат и крестьянская беднота» [20, с. 58].
А как оценивали реформы другие специалисты? Принимая во внимание общую атмосферу в стране в двадцатые годы, отзывы специалистов, исследовавших результаты реформ, особенно интересны: они еще были относительно свободны от политической конъюнктуры. Так вот самые благоприятные отзывы давали реформам и первые советские историки-аграрники, писавшие до коллективизации и признававшие положительность перемен. Например, А. Тюменев считал:
«Закон 9 ноября — 14 июня отвечал давно назревшей потребности. Вот почему результаты его превзошли всякие ожидания». По его оценкам, между двумя революциями развитие капитализма в деревне совершалось «настолько быстрым и все прогрессирующим темпом, что у свидетеля получается впечатление лавины, долгое время висевшей над пропастью и, наконец, подтаявшей и вдруг сорвавшейся и стремительно покатившейся вниз» [27, с. 101].
Ускоренное развитие сельской буржуазии и пользу для России пути, открытого столыпинским аграрным законодательством, признавали также в своих трудах Н. Карпов
и И. Литвинов, писавшие, что страна пошла «по линии прогрессивно-капиталистического развития» [27, с. 101].
В ряду авторов эпохи НЭПа, положительно оценивавших результаты столыпинских реформ, осуждавших «черный передел» 1918—1920 гг. и выступавших в защиту хуторского хозяйства, можно также назвать Б. А. Бруцкуса и П. Н. Першина. Последний, в частности, писал:
«Поэтому запретительная политика по отношению к хуторам и отрубам в новейших условиях народно-хозяйственного развития <...> ни в коей мере не является целесообразной; ее продолжение было бы большой исторической ошибкой...» [27, с. 102]
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИсреди объективных исследователей, свободных от идеологических пут, следует выделить ученого, публициста, общественного деятеля, потомка сибирских переселенцев Владимира Казарезова. Его лаконичная, но чрезвычайно осмысленная, насыщенная массой убедительных фактов книга «П. А. Столыпин: история и современность» позволяет не только ощутить грандиозные планы столыпинских преобразований, но спроецировать опыт реформ на российскую современность. Открывая ужасную картину революционного террора 1905—1907 годов, автор ставит нас в положение главы МВД и правительства, вынужденного, чтобы прекратить кровавую вакханалию и оградить страну от распада, пойти на крайне непопулярные меры.
Но главное, в этой работе дается анализ положения крестьянской общины, ставшей тормозом развития аграрной мощи страны. Наряду с кратким изложением истории возникновения общины в России, ее развития, говорится также о том, что «<...> исследования, проведенные еще до первой русской революции и Столыпинской реформы, показывают, что в России осуществлялся процесс перехода к частному землепользованию, расселению на хутора и отруба по инициативе самих крестьян, без какого бы то ни было давления со стороны правительства и даже наоборот, несмотря на чинимые препятствия. Речь идет о Ковенской, Витебской, Волынской, частично Могилевской и Смоленской губерниях» [20, с. 37]. Оперируя данными упомянутого нами ранее выдающегося энтузиаста землеустройства А. А. Кофода [23] и повествуя об интенсивном процессе самостоятельного перехода крестьян западной части империи на отрубные участки (особенно в Гродненской губернии, где губернатором был П. А. Столыпин), автор подводит к выводу о бесспорной выгоде хуторского хозяйства перед чересполосным. Исследуя далее отношение к этому процессу в прошлом и настоящем, он доказывает, что разложение общины означало переход на интенсивный путь развития хозяйства, к которому принуждала «неумолимая логика исторического процесса, неизбежный ход общественных событий» [20, с. 49].
Серьезное внимание уделил автор также отношению к реформам русских марксистов. Осмысливая редкое обстоятельство: стремление антагонистических сил (Столыпина и марксистов) к единой цели — разложению общины, Казарезов открывает различия в подходах к этому процессу марксистов, народников и кадетов, лавирующих в сложной политической обстановке.
Не обходя и самое критическое место,— противостояние части крестьян разрушению общины,— автор приводит некоторые из решительных протестных посланий Председателю Совета Министров Столыпину, свидетельствующих об активном сопротивлении переменам. Автор объясняет психологическую подоплеку этого явления, а так-же трансформацию взглядов самого реформатора, сознающего малую эффективность принудительных мер и признававшего, что «наиболее крупные результаты в землеустройстве европейской части России достигнуты путем добровольного размежевания наделов, т. е. там, где потребность в этом сознана самим обществом» [20, с. 65]...
Наконец, говоря о результатах реформы, он ссылается на данные другого исследователя — Ф. Шипунова: «Урожайность в стране с 1906 по 1915 год возросла на 14 процентов, а в некоторых губерниях — на 20—25 процентов. Урожай таких хлебных злаков, как рожь, пшеница и ячмень, поднялся с 2 миллиардов пудов в 1884 году до 4 миллиардов в 1911 году, то есть удвоился. Зерновое хозяйство шло быстро в гору, и именно для него П. А. Столыпин создавал по всей России зерновые элеваторы Госбанка и субсидировал крестьян для хранения там зерна. В период с 1909 по 1913 год русское производство главнейших видов зерновых превышало на 28 процентов таковое Аргентины, Канады и Америки, вместе взятых... Русский экспорт в 1912 году достигал 968,7 миллиона пудов, или 15,5 миллиона тонн зерна... Вывозилось масло коровье, яйца, сахар, семя льняное, семена кормовых трав, лен, пенька, кожи, домашняя птица и дичь, лошади... По сравнению с 1894 годом поголовье лошадей увеличилось на 37 процентов, а крупного рогатого скота — на 63. Россия становилась главным производителем жизненных припасов в Европе и даже в мире. Сельское хозяйство делало успехи, но крестьянская реформа только развертывалась» [20, с. 66].
Известный русский историк М. Н. Покровский говорит в связи со Столыпинской реформой о расширении посевных площадей по отдельным регионам на половину и даже на три четверти (особенно Сибирь, Северный Кавказ, Степной край). Отмечая, что даже в Нечерноземном центре России эти площади увеличились на 8 процентов, он делает следующий вывод: «Это было уже несомненно начало интенсификации, переход к обработке земель, которые при старых способах обработки считались „неудобными" и которые новый, более сильный хозяин смог пустить в оборот <...>.
А в результате в России „хлебный вывоз" сравнительно с началом столетия увеличился почти вдвое (приняв в 1900 г. за 100, в 1911 г. мы имеем 196) <...>.
С переходом к единоличному владению землею резко изменилось отношение крестьян к земельной собственности. Пробудившееся сознание чувства собственности к земле вызывает у хуторян и отрубников стремление использовать возможно продуктивнее каждый клочок полученного участка. За 2—3 года существования единоличных хозяйств уже свыше, чем в трети общего числа их произведены крупные работы по мелиорации, а из числа хуторян эти работы на своих участках произвели почти 70%. Средняя стоимость мелиоративных работ на одно хозяйство определяется в 47 руб. 33 коп.
С расселением на хутора почти в 5 раз возросло число единоличных хозяев-участников и различных кооперативных учреждений.
Думается, уже этого вполне достаточно, чтобы опровергнуть критиков Столыпина, берущихся утверждать, что его реформы провалились. Причем важно иметь в виду, большинство из обследованных хозяйств существовало только три года, и хозяйства значительную часть энергии, сил и средств тратили не на занятие землепашеством и животноводством, а на обустройство своих усадеб, перенос или возведение заново строений. Кроме того, системная помощь крестьянам-единоличникам агрономическими, мелиоративными и другими службами со стороны государства только еще налаживалась» [20, с. 66—69].
Особенно интересны для нас оценки последствий реформы, сделанные изучавшим русскую деревню до и после столыпинских преобразований немецким ученым Прейером,— иностранцем, которого трудно заподозрить в корысти, предвзятости и конъюнктуре:
«Аграрная реформа всколыхнула всю деревню и изменила ее быт. В 1906 г. при посещении московских деревень автор нашел их состояние ниже всякой критики. В 1908 г. положение уже заметно улучшилось, что видно было при втором посещении.
Вообще крестьянство, связанное с „миром", было лишено своей собственной инициативы. Оно повиновалось приказам свыше и своего избавления ждало от такого
приказа. Столыпинская реформа положила этому конец. Если раньше крестьянин работал, как вол, по чужому приказу или в нужде, то теперь он стал работать с расчетом, стремясь к определенной цели, сам распоряжаясь своими средствами, доходами и имуществом.
Прежде всего крестьянин заботится о своей хате. Он ее старается всячески украшать, переходить к другим, более удобным формам жилых помещений, заботится о прочности своей избы и о возможном комфорте, понятно, примитивном. Особенно боится русский хуторянин пожаров, и он начинает прибегать к строительству огнеупорных зданий.
Не менее, но даже более забот уделяет самостоятельный крестьянин улучшению обработки земли. Плуг вытесняет соху, машина все больше распространяется в деревне. Удобрение больше не продается помещику, но употребляется самим крестьянином. Крестьянин всячески старается приобрести необходимые агрономические знания. Экстенсивные системы заменяются интенсивными. Прогресс замечается повсюду и во всем.
Примеры заразительны, и хуторянин влияет на общинника. Изменяется самым решительным образом и домашнее хозяйство крестьянина. Он начинает потреблять такие товары, какие раньше в деревне не были в особом ходу. Хочет не отставать от людей. Даже предметы роскоши находят себе значительный крут потребителей...
...Русский самостоятельный крестьянин из фаталиста все более превращается в предприимчивого земледельца-европейца. Этот процесс идет медленно, но безостановочно» [20, с. 69-70].
Далее автор пишет о том, что увеличение частных хозяйств привело к росту потребления и, следовательно, производства земледельческих орудий, машин, к развитию сельскохозяйственного машиностроения и сельского строительства, совершенно изменявшего облик русской деревни. Потребительская, кредитная кооперация также открывала новые горизонты для земледельцев. Уделяя в очерке немало внимания общинной психологии, создававшей немалые трудности для успеха реформ, автор, перебрасывая мостик в советский период, подводит к следующему выводу:
«В реформе Столыпина достаточно полно сочетаются экономические и политические цели, у его противников превалируют идеологические мотивы и политические резоны. У Столыпина крах общины открывает простор для инициативы, деловой хватки и созидательной работы, стимулируя резкий рост производительности труда и объемов продукции в сельском хозяйстве, и одновременно создает условия для мощной поддержки существующего строя со стороны образовавшегося слоя зажиточных крестьян, обеспечивая в государстве социальную и политическую стабильность. Большевики же, проводя коллективизацию, поступаются эффективностью сельскохозяйственного производства, но зато ликвидируют опасность реставрации капитализма, уравнивая всех через колхозы и совхозы.
Столыпин, разрушая общину и тем самым выбивая экономическую и социальную базу из-под вековой общинной психологии, пытается на смену ей сформировать в наиболее активной части аграриев новую психологию — капиталистического толка. Его оппоненты, свершив Октябрьскую революцию и взяв курс на сплошную коллективизацию села, реанимируют, как это ни парадоксально, звучит, правда, на ином уровне, элементы общинных представлений, создавая уже не крестьянский, а колхозно-совхозный „мир"» [20, с. 81-82].
На богатом статистическом материале Казарезов открывает еще одну страницу реформ — переселение в Сибирь, огромную и совершенно неустроенную русскую территорию, которая могла принять массы неимущего люда и обеспечить Россию хлебом,
продуктами животноводства, пушниной и полезными ископаемыми. По мнению автора, родители которого пережили такое переселение в числе миллионов крестьян, хорошо знакомого с крестьянским бытом и лишениями, оно «представляет собой ярчайшую страницу в истории нашего государства, пример великолепной идеи и умелого ее воплощения в жизнь, профессионализма, таланта, честности и высокой меры ответственности вдохновителей и организаторов этого беспрецедентного процесса.
Стихийное лишь вначале, пока не стало массовым, переселение быстро начинает приобретать организованный характер и оказывается под полным контролем государственных служб. Более того, ими проявлен к проблеме поистине научный подход. В частности, речь идет об учете передвижения миллионных человеческих масс, о привлечении статистики к изучению и обобщению миграционных процессов, об их всестороннем анализе и выработке научных рекомендаций. Знакомясь с этими материалами, отражающими все перипетии переселенческого процесса, можно сделать вывод о высоком уровне постановки статистического дела в тогдашней России и с горечью говорить о потере традиций в последующие десятилетия» [20, с. 96].
Повествуя о помощи, оказываемой государством переселенцам, Казарезов не обходит стороной и сложный вопрос о возвращенцах, ставший козырной картой в теме о «крахе реформ». Он, в частности, пишет: «И все-таки, несмотря на, казалось бы, достаточную продуманность и организованность переселенческой кампании, которой придавалось общегосударственное значение, гибкость программы, своевременные корректировки ее курса по мере появления непредвиденных проблем, тем не менее возникал возвратный поток части переселенцев, а также наблюдалось блуждание их по Сибири. Это давало основание критикам Столыпина говорить о поражении его переселенческой политики.
Причем по прошествии десятилетий обвинения становились все более жесткими и все менее обоснованными. Так, в одной из крупных работ по экономическому развитию России в XIX—XX веках, выпущенной в свет в 1950 году Политиздатом, делается следующий однозначный вывод: „Колоссальный процент возвращавшихся переселенцев, как, например в неурожайном 1911 г., до 64 процентов, свидетельствует о крахе Столыпинской реформы". А вот в другом, изданном тридцатью годами позже, весьма уважаемом труде о сибирском крестьянстве в эпоху капитализма утверждается нечто совершенно противоположное: „В результате переселения значительно возросло население Сибири. Приток большого числа сельских поселенцев привел к росту производительных сил края, освоению новых земель. Объективно прогрессивное значение имело создание новых сел, заселение новых земель, широкое развитие капиталистических отношений в сибирской деревне". Казалось бы, все ясно. Но, увы, потом автор, очевидно, находясь в плену прежних стереотипов и отдавая дань официальной концепции, опрокидывает все с ног на голову и делает на основе констатации большого количества обратных переселенцев следующий категорический вывод: „Переселенческая политика как составная часть Столыпинской аграрной реформы потерпела крах".
Ни больше, ни меньше как на крахе Столыпинской реформы настаивают те, кто намеренно апеллирует лишь к возвратному потоку переселенцев. Но ведь при массовых масштабах процесса это вполне естественное и закономерное явление, и говорить надо не о нем, а о конечных результатах. А они впечатляющи. И, значит, реформу следует оценить как блестящую победу выдающегося государственного деятеля и его соратников, одержанную в упорной, последовательной борьбе, несмотря на сопротивление и нападки как справа, так и слева <...>.
Значительный всплеск в количестве возвращающихся, „оборотных" переселенцев в 1910 и 1911 годах можно объяснить рядом обстоятельств. Прежде всего, уже как
говорилось, соответствующие службы не успевали с отводом участков, и все увеличивающейся лавине переселенцев приходилось предлагать недостаточно изученные, неподготовленные места. Усилению потока в Сибирь способствовала своеобразная эйфория, широко распространившаяся молва о том, как просто разбогатеть в сказочно щедрой Сибири. А когда действительность оказалось совершенно иной, легковеры быстро разочаровывались и устремлялись назад. Но, конечно же, сыграл свою роль сильный неурожай 1911 года» [20, с. 101-102].
Здесь стоит заметить, что на голоде 1911 года был создан целый общественный миф о провале реформ. Но существует иной взгляд на положение дел, которое было не таким удручающим, как иногда его представляют. Вот точка зрения нашего современника Н. Селищева: «...при объективном рассмотрении становится очевидным, что сам факт голода в тот год отнюдь не свидетельствует о неудаче реформы. Во-первых, он не был повсеместным и вовсе не поразил ряд обширных регионов страны. И, конечно же, голод 1911 года не может идти ни в какое сравнение с голодом 1921 и 1932—33 годов, которые явились следствием прежде всего правительственной политики, а не пагубных природных условий. Кроме того, засуха 1911 года сказалась на урожае не всех культур. Если урожай проса составил лишь 74 процента от среднего за 1906—1910 годы уровня, то урожай гороха — 101, ячменя — 104, а урожай кукурузы — 120 процентов. Общий сбор зерновых был на 8,6 процента меньше среднего за пятилетие — 1906—1910 годы, а урожай картофеля, наоборот, на 3,7 процента больше. Следующий, 1912 год был очень урожайным, так же как 1909 и 1910 годы» [41, с. 187].
Но вернемся к переселенцам. Указывая на основные причины неудач, постигших некоторых из них: неготовность переселенцев к испытаниям, непривычный климат сурового края, недоброжелательность к ним старожилов из староверов и другие важные факторы, В. В. Казарезов далее пишет:
«Столыпин не хуже своих оппонентов знал положение дел с возвращением части переселенцев и не пытался как-то приуменьшить значение этого явления. Наоборот, старался понять, кто возвращается и почему. Его не смущали общие цифры возвратившихся с 1896 года по 1909 год — в Сибирь пришло около трех миллионов человек, вернулось же — триста тысяч, то есть 10 процентов. Он считал отток переселенцев в столь масштабной акции естественным и закономерным, но тем не менее признавал, что судьба этих неудачников — „черная тень переселения" — в значительной мере ложится на совесть тех, кто отвечает за организацию переселения.
Столь самокритичная оценка, конечно же, заслуживает уважения и делает честь Столыпину. И все-таки говорить о каких-то крупных просчетах в переселении безосновательно, тем более, что 60 процентов покинувших указанные им места поселения были люди, в этом же году приехавшие в Сибирь, то есть по-настоящему и не попытавшиеся закрепиться. Причем более половины этой „легковесной" категории переселенцев домой в Европейскую Россию не вернулись, а стали искать лучшей доли в других местах, хотя по статистике уже значились в возвращенцах. А что касается уже попробовавших хозяйствовать и затем вернувшихся, то таких было не более 3,8 процента. Но и 10-процентный обратный поток представляется ничтожным на фоне наших попыток организовать переселение в восточные районы страны во время целинной эпопеи. А ведь известно, что из воспеваемых десятилетиями целинников в Сибири и Казахстане обжилось немногим более 5 процентов. Трудно спорить с фактами: 90 процентов закрепляемости при Столыпине и 5 процентов при недавнем освоении целины — цифры совершенно не сопоставимые, и однако же это не мешало нам долгие годы во всеуслышанье вещать о поражении, крахе, провале в первом случае и о блистательной победе во втором!» [20, с. 104-105]
Критикам «волевых столыпинских методов разрушения общины», любопытно будет узнать, что «будучи принципиальным сторонником частного землевладения и категорически отвергая общину, Столыпин тем не менее считал, что на этапе массового переселения самым важным является скорейшее включение в хозяйственный оборот земли и наделение ею всех переселенцев. „Главное,— писал он,— поскорее заселить пустующие земли, использовать их возможно полнее". Порядок владения представляется уже на выбор самим переселенцам. Допускается и общинное, и подворное, и хуторское владение. Но для того, чтобы первые пришельцы на участок не выхватили себе из него лучший кусок, в лесах — открытых полян, в степях — водных источников, и тем не обесценили и не обрекли на пустование всей остальной площади участка, в закон введены некоторые ограничения для выдела подворных наделов.(Г. С.) <...>
Столыпин же — по существу автор и главный организатор перехода от общинного землепользования к частному — позволяет себе утверждать, что для Сибири на определенном этапе эта основополагающая идея не является главной. Он не форсирует размежевание земли на отдельные участки, но и не препятствует ходу событий, предоставляя процессу развиваться естественным образом. Закон не лишает права крестьянина выделиться из общины или получить отдельный надел при переселении на новое место, но реализовать такое право можно лишь с согласия общины. Фактически же это означало, что данным правом редко кто мог воспользоваться, так как лучшие земли община не уступила бы, а идти на худшие охотников находилось мало...» [20, с. 108]
Приводя далее массу убедительных примеров и цифр, свидетельствующих об улучшении жизни подавляющего числа переселенцев, обеспечивших поставку хлеба, масла, другой сельскохозяйственной продукции в центральную Россию и за рубеж, о мощном развороте в Сибири кооперативного движения, автор задаетсяестественным и справедливым вопросом: «Диву даешься, глядя на эти цифры, и думаешь — неужели речь идет о России и о столь любезной моему сердцу Сибири? Неужели все это было явью всего семь с половиной десятков лет назад? И как нам удалось за столь короткий срок превратить страну в крупнейшего потребителя чужеземного хлеба и масла, мяса и молока, да, пожалуй, и любой другой сельскохозяйственной продукции?
Вопрос отнюдь небесполезный. Ведь если понять и творчески перенять суть подходов Столыпина к решению сложнейших вопросов его времени, то опыт великого сына России, возможно, поможет нам справиться с нынешней кризисной ситуацией. А не это ли сейчас самое главное?» [20, с. 122]
В резюмирующей части Казарезов высказывает свой взгляд на секреты успеха реформ: «Столыпин прочно стоял на земле, хорошо знал свой народ и не был отягощен никакими идеологическими догмами и химерами. Он был прагматиком и в своей преобразовательской деятельности не ограничивал себя прокрустовым ложем возможного и невозможного, не являлся пленником голых схем и представлений. Руководствовался только благом народа, причем не народа вообще, а каждого конкретного человека и интересами государства. В этом был залог его успеха. И наоборот, наши реформы имели мало реальных результатов в прошлом, да и сейчас пока еще ничего не дали, потому что они тормозились или сворачивались вообще, как только переступали грань, за которой мерещилась угроза „принципам".
Задумывая великое предприятие — смену форм собственности на землю в масштабе огромной многомиллионной страны, Столыпин не строил иллюзий, что добьется этого, ведя пропагандистскую кампанию, рисуя крестьянам светлое будущее или только насильственно разрушая земельные отношения, крестьянские устои, быт, освященные многовековой традицией.
Он считал необходимым два важнейших условия для успешного проведения реформ — наличие личного человеческого интереса в их осуществлении и создание необходимых экономических, политических, юридических и организационных предпосылок. И потому в чрезвычайно короткий срок добился поразительных успехов в столь многотрудном деле» [20, с. 125].
И в заключение автор подводит к мысли о том, что опыт Столыпинских преобразований, касавшихся частной собственности, переселенческого процесса, имеет мировое значение и может быть востребован снова потомками — при условии обращения их к здравому смыслу.
Каргументам, изложенным выше в пользу реформ, следует добавить и прекрасное состояние русских финансов в исследуемый нами период:
«Ежегодно расходы бюджета увеличивались на V2 миллиона рублей, а доходы на 75—80 миллионов. Несмотря на то, что русско-японская война обошлась казне в огромную сумму— 2,3 миллиона рублей, Россия нашла средства не только на покрытие ежегодных бюджетных расходов, но и на сокращение государственного долга. Если к концу 1909 года долг по государственным займам достиг наивысшей после русско-япо