Социально-политическая ситуация

1. К рубежу н.э. античный мир был объединен в рамках огромного политического образования – Римской империи. Огромные территории были в ходе завоеваний присоединены к Риму и вошли в состав империи в статусе провинций. Это сделало старые патриархальные общинные культы пережитком – анахронизмом. Взаимодействие разных народов размывало этнические нормы, формировало новые этносы с новыми социально-экономическими, политическими, культурными и религиозными запросами. В массах возникала потребность новой веры.

Социально-политическая ситуация - student2.ru

2. Образование Римской империи было осуществлено силами армии. Кроме того установление новых имперских порядков было возможно только при опоре на армию. Установившаяся со времен правления Октавиана Августа Римская империя имела жесткий и суровый стиль отношений с обществом и особенно с завоеванными территориями. Так, по сообщению Тацита, в 61 г.н.э. в Риме был убит префект Педаний Секунд – все его 400 рабов были казнены; в ходе подавления заговора против императора Нерона в 65 г.н.э. была казнена вся верхушка римской аристократии (в том числе писатель и философ Сенека). Террористическую направленность власти показывает и судьба провинций: в 24 г.н.э. в Северной Африке было жестоко подавлено восстание берберов; в 61 г.н.э. – восстание в Британии; самый страшный пример – подавление восстания в Иудее, известного как I Иудейская война 66-73 г.н.э., после чего последовало рассеяние евреев – диаспора. Таким образом, в Римской империи был установлен режим политического террора. В этих условиях необходима была нова духовная опора - новая вера. В Римской империи от нее ожидали идеи заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности.

3. Римская империя зашла в тупик и в плане социально-экономическом. Прежде все проблемы Рим решал за счет экспансии и колонизации (каждая военная кампания приносила огромные богатства в виде военной добычи и огромное количество бесплатной рабочей силы за счет захвата военнопленных и обращения их в рабов). Теперь экспансию вести было некуда: на востоке в районе Тигра и Евфрата – отпор парфян; на западе – Атлантический океан; на юге – пустыня Сахара; на севере в районе Рейна – германские и протославянские племена. Экспансионистский путь развития стал невозможен. Что делать? За счет чего развиваться? Римские авторы – Плиний, Тацит, Колумелла – в своих сочинениях давали ряд советов: развивать парцеллярное (раздробленное на мелкие земельные участки) хозяйство, сажать на землю рабов и даже отпускать рабов на свободу). На этом фоне возникает ощущение безысходности, подавленности, пессимизма, что в свою очередь является основанием для возникновения и распространения новых религиозных верований (на кого уповать? На власть – она ничего не может изменить; на старых богов – они не в состоянии исправить ситуацию; остается уповать на некое новое божество). Когда традиционно сложившиеся связи разрушаются, когда теряется уверенность в завтрашнем дне, человек ощущает себя затерянным, обособленным, и в этих условиях появляются вопросы о смысле жизни, справедливости, о способах спасения, избавления от страданий, от смерти. В связи с этим в I в. до н.э. в городах Греции, Италии, Малой Азии начал падать авторитет античных богов. Необходима была новая вера: античные боги были безлики, некоторые представляли абстрактные понятия: Верность, Справедливость и др., что не позволяло установить эмоциональную связь с божеством и снять эмоциональную, психическую и психологическую напряженность. В обществе росло недовольство существующей религией: боги не понимали верующих, не “слышали” их просьб, были несправедливы.

4. Центральная власть пыталась предложить массам некий «суррогат (продукт, заменяющий традиционное античное язычество) веры». Так, еще Александр Македонский поощрял и требовал объявления себя сыном бога, эллинистические правители насаждали собственные культы (например, правители Египта из династии Птолемеев – начиная с Птолемея II в Египте действовал официальный культ царя). В Риме императоры пытались создать новые официальные культы – культ богини Ромы, культ императора и т.п.; в III в.н.э. в Римской империи был провозглашен императорский культ непобедимого солнца – sol invictus. Однако все это были официозные культы – они не получали отзвука в народных массах. К новой религии, к новой вере население империи шло снизу. В сложившихся социально-экономических и политических условиях это могла быть только религия утешения, а не пышная религия торжества официальной власти. Новая религия должна была обладать:

¾ Новизной

¾ Близостью к людям, культ должен был быть очень человечным

¾ Универсальностью

¾ Монотеистичностью, это должна была быть религия Бого-человека

¾ Особым пафосом сострадания

¾ Идеей спасения.

Отчасти все это было в иудейском мессианизме (иудейском учении о Спасителе), но его было необходимо очистить от этнической замкнутости и идеи богоизбранности и обогатить античными философскими идеями об этике, душе, добродетели и т.п.

  1. Идейные истоки христианства

1. Новые религиозные чаяния прежде всего заставляли ищущих обратиться к восточным верованиям, т.к. для римлян и греков это было новым. Что привлекало в восточных культах? – Их большая эмоциональность и меньший рационализм (например, культ малоазийской богини Кибелы –

Социально-политическая ситуация - student2.ru

она требовала от своих почитателей полного подчинения и забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы наносили друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляли себя во имя богини; она всегда появлялась на колеснице в окружении корибантов и куретов, диких львов и пантер; особенно примечательны искупительные жертвы Кибеле и посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью; в эпоху Римской империи Кибела становится покровительницей благосостояния городов и вообще всего государства. Или культ египетской богини Исиды, которая покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетенным; поклонение Исиде, сравнимое с христианством и митраизмом, было распространено во всем греко-римском мире и продолжалось до запрещения язычества в христианскую эру; мифологическая школа считала, что имеет место иконографическое влияние образа Исиды с младенцем Гором на изображение Богородицы с младенцем Иисусом,

Социально-политическая ситуация - student2.ru

а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета.

Со II в.до н.э. в Риме наблюдалось повальное увлечение культом фракийского божества Диониса – Вакха; Дионис славился как освободитель людей от мирских забот и снимал путы размеренного быта; во время вакханалий Диониса сопровождали вакханки, сатиры, менады, опоясанные змеями; они все сокрушали на своем пути, били в тимпаны, резали животных, уничтожали посевы и сады, уводили за собой толпы мужчин и женщин; разнузданное отправление культа вызвало даже специальное сенатское постановление о казни 7 тыс. участников вакханалий.

С VI в.до н.э. получает распространение культ древнеиранского божества Митры; мифология этого божества отличается стройностью и логичностью: учение о дуалистичности мира, вечной борьбе добра со злом; Митра мыслился как бог добра, света и правды; но в этом культе не было сострадания – Митра был воинственным богом, призывал к войне в борьбе за добро; существовало 7 степеней посвящения в этот культ; части ритуала: главная – омовение, 7-дневная неделя с посвящением каждого дня одному из небесных светил, при этом Солнце отождествлялось с Митрой; день рождения Митры праздновался 25 декабря; около 200 г. н.э. Тертуллиан отмечал, что митраисты вводят людей в заблуждение и соблазн сходством своих обрядов с христианством; есть некоторые догадки о том, что митраисты первыми использовали такой символ, как крест).

От логики и рационализма повседневной жизни люди потянулись к тому мистическому и загадочному, что было в восточных религиях. Популярными становились те учения, которые отличались монотеизмом и универсальностью божества. Самыми популярными были идеи живого Бога, посланника – мессии.

Восточные же культы были лишены одной очень важной черты – образа Богочеловека. Ни Кибела, ни Дионис, ни Исида, ни Митра не стали универсальными богами. Черты мессии имел лишь образ иудейского мессии.

2. Античная философия – еще одно основание формирования нового мировоззрения. Новая религия должна была родиться как религия протеста против существующих порядков и отношений, а значит она должна была обладать известного рода аргументированностью. Т.е. должно было быть сочетание мистики и организованной доктрины. Этому требованию отвечала античная идеалистическая философия.

В философских системахстоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизмФилона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятиеЛогоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

3. Самое значительное влияние на возникновение христианства оказал иудаизм. Христианство переосмыслило идеи иудаизма о монотеизме (единобожие), мессианстве(от др-евр. mashiah - помазанник - религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего помазанника - мессии, призванного установить справедливость, мир и покой на Земле), эсхатологии(от греч. εσχατόθ -eschatos последний, конечный и logos – учениео бессмертии души, конце света, существование загробного суда и искуплении),хилиазме (вера во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле). Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку. Окончательный разрыв с иудаизмом произошел лишь в середине II в.

Наши рекомендации