Доктрины военной интервенции, в том числе доктрина «внутреннего фронта»
Защита интересов «американских граждан», иными словами, интересов транснациональных монополий, требует хорошо организованного аппарата военного подавления, который вступает в действие в случае неэффективности всех других механизмов обеспечения этих интересов. Особенно интенсивно Соединенные Штаты начали отрабатывать методы подавления после второй мировой войны {15}.
Первоначально, в мрачные годы «холодной войны», ставка была сделана на подавление, основанное на атомной монополии США. Однако очень скоро американские стратеги поняли, что
ядерная угроза не достигает цели в борьбе против национально-освободительного движения. В этих условиях США стали навязывать военным и полицейским силам латиноамериканских стран стратегию подавления своих собственных народов.
Какие же наиболее важные шаги (с точки зрения рассматриваемой проблемы. — Прим. пер.) были
сделаны в этом направлении? Начало выработки этой стратегии было положено Межамериканским договором о взаимной обороне (договор в Рио-де-Жанейро) в 1947 году {16}. В статье 3 договора указывается, что «...вооруженное нападение на любое американское государство будет рассматриваться как нападение на все американские государства...». В статье 8
обосновывается возможность использования в подобных случаях вооруженных сил. Несколько
позже, в 1951 году, конгресс Соединенных Штатов принял Закон о взаимной безопасности {17}, дающий право правительству США использовать двусторонние договоры о военной помощи по Программе военной помощи (ПАМ) в своих целях. В этих договорах определяются условия поставки военного снаряжения в долг, продажи оружия, обучения личного состава армий других стран и содержания представителей военных миссий Соединенных Штатов в качестве советников.
В связи с этим в США была выработана доктрина «глобальной стратегии», направленная на подчинение им вооруженных сил всех латиноамериканских стран согласно директивам и рекомендациям, разработанным министерством обороны Соединенных Штатов. В этих же целях были предприняты такие меры, как унификация вооружения, поставляемого в соответствии с ПАМ, введение организационных норм и единых тактических концепций, обучение на специальных курсах командиров и офицеров и, наконец, создание единого командования.
К настоящему времени (к 1976 году.— Прим. пер.) в этом направлении уже проделана значительная работа. Поставки военного снаряжения армиям латиноамериканских стран достигли внушительных цифр. Подготовка латиноамериканских командиров и офицеров осуществляется в
различных учебных заведениях в зоне Панамского канала и на территории самих Соединенных Штатов. Не создано лишь единое командование: его заменили совещательными встречами командующих армиями латиноамериканских стран. Первая из них состоялась в Форт-Амадоре (зона Панамского канала) в 1960 году под председательством Т.-Ф. Богарта, командующего американскими вооруженными силами в Карибском бассейне {18}. С тех пор было проведено 11 встреч главнокомандующих армий (одна из последних — в 1975 году в Монтевидео), 13 встреч главнокомандующих военно-воздушных сил и 5 встреч главнокомандующих военно-морских сил.
В 1961 году доктрина «глобальной стратегии» была заменена так называемой «стратегией гибкого реагирования», или «эластичной стратегией», разработанной группой сотрудников Гарвардского университета и военными США. Наряду с У. Ростоу, М. Банди и генералом М. Тэйлором значительная роль в этой группе принадлежала Генри Киссинджеру. Новая стратегия возникла
в результате критической переоценки многих факторов, среди которых фигурировали утрата США
ядерной монополии и особенно научно-технические достижения СССР. Что же касается латиноамериканских стран, то здесь учитывалось прежде всего влияние кубинской революции на государства этого континента и возможное повторение подобных событий в других странах региона.
Поэтому американские стратеги делали вывод о необходимости тщательной подготовки «малых»
противоповстанческих войск в пределах каждой национальной территории. Характеристика этой
доктрины, название, данное ей тогдашним министром обороны США Робертом Макнамарой, определялись как форма борьбы на «внутреннем фронте» — борьбы вооруженных сил той или иной страны против своих граждан, степень наказания которых зависит от политических идей, которыми они руководствуются в своих действиях.
Необходимо отметить также, что эта доктрина тесно увязывается с защитой интересов монополий, сохранением экономических, политических и социальных структур, способствующих претворению ее в жизнь.
Доктрина была усовершенствована администрацией президента Р. Никсона, особенно министром
обороны М. Лэйрдом {19}. Последний определил эту доктрину следующим образом: «Задачи, выдвинутые нашей новой политикой, могут быть решены в случае, если каждый участник будет делать свое дело как можно лучше и содействовать общим усилиям. В большинстве своем это означает наличие местных вооруженных сил, соответствующим образом организованных и подготовленных, а также использование материальной помощи, технологии и специалистов Соединенных Штатов посредством ПАМ или американского механизма военных поставок за границу» (1970 год). Уточнению деталей стратегии «внутреннего фронта» способствовало и опубликование в 1969 году доклада Нельсона Рокфеллера, подготовленного им после поездки по ряду латиноамериканских стран {20}.
В этой связи характерен пример с Аргентиной. Согласно данным за 1971 год, в составе находящейся в стране военной миссии США уже имелось 59 человек {21}. Что же касается роли армии, то об этом четко было сказано в докладе прежнего главнокомандующего аргентинской армии генерал-лейтенанта Хорхе Рауля Карканьо. В одном из разделов своего доклада он отметил: «Существует еще один вид подрывной деятельности, который хотя иногда и вызывается искусственно, но, тем не менее, имеет реальную основу. Когда граждане какой-либо страны преследуются за идеологические убеждения, им отказывают в правосудии, ущемляют права и свободы, лишают того, что законно им принадлежит, ответом с их стороны может быть или
внутренняя, так называемая подрывная деятельность, или спровоцированная и поощряемая извне. Вспыхивает партизанская война, население поддерживает партизан и оказывает им необходимое содействие; в этом случае регулярные войска бывают бессильны. Поэтому я считаю, что, прежде чем бороться против подрывной деятельности, необходимо устранить причины политического, экономического и социального характера, порождающие ее» (X конференция командующих американскими армиями. Каракас, сентябрь 1973 года) {22}.
Глава II