В новевшей истории России было 4 министра иностранных дел

1. 1992-1996 – Козырев

2. 1996-1998 – Примаков

3. 1998-2004 – Иванов

4. 2004 –Лавров

Можно выделить следующие этапы эволюции внешнеполитических приоритетов:

Первый этап(1 пол. 90-х) Министр иностранных дел – Козырев.

Идейная основа – переосмысление советских идей внешней политики (Богатуров).

ü Российская внешняя политика в этот период была отражением и продолжением внутренней (Богатуров)

ü Дипломатии начала 90х нужно было встроить новую Россию в резко изменившуюся международную среду. Ключевой линией поведения российской дипломатии стало «выравнивание» российских позиций по международным вопросам с позициями США и ЕС

Первая половина 1990-х годов – это время свертывания отношений не только с бывшими социалистическими странами, но и с государствами Арабского Востока, Южной Азии, Африки, Латинской Америки. Россия «уходила» из регионов мира – прежде всего из тех, со странами которых ее связывали военно-политическое сотрудничество или геополитические расчеты времен претензий СССР на глобальное лидерство.

Июнь 1992 г. была подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы. Регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России - демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных («домашнее задание» России).

Началось формирование квазисоюза с США.

Необходимость модификации хотя бы идейно-теоретической составляющей внешнеполитического курса. В начале 1994 г. министр иностранных дел РФ А.В. Козырев впервые рискнул заявить об «особых интересах» России в поясе бывших республик СССР.

1995 г. – интервенция НАТО в Боснии, открытые обсуждения расширения НАТО на Восток.

Козырев – статья «Стратегическое партнерство» об этом этапе:

ü Прорыв к новым отношениям между Россией и Западом. Официальная внешнеполитическая установка РСФСР: для демократической России США и др западные демократии – столь же естественные друзья и в перспективе союзники, как они были врагами для тоталитарного СССР.

ü партнерству России с Западом нет альтернатив. Наши долгосрочные национально-гос интересы взаимодополняют друг друга в подавляющем большинстве вопросов

ü нужно использовать опыт Запада + взаимодействие и партнерство с Западом поможет курсу реформ в России.

ü Слагаемые стратегического партнерства с Западом:

- взаимное признание друг друга в качестве гос-в-единомышленников, приверженных общим демократическим ценностям, нормам ООН и ОБСЕ

- эффективные механизмы (Трансформация из «семерки» в «восьмерку»; в НАТО – программа «Партнерство ради мира»)

- необходимость следовать правилам партнерства: взаимное доверие, необходимость предварительного согласования подходов.

Второй этап (2 пол. 90-х). Министры иностранных дел – Примаков и Иванов.

В начале 1996 г. министром иностранных дел стал Примаков, убежденный государственник, он осуждал не линию на сотрудничество с США и ЕС, а политику «безоговорочного согласия» с исходящими от Запада инициативами. Новый курс(начал Примаков, продолжил Иванов с 98): свертывание отношений с Лат. Америкой, Японией, Китаем, арабским миром – необоснованно, Запад должен учитывать интересы Москвы при принятии крупных решений, минимизация ущерба от международных процессов, в которые была включена Россия, но на которые не влияла, многополярность как отсутствие лидера, отказ от «демократической солидарности», «избирательное партнерство», вектор партнерства с Западом под сомнение не ставился. Россия поддерживала США и ЕС в одних ситуациях и уклонялась от их поддержки в других. Избирательность определялась национальным интересом.

В 2000 г. внесли изменения в военную доктрину РФ – возможность применения ЯО первыми.

Третий этап(2000-е гг.) Приход Путина. Министры иностранных дел – Иванов, затем Лавров.Этот этап можно разбить на два подэтапа:

ü До 2002 г. – сближение России и Запада. События 11 сентября 2001 г. сблизили страны, у них появился общий инетерес – борьба с международным терроризмом. В это время был создан Совет Россия –НАТО.

ü После 2002 г. с ростом экономических возможностей России, ее внешнеполитическая риторика стала более жесткой.

Разногласия:

- США с подозрением отнеслись к заключению в 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве РФ с КНР

- США вышли из договора по ПРО

- Россия не поддержала вторжение в Ирак

- воинственность США в отношении стран, причисленных Вашингтоном к «оси зла» (Ирану, Ливии и Северной Корее) беспокоила Россию (Богатров)

Стала складываться разнородная неформальная «коалиция пассивного восприятия» из старых членов Евросоюза, России, Китая, значительной части стран Ближнего и Среднего Востока и ...радикальных левых режимов Латинской Америки, они посылали друг другу взаимно ободряющие сигналы о неприятии американской политики произвольных односторонних решений США.

Выросли темпы развития российской экономики.

Наши рекомендации