Роль дипломатии в современном мире
Учебник Лебедевой, учебник ТМО, статья Зоновой в Торкунове и старые шпоры.
Много определений понятия дипломатия. Дипломатия – 1) инструмент осуществления межгосударственных отношений (Уайт считает, что дипломатия – одна из форм деятельности правительства). - 2) подчеркивается связь дипломатии с переговорным процессом (Никольсон: дипломатия – ведение МО посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата).
Но не стоит сводить дипломатию только к переговорному процессу. Хопманн: переговоры – ключевая роль, но дипломатию нельзя полностью отождествлять с переговорами, т.к. много других видов деятельности.
Дипломатия нужна, чтобы противостоять давлению более сильных акторов, компенсировать собственные геополитические или демографические недостатки. Дипломатия используется, прежде всего, в мирное время.
Гамильтон и Лангхорн об особенности современной дипломатии: 1) большая открытость (участвуют не только элиты, но и представители других слоев + широкое информирование о соглашениях, подписываемых гос-вом). 2) развитие многосторонней дипломатии.
После «холодной войны» два подхода к дипломатии: 1) оптимистичный (дипломатия сохранит свою роль) Б. Хокинг. 2) пессимистичный (дипломатия утратит свою роль). Бжезинский. Пессимисты обычно указывают на то, что после «холодной войны» идёт тенденция к сокращению штата дипсотрудников и расходов на дипслужбу. Так, США к 2000 году закрыли 40 посольств в мире и сократили расходы по сравнению с 1980-м годом на 50%.
Функции дипломатии:1) коммуникационная 2) информационная (составной элемент – пропагандистская ф-ция) Пропаганда влияет как на данное гос-во, так и на третьи станы, а также на общественное мнение с целью склонить его в свою пользу. + другие ф-ции: а) урегулирование конфликтов; б) разрешение проблем; в) расширение или облегчение межгосударственных связей; г) переговоры и поиск соглашения по конкретным вопросам; д) общее программное руководство в области внешней политики.
Формы дипломатии:1)публичная (открытая), 2) секретная (тайная), 3) смешанная (конфиденциальные переговоры, которые сопровождаются и завершаются публичными декларациями, информацией о достигнутых соглашениях. Идеалисты говорят об «аморальности» тайных переговоров. НО речь идет лишь о форме, которая не обязательно включает элемент безнравственности + открытые соглашения, как правило, сводят на нет пользу от дипломатии (преследуются очень часто сугубо пропагандистские ф-ции дипломатии).
Другие формы дипломатии:выделяют 1) парламентарную дипломатию, представляющую собой регулярные собрания международного органа, например ООН, при котором состоят постоянные представители государств-членов, а также неофициальные встречи и обсуждения специальных посланников глав государств. В свою очередь, 2) прямая дипломатия — это встречи на высшем уровне, а также общение первых лиц через каналы электронной связи. 3) Односторонняя дипломатия — это прямые контакты глав государств или их представителей. Если их общение начинает осуществляться через крупнейшие международные организации, такие как ООН или ЮНЕСКО, тогда это уже 4) многосторонняя дипломатия. Наконец, одна из самых распространенных форм дипломатии в последние годы — 5) челночная дипломатия — посещение первыми лицами государств или их специальными представителями своих союзников, а также дискуссии третьей стороны с участниками конфликта непосредственно в зоне его осуществления.
Новые тенденции:
Процессы глобализации (постепенно исчезает грань между внутренней и внешней политикой, проблемы, прежде считавшиеся сугубо внутренним делом той или иной страны, зачастую решаемы лишь на международном уровне, усилиями целого ряда различных акторов). В демократиях наблюдается значительное рассредоточение центров власти и => центров принятия решений. Дипломаты не всегда уверены, получат ли поддержку предпринимаемые ими за рубежом акции со стороны парламентских институтов, органов местной власти, что наносит ущерб престижу диппредставителей в глазах принимающей стороны.
Проблемы:(Зонова)
1. дефицит средств, предусматриваемых гос бюджетами для финансирования центральных внешнепол ведомств и зарубежных представительств. после 2 МВ рост бюрократического аппарата за которым по окончании холл войны последовало сокращение расходов на содержание дип службы.
2. кадровая проблема – подготовленные и талантливые люди уходят в коммерческую сферу, где зарплаты выше.
3. гендерная проблема – возрастание работающих женщин приводит к необходимости решения вопроса о занятости супруга во время работы за рубежом + дети сотрудников (школы, детские сады), а также недостаточно женщин в этой сфере.
4. международный терроризм – дипломаты – привлекательная мишень для террористов. Объектом террорист атак становятся и посольства (взрывы US посольства в Кении и Танзании в 1998). Опасная карьера => проблема обеспечения без-сти представительств и послов.
5. снижение роли дипломатии в связи с тем, что центр принятия решений смещается из дип ведомства в админ през-та. + появление новых авторов, которые вмешиваются во дипломатическую деятельность (например, регионы).
+ уже не Зонова
- проблема коррупции. Подкуп иностранных чиновников становится распространённой практикой.
- возрастание роли такой формы дипломатии как многосторонняя требует от дипломата иных навыков. Проблема усвоения этих навыков.
- вопрос конфиденциальности информации в условиях развития технологий, в т.ч. и шпионских.
В результате:
1. в сфере экономич дип-ии: Эконом департаменты в МИДах появились в 20 веке. Глобализация вынуждает их активно участвовать в мир эк-ке, собирать инфо об эконом ситуации в стране пребывания, исследование конкурентных условий, услуги бизнесменам по полит содействию, рекламное продвижение процветающих предприятий. Но фирмы часто действуют напрямую сегодня без участия посольств + рост коррупции в экон департаментах.
2. гражданская дип-ия. Непрофессиональные дипломаты выходят на межд сцену, минуя госаппарат.
3. многосторонняя дипл-тия. Межд орг-ции, создав гос-ми на основе многосторонних договоров и в соответствии с нормами междунар права, являют собой наиболее распространенную форму многосторонней дипломатии. Предполагает неукоснительное соблюдение процедур, умение строить и мобилизировать выгодные для себя политические коалиции, понимание взаимозависимости между различными многосторонними структурами. Здесь особое значение приобретает переговорный процесс. Характер переговоров изменился (раньше – жесткая или мягкая позиция, сейчас все чаще дипломатический диалог – стремление через диалог искать взаимоприемлемое решение проблем). Официальные переговорщики ограничены строгими рамками инструкций, что затрудняет ход процесса. Поэтому достижению положительных результатов способствуют приемы second-track дипломатии (организация встреч участников переговоров в неформальной обстановке, практика неформального посредничества). Расширение сферы дипломатии потребовало привлечения на дип работу специалистов разных направлений (связана с появлением новых, особенно трансграничных, проблем,). Появилась теория параллельных международных переговоров – переговоры, одновременные с официальными, в неформальной обстановке между лидерами гос-в и лидерами неправительственных орган-ий.
4. публичная дипл-тия. Ее цель – продвижение имиджа своей страны, ее бизнеса и культуры за рубежом в условиях возрастающего влияния общественного мнения.
5. гуманитарная дипл-тия. Все острее вопрос о гуманитарном факторе. Гумм дипломатия провозгласила примат прав чел-ка, выйдя за классические правосубъектные вопросы гос-ва. Дип институты взяли обязательства в деле создания межд орган-ий, способных выразить общую волю, направленную на контроль за соблюдением основных прав чел-ка.
«Коммерциализация» дипломатии – смещение центра тяжести с вопросов военной безопасности и политики союзов к международной деятельности, основным смыслом которой становится завоевание рынков и привлечение инвестиций, — повышает роль новых международных акторов.
«Нетрадиционная дипломатия»,т. е. роль дипломатии меняется – Ж. РОСС говорит, что в логике вестфальской системы именно гос-ва контролируют ср-ва насилия, поэтому роль дипломатов состоит в том, чтобы, используя убеждение или угрозы, продвигать интересы своих стран. Окончание холодной войны, американская гегемония в вопросах безопасности, глобализация коренным образом МЕНЯЮТ роль дипломатии. Сегодня она выражается в терминах затрат – прибылей, а ее судьба вершится в Вашингтоне, т.к. именно там в конечном счете принимают решение уничтожить кого-то в финансовом смысле без риска потрясений для мирового рынка в целом (Ross, 2000).
Проблемы российской дипломатии: падение престижности профессии из-за увеличения числа возможностей поездок за границу и низкой зарплаты в МИДе => мало народу идёт в дипломаты + остро стоит проблема квалификации кадров + огромный штат работников, чьи обязанности друг друга дублируют => неэффективность функционирования МИДа.