Группа восьми» как институт мирорегулирования. Возникновение «группы двадцати».
Литература. Документы: Обзор внешней политики России МИД России март 2007. Статьи: Дж. Кертон «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга». Лекция А.Д. Богатурова на тему: «Россия и международные институты». Офиц. сайт Председательства РФ в «Группе восьми». Минин, Таранкова «Деятельность Г20 по преодолению мирового фин кризиса»
«Группа восьми» – неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых стран, участниками которого являются Россия, США, ВБ, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц «восьмерки», приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.
История. История «восьмерки» (ранее – «семерки») восходит к ноябрю 1975г., когда по инициативе президента Франции В. Жискар д’Эстена в Рамбуйе состоялась первая встреча руководителей шести стран, к которым через год присоединилась Канада. С 1977 г. во встречах участвуют представители руководства ЕС (Европейский Союз на саммитах «Группы восьми» всегда представлен в лице Председателя Комиссии Европейских сообществ и Председателя Европейского Совета). Россия была принята в «восьмерку» на саммите в Денвере в 1997 г.
Характеристики. «Группа восьми» не является международной организацией. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения «восьмерки» носят характер политических обязательств государств-участников.
Вместе с тем, в «восьмерке» сложился устойчивый порядок работы. Саммиты проходят ежегодно поочередно в странах-партнерах, а страна, проводящая встречу на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя «Группы восьми».
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу (допущены лишь шерпы – личные представители лидеров). При принятии решений действует принцип консенсуса. Российский шерпа в «восьмерке» – Помощник Президента Российской Федерации И.И. Шувалов.
В соответствии с решением саммита «восьмерки» в Кананаскисе (2002 г.) Россия приступила к выполнению функций председателя «Группы восьми» с 1 января 2006 г. В июне 2007 г. встреча «восьмерки» состоялась в Германии (Хайлигедамм) под председательством Ангелы Меркель. Основные сюжеты: борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки. Именно на этом саммите Путин предложил Бушу совместно использовать российскую базу в Азербайджане. Саммит 2008 в Японии, повестка дня: состояние мировой экономики, изменение климата, помощь Африке, нераспространение ЯО, терроризм. 2009 — Италия. Борьба с кризисом и прошлые темы.
Россия и «Группа восьми»
Россия была провозглашена полноправным членом «восьмерки» на саммите в Бирмингеме в 1998 г. Ее приняли в качестве нового члена новой «группы восьми», которая стала заниматься как политическими, так и глобальными проблемами. Но при этом Россию не пригласили в «старую семерку», которая продолжала заниматься экономическими вопросами.
Как сказано в Обзоре внешней политики России, подготовленном МИДом по просьбе Президента Путина в 2007 г., участие в «Группе восьми» – одно из важных направлений реализации стратегического курса России на укрепление многосторонних начал в международных отношениях. Есть все основания рассматривать «восьмерку» как важный элемент формирующегося в мире неформального механизма коллективного и конструктивного лидерства ведущих государств.
При этом «восьмерка» не призвана дублировать или подменять ООН, через которую, как и через другие многосторонние структуры, будут проводиться согласованные решения. Она призвана функционировать в поддержку ООН, ее центральной роли в международной жизни, в поддержку многосторонней дипломатии, в целях коллективного образа действий мирового сообщества на региональном и глобальном уровнях.
Председательство России в «восьмерке» позволило России включить в повестку дня саммита в Санкт-Петербурге 2007 г. действительно важные для всего мирового сообщества проблемы, настоятельно требующие своего решения, такие как 1) обеспечение международной энергетической безопасности, 2) развитие образования, 3) борьба с инфекционными заболеваниями. Прогресс на этих направлениях отвечает фундаментальным целям внутреннего развития самой России.
Джон Кёртон в своей статье «Большая Восьмерка после С.-Петербурга» отмечает, что придать более демократический и легитимный статус встрече в С.-П. позволило присутствие группы«Плюс пять» в составе Бразилии, Индии, Китая, Мексики и ЮАР. Джон Кёртон полагает, что чтобы превратить «G8» в еще более действенный механизм управления мировыми процессами, необходимы 5 «шагов»: 1) сделать ЕС и Россию полноправными участниками всех механизмов «Большой 8» (т.е. включить Россию в состав «клуба» министров финансов 7-ки); 2) придать встречам других ключевых министров в правительствах стран «Большой восьмерки» регулярный формат; 3) укрепить в странах «G8» законодательные, юридические и гражданские институты; 4) придать группе «Плюс 5» регулярный формат(переросло в Хайлигендаммский процесс); 5) двигаться в направлении принятия в клуб Индии.
В лекции по международным институтам Алексей Демосфенович Богатуров указывал на 3 аспекта членства России в «восьмерке»: 1) проблема сохранения членства России в G8; 2) использование G8 как инструмент влияния на повестку дня; 3) Россия до сих пор не включена в финансовые структуры G8 (речь идет о регулярных встречах министров финансов 7-ки).
Хайлигендаммский процесс (G8 + 5)- это диалог между государствами-участниками Большой Восьмерки и наиболее значительными новыми экономиками (Бразилия, Китай, Индия, Мексика и Южная Африка), в рамках которого обсуждаются важнейшие современные вызовы глобальной экономике. Подобный диалог стал необходим, поскольку ни страны Большой Восьмерки, ни эти новые экономики не могут противостоять современным вызовам в одиночку. Поэтому, должны быть выработаны совместные решения в духе осознания общей ответственности за мировую экономику.
Пространство общего диалога была максимально сжато. Стороны будут фокусироваться на решении вопросов в области: продвижения инноваций, улучшения инвестиционного климата, общей ответственности за развитие Африки, сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Площадку для проведения встреч подготавливает ОЭСР. Промежуточная оценка результатов сотрудничества была дана на саммите Большой Восьмерке в Тояко в 2008 г. (не содержавшая, впрочем, ничего конкретного), а итоговая ожидается на саммите в 2009 г. в Италии.
Группа 20 была создана в 1999г. с целью расширения дискуссий между системообразующими странами по ключевым вопросам экономики, фин и политики для достижения стабильного и устойчивого экономического роста. Формат — встречи министров финансов и глав ЦБ 19 стран и ЕС. Была создана в основном для предотвращения угроз мировой финансовой сфере в связи с частыми кризисами в «новых экономиках» (emerging economies), однако сейчас в этих странах наиболее высокие темпы экономического роста, что повышает их вес в мировой экономике — необходимость считаться с ними. На долю Г 20 приходится 90% мирового ВВП, 80% торговли, 2/3 населения мира.
1 саммит Г 20 прошел 15 ноября 2008 в Вашингтоне. Была принята Декларация, предусматривающая реализацию шагов по преодолению экономического кризиса и реформирование мировой финансовой системы. Причиной кризиса была названа погоня за прибылью, которая вылилась в сверхрисковое кредитование. По итогам первого саммита договорились об общих принципах реформирования финансовых рынков (повышение транспарентности и отчетности, укрепление качественного регулирования, согласование финансовых рынков, реформирование международных финансовых организаций. Был принят План действий, который должен был быть реализован к 31 марта 2009, что в принципе и произошло. Критиковался протекционизм и восхвалялось международное сотрудничество. Однако, вернувшись из Вашингтона, руководители государств стали действовать по принципу „своя рубашка ближе к телу“. Пытаясь противостоять кризису на отдельно взятой территории, правительства первым делом нарушили джентльменские соглашения об отказе от протекционизма. Специалисты российского Минэкономразвития проанализировали антикризисные меры, которые государства проводили с ноября 2008 г. по январь 2009 г. Оказалось, что Китай за это время ввел 19 протекционистских мер, Индия— четыре, Вьетнам, ЕС и Южная Корея— по две. В антикризисных программах представлены едва ли не все осуждаемые ВТО и ООН торговые барьеры. Россия тоже решила не воспринимать вашингтонские договоренности буквально. Путин утвердил план по борьбе с кризисом, основанный на заградительных мерах. Россия еще в ноябре повысила таможенные пошлины на несколько десятков товарных позиций, различные преференции и денежные вливания получили поставщики российских товаров, сельхозпроизводители и экспортеры
2 саммит — 2 апреля 2009. Были приняты Декларация об укреплении финансовой системы, Дек о предоставлении ресурсов через международные финансовые институты и отчет о реализации вашингтонского плана действий Г 20. Приняты решения о поддержке фин институтов (увеличение ресурсов МВФ до 750 млрд долларов), о преобразовании форума фин стабильности в совет фс, о борьбе с оффшорными зонами, о стандартизации финансовой отчетности и рейтинговых агентств.