Проблема неравномерности развития в мировой системе

Материалы: старая шпора, учебник Лебедевой, моя работа по Афонцеву

  1. Причины неравномерности развития
  2. Подходы к объяснению причин неравенства
  3. Пути решения проблемы

Глобализация и стремительный технический прогресс открывают невообразимые в прошлом возможности для социального и экономического развития. Но, с другой стороны, возникают такие негативные моменты как:

· Стремительный рост и экспансия небольшого количества экономически развитых стран (20% населения Земли), полностью участвующих в процессах глобализации (участвовать позволяет развитость рыночного механизма, конкуренстноспособность производительных сил, высококвалифицированная рабочая сила, сильная промышленная и технологическая база экономики)

· Но несмотря на процветание высокоразвитых стран, наблюдается очевидная неравномерность. Большинство стран за неимением ресурсов для успешного экономического развития, оказались неспособными участвовать в процессах глобализации полноценно и сегодня подвергаются маргинализации и разорению (являются источниками конфликтов, политической нестабильности).

· Диспропорция между Севером и Югом является одной из наиболее сложных проблем сегодня, так как все большее число людей во всех странах и даже целые регионы остаются на периферии глобальной экономики.

Проблемы Юга:

· Низкий доход на душу населения

· Низкие темпы экономического роста

· Эпидемии (СПИД и тд)

· Нехватка питьевой воды

· Непродолжительность жизни

· Высокий уровень детской смертности

· Низкий уровень грамотности

· Безработица и тд

· Задолженность перед Севером (из-за взятых кредитов). Плохо и тем, и другим («Юг» не может расплатиться, «Север» теряет деньги). Решение: простить часть долгов, уменьшить %. 1990е: финансовые кризисы, ухудшение экономической ситуации, новые кредиты. Разрыв растет.

Наименее развитые страны:

· Средний доход на человека около 1 доллара в день

· Вместо товарно-денежных отношений – натуральный обмен

· Пропасть между населением и элитой

· Спад ВВП и производства продуктов питания при одновременном росте населения ( много таких стран к Югу от Сахары)

Для сопоставления различных стран по уровню развития выработаны такие показатели:

· Humаn Development Index (индекс человеческого развития)- учитывае ВНП государства, продолжительность жизни, образовательный уровень и др).

· Gender Development Index (индекс гендерного развития) – фиксирует различия в соц-эконом показателях жизни между мужчинами и женщинами.

Почему неразвиты?

Одна из основных причин - формирующаяся система международного разделения труда и специализации. Развитые страны являются поставщиками таких ресурсов как технологии, информация, капитал, наукоемкая продукция, то есть нематериальных ресурсов. А развивающиеся страны, в свою очередь, это поставщики ограниченных материальных ресурсов, а именно природных ресурсов, сырья, трудоемкой и энергоемкой продукции. Таким образом, в развитых государствах идет развитие наукоемких технологий, рост человеческого капитала, а развивающиеся страны оказываются неспособными догнать развитые страны за счет экспорта сырьевых ресурсов и полуфабрикатов, так как такого рода продукция имеет тенденцию постоянно обесцениваться в сравнении с наукоемкой продукцией. Отсюда полная неконкурентоспособность компаний из развивающихся стран по сравнению с компаниями и транснациональными компаниями развитых стран. Также конкурентоспособность развивающихся стран мала из-за их технологической отсталости и общего изменения в отраслевой структуре мировой экономики в пользу высокотехнологичных производств. Также конкурентоспособность развивающихся стран мала из-за их технологической отсталости и общего изменения в отраслевой структуре мировой экономики в пользу высокотехнологичных производств.

Подходы к объяснению причины разрыва между «Севером» и «Югом» с точки зрения классических теорий:

1)теория классического экономического развития (возникла после WWII)

уровень благополучия зависит не от климатических условий, а от индустриализации

препятствия в развитии «глобального Юга» кроются в нем самом, а не в колониальном наследии

У. Ростоу, «Стадии экономического роста» (1960): «Юг» пройдет стадии развития «Севера»

«Север» заинтересован в развитии «Юга» (для единого экономического пространства)

2)неоклассическая теория экономического развития (главное – найти пути преодоления разрыва)

«Север» несет ответственность за отсталость «Юга» и обязан ему помогать

уровень экономического развития связан с уровнем демократии

не игра с нулевой суммой (взаимодействие выгодно обеим сторонам, взаимозависимость etc.)

3)неомарксизм (структурная теория), был популярен в 1970е-80е гг.

структурное расслоение мира на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых»

эксплуатация колоний -> империалистические завоевания -> разрыв

разрыв углубляется за счет зависимости каждой страны «Юга» от определенной отрасли

«Север» не заинтересован в развитии «Юга» (сырье и дешевая рабочая сила)

Ø мир-системная теория

«Север» - ядро, «Юг» - периферия, и они не могут друг без друга :)

страны могут «передвигаться» в рамках структуры в долговременной перспективе

Ø теория зависимости (А. Г. Франк etc.): разрыв сейчас – ключевое явление

Ростоу неправ со своими стадиями (отсталость не естественна, а проявление неравноправия)

феномен двухуровневой экономики: одни отрасли технически развиты, другие – нет

ТНК – инструмент современного неоколониализма (привет от антиглобалистов)

4)неореализм (меркантилизм)

«Юг» не надо кормить, иначе он так и не перестроит свою систему хозяйствования

Как преодолеть разрыв?

· Политика импортозамещения

Минусы: из-за нее страна может оказаться вне мировой экономической системы и еще больше отстать + собственный продукт часто некачественный, дорогой и неконкурентоспособный

· Национализация

Минусы: проблема выбора оптимальных средств и методов развития в каждом случае

· коллективные усилия развивающихся стран

1973-74 гг. – инициатива нового международного экономического порядка:

· реформа в области международной торговли, в т.ч. по поводу сырья

· реформы в финансовой сфере (облегчить доступ к МВФ, стабилизировать инфляцию etc.

· финансовая помощь, погашение долга, международный контроль над ТНК

· помощь в приобретении новых технологий и проведения индустриализации

· предоставить «Югу» права и контрольные функции в отношении своих ресурсов

· специальные международные организации и программы

· ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию): решение экономических проблем

· ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения): прививки etc.

· Программа развития ООН: проблемы в области образования, человеческого потенциала

Есть мнение, что в эпоху глобализации разрыв исчезнет сам собой, т.к. «центры развития» будут формироваться поровну на Севере и Юге и создавать «глобальный мир» (О. Андерссон). В реальности только укореняется имхо

Боришполец: (Современные международные отношения и мировая политика/Отв. ред. Торкунов А.В. - М.: 2004. Глава 12. Разрыв между Севером и Югом. (К.П.Боришполец)

Некоторые страны начали преодолевать отсталость, но этого недостаточно. Развивающимся странам недостаточно добиться экономического роста, важно смягчить политические последствия неравномерного распределения доходов.

Основа преодоления разрыва между Севером и Югом – стратегия догоняющего развития.

Главное сейчас – преодоление нищты и социального неравенства внутри отдельных государств. Т.е. главная опасность не во внешней поляризации, а во внутренней.

Проблема разрыва между Севером и Югом приобретает характер многоформатного международного сотрудничества, цели которого были выдвинуты на Саммите Тысячелетия. Нужны материальные ресурсы и многосторонний диалог, «конструктивное сближение усилий развитых и развивающихся стран, осознание единства интересов и взаимозависимости». Нужно не увеличение помощи Югу, а привлечение инвестиций в конкретные проекты.

Нунненкамп: «В целом, ни доноры, действующие на двусторонней основе, многостороннее финансирование политики в интересах экономического развития не могут до сих пор соответствовать их собственной претензии на то, чтобы предоставлять помощь избирательно и целенаправленно. Отнюдьне удалось справиться с вызовом-усиленно направлять помощь туда, где существуют благоприятные уловия для ее продуктивного использования. Наряду с повышением избирательности при предоставлении помощи для развития необходимо гибко реагировать на институциональные перемены и изменение рамочных условий экономической политики.

Позиция России: укреплять мир и стабильность в развивающихся странах, участвовать в проектах ООН, поддержать двустороннее гуманитарное сотрудничество с Югом

28 Проблема трансформации государственного суверенитета. Доктрина «смены режимов» и последствия ее применения. (мои прошлые шпоры: доклад генсека, сорос)+богатуров

Суверенитет означает, что субъектами международного права стали государства. Суверенные государства рассматриваются как равные между собой. Условие обеспечения суверенитета – соответствующее обязательство уважать суверенитет другого государства: принцип невмешательства (исключительная и полная юрисдикция государства в пределах его территории). Провозглашается, что суверенитет принадлежит народу, что граждане делегируют его правительству через избирательный процесс, но не все правительства избираются демократическим путем и даже демократические правительства могут злоупотреблять вверенной им властью.

В настоящее время распространение получила трактовка суверенитета как ответственности. Государственный суверенитет подразумевает определенные обязанности, и основная ответственность по защите населения страны возлагается на государство. Если населению причиняется вред, а государство не способно или не желает его предотвратить, то принцип невмешательства уступает место международной обязанности защищать. Когда государство вступает в ООН, оно принимает на себя определенные обязательства, вытекающие из членства. При этом не происходит ослабления суверенитета, но меняется его характер: суверенитет не как власть, а как ответственность. Такая концепция подразумевает, что власти государства несут ответственность за осуществление функций защиты безопасности и жизни граждан + содействие их благополучию; что национальные политические власти несут ответственность за свои действия внутри страны перед гражданами, а через ООН – перед международным сообществом; что представители государства несут ответственность и их можно привлечь к ответу за свои действия и бездействие. Утверждение такой концепции подкрепляется возрастающей ролью международных норм о правах человека. Суверенитет воспринимается как ответственность по защите, выдвигая на первый план человеческие потребности тех, кто нуждается в защите. То есть важна защищенность людей от угроз их жизни, здоровью, средствам существования и человеческому достоинству. Как ответственность по защите воспринимается право на гуманитарную интервенцию. Сущность такой ответственности лежит в трех компонентах: ответственность по реагированию на фактическую или предполагаемую катастрофу (при необходимости принимать соответствующие меры, в том числе меры принуждения такие, как санкции и международное уголовное преследование), ответственность по ее предотвращению(бороться с глубинными и непосредственными причинами кризисов, вызывающих угрозу для населения) и ответственность по восстановлению после события, то есть по устранению причиненного вреда(предоставлять необходимую помощь для ликвидации последствий кризиса, катастрофы, для восстановления разрушенных объектов). Правители суверенного государства обязаны защищать своих граждан. Если этого не происходит, то обязанность по защите должна переходить к международному сообществу.

В главе 7 Устава ООН отсутствует упоминание о возможности вмешиваться в дела суверенного государства с применением вооруженных сих по гуманитарным соображениям. Однако, после холодной войны на западе сформировалась доктрина, согласно которой международное сообщество обязано вмешиваться во внутренние дела др государств, если в них имеют место грубейшие массовые нарушения прав человека. Так это происходило В Камбодже, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, на Восточном Тиморе.

Сторонники гуманитарных интервенций ссылаются на статьи 1 (п.3), 55, 56, в которых государства-члены взяли на себя обязательства «предпринимать совместные и самостоятельные действия» для утверждения «всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех».

Группа экспертов высокого уровня, созданная решением Генсека ООН, выдвинула идею, что существует коллективная международная ответственность по защите, которая реализуется СБ ООН, которое может в определенных случаях санкционировать военное вмешательство.

Военное вмешательство с целью защиты жизни и безопасности людей представляет собой исключительную и чрезвычайную меру. Оправдать ее могут серьезный вред или неотвратимая угроза причинения такого вреда: фактические или ожидаемые массовая гибель людей и «этнические чистки», которые происходят либо в результате преднамеренных действий государства или его нежелании мешать таким действиям.

Есть определенные принципы предосторожности, соблюдая которые возможно осуществление интервенции:

· Благие намерения – главной целью вмешательство должно быть предотвращение страдания людей. Такое добросовестное намерение лучше осуществляется при многосторонних операциях.

· Принцип последнего средства, то есть вмешательство может быть оправдано только если испробованы все невоенные способы для разрешения кризиса и мирного урегулирования.

· Соразмерность средств – масштаб, интенсивность и продолжительность вмешательства не должны превышать необходимый для урегулирования положения.

· Вероятность успеха – необходимо наличие разумных шансов на успех, а последствия вмешательства не должны быть тяжелее последствий невмешательства.

Существуют определенные законные полномочия на вмешательство:

· СБ ООН санкционирует военное вмешательство, однако его работа должна быть более эффективной, чем сейчас.

· Во всех случаях необходимо получать санкцию СБ до начала военного вмешательства.

· СБ должен безотлагательно рассматривать вопрос о санкционировании вмешательства в случаях обвинений в массовых убийствах и этнических чистках.

· 5 постоянных членов СБ должны договориться не применять право вето в тех случаях, когда не затрагивается их жизненно важные интересы.

· Если СБ отклоняет запрос на санкцию или не принимает никакого решения в определенный срок возможны следующие альтернативы: вынесение вопроса на рассмотрение ГА, принятие мер со стороны региональных организаций с последующим их утверждением СБ.

На базе подготовки и проведения интервенции для свержения режима таллибов в Афганистане (2001-2002) США в 2002 году разработали свою новую внешнеполитическую доктрину, получившую название «стратегии смены режимов». Она предусматривала выделение среди стран международного сообщества «неблагонадежных» государств (rogue states, позднее – states of concern), применительно к которым провозглашалось необходимым открыто добиваться отстранения стоящих там у власти правительств путем разнообразных методов, в том числе при помощи вооруженной силы. В случае согласия с ней других членов международного сообщества американская доктрина смены режимов фактически могла оказаться в роли универсальной нормы поведения в рамках современного международного порядка. «Неблагонадежные страны» вместе все были названы президентом Дж. Бушем «осью зла», к которой были отнесены Ирак, Иран и КНДР. В СМИ циркулировали слухи о готовности американской администрации пополнить это список другими странами.

Примером смены режимы может послужить и операция в Ираке, которую проводили США при значительной поддержки ВБ. В Уставе ООН отсутствует положение о возможности свержения политического режима какой-либо страны. Фундаментальной причиной военной операции стало намерение свергнуть режим Хусейна и заменить его другим, который придерживался бы общепринятых норм международного общения и обращения с собственными гражданами. При чем эта задача рассматривалась как начальный этап более масштабного и долгосрочного процесса демократизации и модернизации всего региона Ближнего и Среднего Востока. Обстановка в этом регионе являлась питательной средой для радикального исламизма и международного терроризма. + задача – открытие доступа иракской нефти на мировые рынки, что могло бы снизить цены на энергоресурсы и стабилизировать глобальную эконом систему. Основная военная задача состояла в нанесении ударов по политической и организационной структуре страны, максимально быстром продвижении к Багдаду и захвате столицы. Воздушные удары были нацелены на ликвидацию дворцов Хусейна, штаб-квартиры и отделений правящей партии Баас, телевизионным трансляторам, то есть главным образом по политической инфраструктуре режима. После падение Багдада, следующие 3 недели были посвящены подавлению локальных очагов сопротивления в крупных городах, поиску и арестам политического и военного руководства Ирака, выявлению арсеналов ОМУ, а также налаживанию инфраструктуры жизнеобеспечения и гуманитарной помощи. Основные трудности возникли именно на этапе миростроительства. Стало очевидным, что вооруженные силы не подготовлены к выполнению полицейских операций. + межэтнические и межконфессиональные столкновения серьезно затрудняли процесс формирования нового гражданского и политического режима, создания сил безопасности и вооруженных сил страны.

В Косово, Афганистане, Ираке процесс политической, военной, соц-эконом мобилизации занимает значительно более длинное время, сопровождается вспышками насилия. Победы в боевых операциях далеко не решают более крупномасштабные и комплексные задачи по укреплению безопасности в той или иной проблемной стране или регионе.

Также:

Балуев Д. Изменение роли государства и природы суверенитета

Кустарев А. Государственный суверенитет в условиях глобализации

Иноземцев В., Караганов С. Природа современного кризиса

Кузнецова Е. Западные концепции государственного суверенитета

Наши рекомендации