Предотвращение и невоенное урегулирование конфликтов.

Х-ка конфл к 20 н 21в (Лебедева): 1.внутригосуд х-р. 2.межд звуч. 3.потеря идент-ти.4. множ-ть сторон, включ в конфликт и его урегул-ние.5.значит иррац-ть поведения сторон.6.плохая управл-ть.7.высокая степень информац неопред-ти, вовлечение в обсуждение ценностей (религ,этнич). Конфл приобрели новый х-р, исчезли классич межгосуд конфл. В 90 на смену им пришли внутр конфл.3 группы: м-у центр властями и этнич религ группами, разл этнич или религ группами, гос-вами и неправит структурами. Внутр конфликты 1990х получ название конфликтов идентичности, связ с проблемой самоидент-ции. Перспектива крупномасшт межгос войн уменьш. Противником гос-ва становятся негос акторы-экстремист религ теч, преступные группировки, транснац преступ синдикаты. Конфликты становятся более продолжит, труднее определить точку их начала и окончат разреш. Стирается разница между воен и гражд объектами. Внутригос х-р совр конфликтов часто связ с тем, что в него вовлек-ся сразу неск участников со воими лидерами, орг-цией. Кажд из участников со своми требов. Это затрудняет регул-ие, т к по мере увелич числа сторон, зона совпадения интересов сужается. Кроме внутр ф-ров, на конфликт влияет множ-во внешних-госуд и негосуд. Их влияние вносит эл-т непредсказуемости. Из-за своей многоплановости конфликт приобретает х-р «многоголовой гидры», и ведет к ослабл гос контроля=>Каплан, Минк, Бус стали сравн к 20 в со средневеков раздробл-тью, загворили о новом средневековье.Снижение управл-ти обусловл и тем, что регул войска зачастую плохо приспособлены к реш внутр конфлик силовыми методами. Совр конфл возникают в развив регионах или переход от авторит реж правления. Появление больш числа беженцев усложн ситуацию. Ф-ры, влияющие на развитие: 1)структурные(независ переменные), структура общ-ва, уров эк развития; 2)процедурные(завис), политика участников и 3й стор, личностные особ-ти полит деятелей. При изуч процесса форм-ния конфл нужно анализ структур ф-ры, а при выявлении формы ее разреш - процед.

Статья 33 гл 4 Устава ООН наз "мирное разреш споров", предусм, что "стороны, участв в любом споре, продолж кот м б угрожать поддержанию мира и без-ти, должны прежде всего стараться разреш спор путем переговоров, обследования, посред-ва, примирения, арбитража, суд разбир-ва, обращения к регион органам или соглаш или иным мир сре-вам по своему выбору. Опасность кон-тов побуждает искать и испол-вать мир ср-ва их урегул-ия. Сущ 2 основн обл науч исслед-ваний по мир, ненасил разреш конф. Первая развивается в рамках правов дисциплин и направл на анализ юрид норм урегу-вания кон-тов. Здесь изуч правовые последствия вооруж кон-та, защита прав гражд населения, правовое положение участников воор кон-та, регламентация окончания воор кон-та и др. Вторая область, будучи в рамках полит науки, ориентир на исследование поиска взаимоприемл согласия м-у участн полит путем- путем переговоров и посреднич процедур (полит урегул-вание конфл). И правовые, и полит сред-ва урегулиро-ния дополняют др др, часто переплетаясь. Так, пол урегул-ие должно заканч-ся выработкой и подписанием док-тов, имеющих правовую силу. Галтунг сравнивал исследования и практич д-ть по урегул-ию кон-тов с медициной. В 2их дисциплинах выделяются 3 осн задачи: диагностика составление прогноза и терапия.

Урегулирование.В усл снижения роли гос-нации наблюд-ся сниж эфф-ти диплом методов, растет роль эконом мех-мов и финанс средств. Все большую роль играют гуманит операции. Растет роль информац эл-та как в урегул-ии, так и в обостр конфл+правовой эл-т претерпевает изменения, сниж роли ООН, пренебреж нормами МПва в д-иях НАТО. Миротворч операции вкл в себя-миротворчесво, поддержание мира, принуждение к миру, построение мира.Больш знач процедурам урегул-ия конфл придает ООН. В н 90х активность ООН в обл урег и предотв открыт форм конфл усилилась, а числ-ть миссий по поддерж мира возросла. Урегулир конфл заним-ся регион межправ орг-ции (ОБСЕ)+неправ орган (Врачи без границ). Д-ть по урегул конфл вкл спектр мероприятий - от посредн-ва и наблюд за выполн соглаш до воен операций. Возд-ие на конфликт осущ-ся за счет: 1)превент дипломатии- не дать К перейти в вооруж стадию. Д-ть по восстан доверия, работа миссий гражд набл-лей по установлению фактов наруш мира, обмен инф. Направл на предотвращ конфликта. 2)поддержание мира– меры по прекращ огня. Развертывание миссий воен наблюд, миротвор сил, создание буферных зон, зон своб от полетов. Направл на сниж остроты К. 3)сохр мира –орг-ция перегов процесса и осущ-ие посреднич усилий 3й стор. 4)восстановление мира- активное вовлеч 3й стор в постконфл урегул-ние (подготовка выборов, упр-ие террит до полного восстановл мирной жизни). Мероприятия по примирению сторон. +«операции или миссии по поддержанию мира», операц или миссии в поддержку мира, операции в пользу мира.

Проблема, связ с гуманит возд-ием на К. В совр К страдает, в осн, гражд население. Возникает вопрос о гуманит катастрофе, необх-ть гуманит помощи. Зачастую без согласия гос-в, в кот возник К. Важно, что к процессу урег подключ-ся множ-во участников. В трад дипломатии урегул-ием занимались гос-ва и межправ орг - офиц дипломатия (1е напр-ие). В урег К принимают участие неправ орган, отд лица - неофиц дипломатия (2е напр-ие).Множеств возд-ие отвеч совр реалиям - многоплановости К, разнородности участников, активизации негос акторов. Д-ть НПО: доставка гуманит помощи, сбор инф о реал положении дел, внедрение образоват программ. Они ориент-ся на оказание возд-ия на массовом уровне. Новое направление - многонаправл дипл-ия:сотруд-во представителей офиц и неоф дипломатии. Непросто их слияние, но и подключ деловых структур, частных лиц, исследов центров, религ д-лей, местных активистов, предтавит СМИ. Цыганков: Полит методы урегул-ия: 1)традиц.Лебедева, Мерль - наиб распростр методы урег - переговоры, исп-ние услуг 3й стор и посред-ва.Со 2МВ метод примирения – эл-ты спора становятся предетом разбир-ва смешанной комиссии под председ 3ей стор, кот д б беспристр. 2)Институцион методы.Возникновение и развитие универс МПО (ООН) – продвижение в урегул межгос К. Страны ООН должны до приминения силы исп-ть только мир ср-ва урег. Исп-ние институц мех-мов - придание им коллект х-ра. Разводит противников не 3е гос-во, а МПО.

Миротворч д-ть. Миротворч операция – совок-ть полит-дип, воен и иных форм и методов, посредством системы скоординир мер по предотвращ и ликвидации конфл - гл задача ООН. Но в ХВ это было искл, СССР и США договаривались сам м-у собой. В ООН во время ХВ – механизм поддержания мира (в 1948 первая операция после арабо-изр войны). 1956 – создали «Чрезвыч силы» ООН для операций по поддержанию мира (голубые каски). Сыграли роль на Кипре и Бл Востоке, но м б исп-ть только при согласии обеих противоборств сторон. Они не имели должного вооруж и не могли открыть ответный огонь. Наблюдали за перемирием. После ХВ перешли к операциям по поддерж мира. Стали вкл невоен компоненты, др подразделения ООН (по проблемам беженцев, прав человека, экон развития). Это все послеконфл миростроит-во. В ООН в 2005 учрежд комиссию по миростр-ву. Если раньше предполагалось масштабное вооруж вмеш-во, то комиссия по мироустр-ву д-ует на основании гл 6 (мирное разреш без применения силы) и гл 7 (допускает силу если угроза и наруш мира, если акты агрессии). Т е иногда можно применять силу, но это крайняя мера, хотя такие мандаты часто предоставляются (Босния и Герцеговина, Сьерра Леоне). Также мандаты по принуждению к миру. Миротворч миссии, законч-ся успехом (Мозамбик, Сальвадор, Камбоджа). Неудачные: не помешали этнич чисткам в Боснии и Герцеговине, Судане, Ливане. Вооруж силы и спец-ты выделяются гос-членами на добровольной основе (97 стран). Ожидается, что масштабы будут увел-ся. В посл годы – урегул-ие внутр вооруж конфл становится приоритетным. Также ведется активная работа по помощи беднейшим странам мира, чтобы конфл не зарождались.

Наши рекомендации