Богатуров: «Современный международный порядок»
Структурный подход – спор между представителями двух направлений: одни утверждают, что мир однополярен, другие – что многополярен.
Многополярники – Рогов, Сорокин. В 1990-е годы подход был в моде, ибо отвечал основным чаяниям нашей власти. После распада СССР в мире образовалось много полюсов, например, не только США, но и Европа, и Китай, и Россия. Выкладка из Примакова: Е.М. Примаков приводит следующие аргументы: США - самая сильная в военном, экономическом отношениях. Но США не определяют весь ход мирового развития: 1) Европа и Япония не нуждаются в "ядерном зонтике" США. 2) Динамично развивается Азия. В Азии появились ядерные государства и, к тому же, в ней быстрыми темпами развивается Китай. 3) Усиление роли таких держав как РФ. 4) У ЕС сопоставимая с США экономическая мощь. 5) Усиливаются процессы интеграции в Латинской Америке, Азии. 6) Мировые цены на нефть, от которых во многом зависит экономическое положение государств, сегодня определяют страны ОПЕК, неподконтрольные США. 7) Возрастает число стран, недовольных действиями США.
· Критика Богатурова:
o предлагают анализ «желаемого будущего», а не настоящего
o не приводят определения многополярности. Богатуров дает свое: структура мира, для которой характерно наличие нескольких полюсов-центров, сопоставимых между собой по потенциалу. Сейчас у США (все еще) превосходство по совокупному потенциалу во всех областях.
o ЕС вообще не является единым игроком, поэтому говорить о сопоставимости их мощи с США нельзя.
· Однополярники – те, кто не согласен с концепцией многополярности. Признают однополярность, но с оговорками.
o «Плюралистическая однополярность» - Богатуров. США не одни, а в плотном окружении союзников, «группы семи». Члены группы, конечно, несопоставимы с США, но могут частично умерять их амбиции, косвенно влиять на их поведение. И США уже давно не предпринимают единоличных акций, а постоянно ищут себе союзников (Ирак, Афган, Сомалийские пираты – все это акции совместные, хоть и под предводительством США). То есть США не берут на себя единоличную ответственность за все, что творится, а пытаются разделить ее с другими.
o Pax Democratica – Кулагин. Групповой полюс, главное – группа семи. Принцип построения – демократические страны. То есть у них у всех демократические ценности, и это их объединяет. А демократии друг с другом не воюют.
Если добавить к Богатуровской теории, то можно сказать, что на сегодняшний день идет размягчение централизованной системы МО, уменьшение глобальной роли США. В первую очередь, это происходит из-за того, что некоторые страны научились «пассивно сопротивляться» лидерству США. Это, в первую очередь, относится к азиатским странам. Более того, они учатся влиять на политику США изнутри благодаря иммигрантам, которых в США чрезвычайно много.
Еще добавления к однополярности: г-н Бзежинский считает, что международное сотрудничество нужно, но оно должно направляться одним лидером, который все регулирует. Этим лидером должны являться, естественно, США.
1) США - ведущая экономическая держава мира. Обладая менее 5% населения и 7% территории земного шара, они обеспечивают свыше 25% мирового ВВП и порядка 15% международной торговли. По данным World Economic Forum экономика Соединенных Штатов занимает первое место по конкурентоспособности в мире.
2) Глобальное научно-технологическое лидерство страны. На долю США приходится около 50% затрат на НИОКР «G8», США принадлежит первенство в экспорте соответствующей продукции, количестве патентов и изобретений.
3) В военном отношении наблюдается явный отрыв США от своих ближайших конкурентов. В этом отношении США стали единственной сверхдержавой. Нынешний военный бюджет Америки составляет примерно 40% расходов на оборону в мире, что превышает суммарные затраты 10 следующих за США в военном отношении держав.
4) США обладают высоким показателем soft power. Так, сегодня число демократических стран достигает 123 по данным Freedom House. По данным Internet World Stats, сегодня почти 80% респондентов из 43 стран мира поддерживают достижения США в области науки и в сфере высоких технологий, а около 60% предпочитают американскую культуру.
Шаклеина: после 11 сентября в светы вышла Доктрина Буша, сводящаяся к нескольким пунктам (добавляю я, из Википедии):
· Односторонние действия. Если США надо, то они будут действовать
· Атаки против стран, которые укрывают террористов. ТО есть против Афганистана, бомбежки на Севере Пакистана, Ирак тоже в этом обвинялся.
· Преэмптивные удары – то есть в ситуации, когда есть только угроза, что противник может захотеть напасть на США (в отличие от превентивных ударов, когда видно, что у противника точные намерения напасть).
· Смена режимов на демократические.
Таким образом, считает Шаклеина, США сделали упор на использовании военной силы и на навязывании своего порядка другим, то есть, на гегемонии. Гегемония – это когда насильно навязываешь другим. Лидерство – это когда другие признают тебя авторитетом, а ты не давишь тех, кто тебя таковым не считает. Буш пошел по пути гегемонии. От себя добавлю – теперь у Обамы явные подвижки к лидерству – например, его последняя каирская речь, в которой он призывает Ислам к сотрудничеству, его заявления о ядерном разоружении, проч.
Торкунов. Мир находится на переходном этапе. В недалёком будущем он станет многополярным. Об этом говорит, например, быстрое развитие КНР. Так, ВВП Китая к 2020 году будет больше, чем ВВП США по оценкам Всемирного Банка (у КНР – 20 млрд. $, у США – 13,5). Согласно ряду прогнозов, к 2040–2050 годам на долю Китая придется 14–16 % мирового ВВП. Однополярная модель мира не отвечает следующим критериям: 1) Она не учитывает мнения других «сильных и независимых держав», таких как КНР и РФ.
2) США не могут играть роль «мирового полицейского», несмотря на явное превосходство Америки в мире. Но, одновременно с этим не сложилась модель многополярности. Поэтому современное состояние международных отношений можно охарактеризовать как «ассиметричная однополярность».
Най – три уровня полярности:
1) военно-политическая сфера. Доминирование США.
2) экономический. центры - США, Зап Европа и Япония
3) уровень транснациональных отношений. ТНК, финансовые институты, отдельные города (Лондон) или регионы. Явных центров нет
Неомарксисты. Яркий представитель – Валлерстайн – не заморачиваются полярностями. У них все четко - Север – Юг. Север – это буржуи, которые эксплуатируют бедный ресурсный Юг. Делается это так: у Юга есть сырье, Север это сырье закупает по низким ценам, делает готовую продукцию, и впаривает ее Югу по ценам высоким. Из-за этого готовая продукция Юга вообще неконкурентна, Юг чисто сидит на ресурсах и ничего с этим поделать не может. Северу такая ситуация нравится, и он ее всячески поддерживает. После окончания холодной войны вообще ничего не изменилось.
Розенау: полит структура мира XXI в. будет напоминать сеть Интернета, с множеством узлов и сплетений — государственных, межгосударственных, негосударственных и смешанных + уже сейчас само понятие МО утрачивает прежний смысл.
Можно рассказать также про старичков Хантингтона и Фукуяму, только мне лично кажется, что это уже совсем не современная литература, а совершенно классическая.
Теперь официальные документы. Думаю, надо брать именно РФ.
1990-е гг. упор на многополярность. Это звучит в выступлениях политиков. 1997г – российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка. Основные положения:
· Мы и Китай будем прилагать усилия для установления нового многополярного мирового порядка.
· Тенденция, ведущая к многополярному миру, после холодной войны развивается ускоренными темпами.
· Каждое государство имеет право развиваться без вмешательства других государств.
· Мы против блоковой политики. Нужна всеобъемлющая концепция безопасности
· Отдельно подчеркивается роль ООН
· Развивающиеся страны – важный фактор формирования многополярности.
2000-е годы. Более осторожный подход. Но все равно активно используется слово «многополярность»
Концепция Внешней политики 2000 год. Основные положения:
· Возможности сотрудничества на мировой арене чрезвычайно широки, и РФ является важным игроком.
· Но усиливается тенденция к построению однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. Западные институты все чаще применяются для решения проблем в обход международно признанным организациям, таким как СБ ООН.
· Эти односторонние действия подрывают мировой порядок, и не приведут ни к чему хорошему.
· Поэтому мы будем добиваться формирования многополярной системы мира, отражающей его многообразие. Главное – это взаимный учет интересов всех.
· Принципы равноправия, взаимного уважения, взаимовыгодного сотрудничества. Центром должна быть только ООН.
Концепция национальной безопасности 2000 год. Основное – это две взаимоисключающие тенденции, возникшие в мире после Холодной Войны.
· Укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. Это хорошо, и РФ будет содействовать этой тенденции, ведущей к созданию и укреплению многополярного мира.
· Попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. Это плохо, это против нас, мы не должны этого допускать ни в коем случае.
Концепция внешней политики 2008 год. Основные положения:
· Переходный период МО. Поэтому – противоречивость тенденций. Глобальная конкуренция приобретает цивилизационное измерение, что означает конкуренцию между моделями развития и ценностными ориентирами.
· Все более очевидно культурно-цивилизационное многообразие (блин, ну чисто Хантингтон!). Возрастает роль религии.
· Существует перспекива утраты историческим Западом своей монополии на глобализационные процессы, поэтому Запад озлобился против нас и ориентируется на «сдерживание», включая попытки сфальсифицировать историю (во, козлы!)
· Односторонние действия дестабилизируют международную обстановку, применение силы в обход ООН не способствует решению конфликтов.
· Россия будет добиваться укрепления многосторонности.
Стратегия национальной безопасности до 2020 года. Основные положения:
· Основная тенденция – глобализация всех сфер международной жизни.
· Укрепление центров экономического роста и политического влияния.
· Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности.
· Мы перешли к принципу многовекторной дипломатии.