Iii. государство и управление
III. ГОСУДАРСТВО и УПРАВЛЕНИЕ
Лекционные (теоретические) материалы.
Лекция 1. Государство и его признаки.
План;
Признаки и отличительные характеристики государства.
Функции государства и разделение властей в РФ.
Государственная власть в России.
Сущность государства.
5. Основные компоненты государственности:
Происхождение государства.
Формы государства.
Государственный аппарат и управление.
Сущность государства.
Основные элементы теории государства Платона:
1. Разделение общества на классы.
2. Отождествление судьбы государства с судьбой правящего класса.
3. Монополия правящего класса на военную доблесть, выучку, право на ношение оружия и образование.
4. Необходимость цензуры всей интеллектуальной деятельности. Непрерывная пропаганда.
5. Самодостаточность государства (экономическая автаркия).
Сущность государства в различных смыслах по Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М. Изд-во МГУ, 1997. С.47-49
1. В институциональном смысле – множество легальных органов, учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого ими порядка, права.
2. В публичном смысле – универсально значимая власть, нацеленная на сохранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, частному, фрагментарному.
3. В популяционном смысле – единство оседлого народа, обладающего правовым и ценностнымидентитетом.
4. В диахроническом смысле – состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, институционализацией межсубъектных связей, привнесением элемента правового формализма.
5. В синхроническом смысле – система социально санкционированных отношений с точно заданным на них порядком господства и подчинения (легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия).
6. В функциональном смысле – способ дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности жизни с использованием всех доступных средств, в том числе легитимной монополии на насилие.
7. В патриотическом смысле – институт, служащий национально оправданным, народо-состоятельным целям.
8. В ритуальном смысле – субстанция ценностная, питаемая народным национально-патриотическим сознанием. Формально – держава с признанной символикой (флаг, герб, гимн), неформально – родная Земля, наследуемая от предков.
5. Основные компоненты государственности:
1) Тип государственного устройства, включающий форму правления и политический режим.
2) Государственный аппарат как совокупность различных органов власти и управления, правоохранительных учреждений, органов государственной безопасности и обороны, а также особенностей территориально-государственного устройства.
3) Государственная служба – корпус государственных служащих, обслуживающих «государственную машину».
4) Государственная идеология, включая государственную символику.
Происхождение государства.
В науке выделилось несколько основных подходов к проблеме происхождения государства. Теологическая теория основывается на идее творения государства высшими силами, патриархальная - на развитии государства из первичной общности людей- семьи, договорная теория видит исток государства в соглашении между людьми, теория насилия - в завоевании одного народа другим, ирригационная связывает происхождение государства с условиями хозяйствования в бассейне великих рек, биологическая и психологическая - в органической разнице природных типов самих людей. Классовая, марксистская теория полагает, что государство возникает в результате имущественного расслоения общества на основе частной собственности на средства производства и, как следствия этого, раскола на враждебные классы. В данном случае государство выступает в качестве силы, призванной удерживать угнетенных в повиновении угнетателям. Каждая из теорий отмечает один из факторов, приведших к изменению общественной жизни, к появлению государств. Реальные процесс - это смешение, сочетание различных факторов, причем уникальное для каждого народа.
Теории происхождения государства:
1) теологическая - возникновение и существование государства объясняется Божьей волей. Государство считается воплощением божественного провидения и потому подчинение ему естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья.
2) патриархальная - происхождение государства в результате исторического разрастания семьи. Так Аристотель считал государственную власть продолжением отцовской власти. Конфуций также рассматривал государство как большую семью.
3) договорная - возникновение государства на основе договорного объединения людей с целью выживания в условиях природной стихии и враждебного окружения. Представители - Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев, Пестель. Считалось, что по договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность.
4) теория насилия - возникновение государства в результате завоевания одних племен другими. Победители, стремясь утвердить господство, образуют государственную организацию. Представители - Каутский, Дюринг, Гумплович.
5) органическая - сравнение общества с живым организмом с его законами развития, переходом от простого к сложному. Представитель - Спенсер.
6) марксистская - исходными причинами происхождения государства считался раскол общества на классы в результате экономических изменений.
7) психологическая (родоначальник - Петражицкий) - государство возникает из-за особых свойств человеческой психики: стремление людей к поиску авторитета для подчинения в повседневной жизни. Этой теории придерживались Фрезер, Коркунов, Ковалевский.
8) ирригационная теория (К. Виттфогель) - возникновение государства объясняется необходимостью строительства гигантских оросительных сооружений в аграрных районах. Эти работы требовали жесткого централизованного управления, учета и распределения.
9) кризисная (потестарная) - в результате экологического кризиса возникла необходимость перехода от присваивающего хозяйства к производящему (уменьшение растительности, вымирание животных, рост населения), что повлекло появление частной собственности и классовой структуры.
Описание Платоном в «Государстве» этапов истории:
1. Идеальное государство – единство патриархального правящего класса (за идеал считал Спарту).
2. На смену совершенному государству приходит «тимархия» или «тимократия» - господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу. Появление нестабильности. Разъединенность, которая порождается честолюбием.
3. Затем – олигархия, правление богатых семейств. Развитие конкуренции и собственнических интересов. Классовый конфликт между добродетелью и деньгами. Установление имущественного ценза.
4. Демократия – царство свободы, следствием которой является беззаконие. В результате гражданской войны между бедными и богатыми побеждают последние.
5. Тирания. Осуществляется народным вождем. Выступает как борец за свободу, но затем порабощает всех.
Формы государства.
Конституция РФ рассматривает наше государство как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.
Под формой государства понимается характеристика организации верховной власти, структуры и порядка взаимоотношений высших государственных и местных органов, территориальных единиц и центра, власти и общества.
Политический режим определяет способы, формы и методы осуществления политической власти. Демократическое государство является антиподом недемократических (авторитарных и тоталитарных).
Важнейшими признаками демократического государства являются:
-реальная представительная демократия;
-обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Государственное (или территориальное) устройство показывает способы взаимоотношений территориальных единиц и центра. Среди политологов признаются такие формы, как унитарное государство, федеративное государство. По поводу конфедерации идут споры- некоторые считают, что конфедерации следует относить к союзу нескольких государств, а не к форме государства.
Государство унитарное – единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Признаки:
-единая конституция и гражданство;
-единая система государственных органов;
-преимущественно мононациональное население;
-возможно наличие автономий, которые в финансовом отношении зависимы от центра (ограничены в налогообложении).
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).
Государство федеративное – устойчивый союз государств, самостоятельный в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, а иногда конституцию и двойное гражданство.
Признаки:
-распределение функций между центром и субъектами;
-сохранение у субъектов ряда суверенных прав;
-союзная конституция изменяется только с согласия субъектов федерации;
-парламент обычно двухпалатный (одна палата формируется из представителей субъекта федерации);
-отсутствие индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода субъекта из состава союзного государства.
Федерации образуются по национальному (Канада, Бельгия) и территориальному (США, ФРГ) принципам, возможен смешанный национально-территориальный вариант (Россия).
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления определенных совместных целей.
Признаки:
-члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет;
-в общем ведении находится строго ограниченное число вопросов – оборона, внешняя политика, транспорт, связь, денежная система;
-низкая степень прочности (может превратиться в федерацию, как США и Швейцария, а может распадаться).
Некоторые трактуют конфедерацию как межгосударственное образование. Примеры – Европейский Союз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ). В ХХ веке также известными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию; Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию.
Россия основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов (республики, автономная область, автономные округа, края, области, города федерального значения). Сегодня количество субъектов РФ изменяется в результате их укрупнения, а также созданы 7 Федеральных округов.
Формы и способы расширения государств:
-освоение новых территорий (незаселенное пространство);
-протекторат (защита соседей от нападений и их включение в своей состав на добровольной основе или по их просьбе);
-завоевание (покорение);
-покупка или договор;
-борьба с соседями за спорные территории.
Причина краха и распада империй:
-недовольство народа падением уровня жизни;
-обострение борьбы классов, социальных групп и политических группировок;
-раскол властных элит;
-неэффективность центрального управления, игнорирование распоряжений из центра на местах;
-распространение центробежных тенденций, удельных и сепаратистских настроений;
-народные волнения и другие выражения протеста;
-внешняя экспансия и неспособность ей противостоять;
-ослабление вооруженных сил;
-нравственная деградация, падение моральных норм;
-резкий разрыв между богатыми слоями и нищими в уровне доходов.
Социальное государство - то, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Светское государство - государство и религиозные объединения отделены друг от друга, то есть взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Вместе с тем, в мире существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, католичество в Испании, лютеранская церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). По наличию или отсутствию связи государственной власти с определенной религией страны делятся на светские и клерикальные. В светских государствах нет официальной религии, декларируется свобода совести, равенство религиозных конфессий. Клирикальные государства имеют государственную религию (Израиль – иудаизм, Иран – ислам и т.д.). Религию в обязательном порядке изучают в учебных заведениях, священнослужители оказывают заметное влияние на политическую и духовную жизнь страны.
Форма правления - источник, способы формирования и структура высших органов власти. Выделяют 2 основных формы правления – монархию и республику.
Монархия (греч. «единовластие») – форма правления, при которой формальным или фактическим источником государственной власти является одно лицо, получившее ее по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Разновидности:
А) Абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства (лат. Absolutus – безусловный). Людовик XIV емко выразил эту форму в своем знаменитом высказывании «Государство – это Я». В одном лице объединяется законодательная, исполнительная и судебная власть. Абсолютизм господствовал в Европе в XVII-XVIII в., в России существовал в форме самодержавия до начала ХХ века.
Б) Конституционная или ограниченная – полномочия монарха ограничены конституцией. Подразделяется: дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко - монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной); парламентская (монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями, лишь частично имеет право вмешиваться в исполнение законов, иногда может наложить вето на решения парламента; правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту - Великобритания).
Юридические свойства монархии:
1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;
2) занятие трона по наследству или по праву родства (реже – по выборному признаку – в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах);
3) представительство во внешних отношениях не по поручительству, а по собственному праву;
4) безотчетность главы государства.
Республика (в пер. с лат. «общественное дело») – форма государства, отличительным признаком которого является признание народа высшим источником власти и выборность высших органов государства. Исторические виды – аристократическая, рабовладельческая, советская, теократическая. Современные виды – парламентская, президентская, смешанная.
Первоначально (со времен Платона) термин «республика» совпадал с понятием «государство». С XVII века стал означать государство без короля, в котором высшая власть принадлежит народу. Мэдисон проводил различие между республикой (представительная система правления) и демократией (общество, в котором граждане лично участвуют в управлении)
Парламентская:
-образование правительства на парламентской основе;
-формальная ответственность правительства перед парламентом;
-установление парламентом финансовых рамок деятельности правительства через утверждение бюджета;
-возможность выражения вотума недоверия правительству парламентариями;
-правительство формируется на основе парламентского большинства;
-функции президента ограничены представительскими задачами.
Классический пример – Германия.
Смешанная (полупрезидентская):
-двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом;
-президент и парламент обычно избираются независимо друг от друга;
-глава правительства назначается президентом, но утверждается – парламентом;
-парламент контролирует правительство через утверждение бюджета;
-парламент имеет право выразить недоверие президенту, а президент – распустить парламент и назначить новые выборы.
Классический пример – Франция (также относятся Австрия, Ирландия, Португалия).
Президентская республика:
-совмещение президентом функций главы государства и правительства;
-президент избирается народом;
-жесткая система сдержек и противовесов во взаимодействии исполнительной и законодательной властей;
-парламент не может вынести вотум недоверия (за исключением антиконституционных действий или преступления), а президент не вправе распустить парламент;
-право отлагательного вето президента на решения парламента (может быть преодолено).
Классический пример – США.
РФ провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны 3 вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). По поводу формы правления в России есть 2 основные позиции – смешанная и президентская (или даже суперпрезидентская) республика.
Социальная политика.
Социальная политика.
План
Идея правового государства.
2. Признаки и характеристики правового государства:
Идея правового государства.
Термин «правовое государство» впервые введен немецкими учеными К.Т. Велькером и Й.Ф. фон Аретином. Но о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н.э. греческий правитель Солон. В Древнем Риме возникло разделение властей как основная предпосылка правового государства. А сама концепция сложилась в 17-19 веках в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона и др. Первые правовые государства появились в Англии, Франции и США.
Идеал правового государства, сформированный идеологами Просвещения, основан на признании суверенности и автономности индивида, равных с другими прав и свобод. Идеал правового государства заключал в себе определенный элемент космополитизма, в соответствии с которым человечество мыслилось в виде некоторого «всемирного гражданства», объединенного общими для всех правами и свободами.
В основе правового государства лежит стремление оградить граждан от диктатуры и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, фундаментальные права личности на жизнь, безопасность, свободу, собственность. Это возможно лишь при разграничении государства и гражданского общества.
В России интерес к правовому государству начал проявляться только в 80-х годах ХХ века. До этого государственная власть опиралась на идеологию, а не на право.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути имеют надклассовый и общечеловеческий характер. В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противоречащие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальной жизни.
2. Признаки и характеристики правового государства:
В.М.Гессен: «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же юридические нормы. Правовое государство в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».
«Государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности».
«Правовое государство - система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах народа, на основе верховенства правового закона, разделения властей, признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса».
«Правовым называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан».
-государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же юридические нормы;
-государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности;
-система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах народа, на основе верховенства правового закона, разделения властей, признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса;
-государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан”.
IV. КОМИССИОННАЯ ФОРМА
-нет высшего должностного лица, а существует общая комиссия из выборных лиц;
-членами комиссии являются управляющие соответствующими отделами городского правительства;
-нет разделения властей, приводящего к замедлению принятия решений.
V. КОМБИНИРОВАННАЯ ФОРМА
-администратор (менеджер) подчиняется мэру, а не совету;
-совет обладает равной с мэром властью.
В субъектах РФ нет единой модели функционирования местного самоуправления.
По Конституции РФ, местное самоуправление:
-самостоятельно в пределах полномочий;
-не входит в систему органов государственной власти;
-осуществляется через референдумы и выборы;
-структура определяется населением.
3. Выборы в органы местного самоуправления:
-глава муниципального образования выбирается гражданами, проживающими на данной территории, или представительным органом местного самоуправления;
-граждане обладают пассивным избирательным правом (могут быть избраны) с 18 лет (по стране – с 21 года);
-проведение выборов в органы местного самоуправления определяется органами государственной власти субъектов РФ;
-для регистрации кандидата требуется собрать не менее 1% от общего числа избирателей;
-избирается тот, кто получает наибольшее число голосов.
Таблица «Функции государства»
ВНУТРЕННИЕ | ВНЕШНИЕ |
Консолидация общества | Защита интересов общества на международной арене |
Регулирование экономики | Оборона страны или экспансия |
Защита политической системы | Взаимовыгодное сотрудничество |
Поддержание общественного порядка | Участие в решении глобальных проблем |
Создание и реализация законов | Миротворческие акции |
Духовно-идеологическая деятельность | |
Регулирование социальных отношений |
Таблица «Теории возникновения государства»
ТЕОРИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
Теологическая | Государство обладает Божественной силой. |
Договорная (конвенциональная) | Сила разума, сознания. Государство как общественный договор граждан. Делегирование правителям полномочий в вопросах организации общественной жизни и обеспечения мира и выживания. Теорию разрабатывали Ж.-Ж. Руссо, Платон, Полибий, Цицерон, Локк, Спиноза, Кант, Радищев).. |
Психологическая (Левиафана) | Факторы психики человека. Страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Государство – монстр, который контролирует враждебность и агрессивность, сдерживает их путем создания репрессивного аппарата. Т. Гоббс. |
Органическая | Биологические факторы. Аналогии государства с организмом, особая забота о целостности (Спенсер, Платон, Шефле). |
Теория насилия | Военно-политические факторы. Государство появляется в результате захвата одним народом других. Разделение на управляемых и управляющих соответствует делению на захватчиков и порабощенных. |
Национальная | Государство как универсальный механизм реализации «коллективного духа нации». Реализация национальной идеи, приоритет государственных интересов нации и народа. Джузеппе Мадзини – итальянский революционер 19 века, вождь национально-освободительного движения. |
Классовая (марксистская, материалистическая) | Социально-экономические факторы. Разделение труда, развитие производства, появление имущественной и социальной дифференциации привели к появлению классов. Государство – орудие реализации интересов экономически господствующего класса. |
Реалистическая | Государство отвечает принципам системного бытия людей, примат универсального над индивидуальным. Личность – продукт общественных отношений (Аристотель, Конт, Маркс) |
Таблица «Способы и формы управления государством»
НАЗВАНИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Софократия | Правление ученых |
Теократия | Форма правления, в которой вся полнота власти в государстве находится в руках главы церкви и духовенства (например, Ватикан). |
Технократия | Власть технических специалистов (технократов), а также идейно-теоретическое обоснование этой власти, тип политического режима, в котором технократы занимают доминирующее положение. |
Тимократия | По Платону, одна из отрицательных форм государства, основанная на правлении честолюбцев. |
Тирания | Форма государственной власти, устанавливаемая насильственным путем и основанная на единоличном правлении (впервые возникла в греческих полисах в 7-6 вв. до н.э. |
Плутократия | Государственное устройство, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества. |
Охлократия | В учениях Платона и Аристотеля, господство толпы, временное доминирование в политической жизни общества «массы». |
Олигархия | Политическое и экономическое господство, правление небольшой группы людей, а также сама правящая группа. |
Меритократия | Власть наиболее одаренных и достойных, одна из элитарных концепций, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги в осуществлении политической власти и социального управления. |
Идеократия | Власть идеи и идеологии, правление идеологов, которые подчиняют своими идеями сознание большинства населения. |
Автократия | Система управления обществом, государством, при которой одному лицу принадлежит исключительная и неограниченная верховная власть (монарх, царь, феодальный князь). |
Абсолютизм (самодержавие) | Абсолютная власть монарха, деспотическая форма правления, основывающаяся на произволе правителя, при которой достигается неограниченная степень централизации государственной власти. |
Деспотия | Крайняя форма тирании, абсолютное и беззаконное господство. Власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом (правление римского императора Нерона многие считают деспотией). |
Полития | По Аристотелю, наиболее сбалансированная из всех правильных форм правления, которая сочетает в себе сильные стороны аристократии и демократии. |
Республика | Форма правления, при которой высшая власть принадлежит избранным на определенный срок представительным органам и при которой отсутствует институт правящей династии |
Аристократия | Форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. По Аристотелю, одна из трех правильных форм правления. Аристократическими государствами были Спарта, Карфаген, средневековая Венеция, Новгородская республика. |
Геронтократия | «Власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим |
Монархия | По Аристотелю, власть одного, вариант правильной формы правления. |
Демократия | По Аристотелю, власть народа, захваченная в результате мятежа и основанная на невежестве – неправильная форма правления. |
Анархия | Уничтожение государства и замена всех форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. 4 основных направления: Индивидуалистическое – идея абсолютной свободы человека (М. Штирнер «Единственный и его собственность» 1845г. – сведение организации общества к «союзу эгоистов»); Мютюэлистское – идея «свободного договора», создания безденежного эквивалента обмена товарами между всеми членами общества (Д. Уоррен, Б. Такер, П. Прудон); Коллективистское – уничтожение государства революционным путем и построение общества, основанного на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда (М. Бакунин); Коммунистическое – переход к федерации свободных коммун путем уничтожения государства и частной собственности (П. Кропоткин). |
Таблица «Типология государств»
ОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ | ТИПЫ ГОСУДАРСТВ | |
Форма правления | Монархия | Абсолютная |
Конституционная (ограниченная) | ||
Дуалистическая | ||
Республика | Президентская | |
Парламентская | ||
Полупрезидентская (смешанная) | ||
Приоритетные функции | Военное (полицейское) | |
Правовое | ||
Социальное | ||
Административно-территориальное устройство | Унитарное | |
Федерация | ||
Конфедерация (если остается государством) | ||
Социально-экономическая природа | Рабовладельческое | |
Феодальное | ||
Буржуазное (капиталистическое, империалистическое) | ||
Социалистическое | ||
Устойчивость политической жизни | Стабильное | |
Неустойчивое | ||
Политический режим | Тоталитарное | |
Авторитарное | ||
Демократическое |
Комментарии к таблице:
Среди политологов нет единого мнения по поводу выделения такой формы государства как конфедерация. Часть ученых считает, что это союз государств, который не может считаться единым государством (например, Европейское сообщество). С другой стороны в истории можно встретить конфедеративные государства, которыми первоначально были Соединенные штаты Америки, а также кантоны в Швейцарии.
По классификации на основе сложившегося политического режима появился новый подход, делящий все страны на демократические и недемократические, а внутри последних в дальнейшем уже ведется более детальное разделение.
Наконец, относительно новым является и выделение дуалистической монархии, которая представляет собой соединение признаков абсолютной и конституционной монархий, сбалансированную власть правителя и представительного органа.
Таблица «Государственная политика российских царей и императоров»
Царь | Государственное строительство |
Иван IV | А) Сформирована“Избранная Рада” – первое неофициальное правительство. Б) Венчание на царство (первый царь). В) Первый Земский Собор – окончательно сложилась сословно-представительная монархия. Г) Создана приказная система. Д) Расширен состав Боярской Думы за счёт думных дворян и думных дьяков. Е) Составлен“Родословец”. Ж) Отменены кормления. С 1556г.система власти на местах приобретает следующий вид: губные старосты – местные судьи, излюбленные головы – местные судьи, выбираемые из черносошенных крестьян, земские старосты – сборщики налогов. И) Укреплено поместное ополчение.1556г. – Уложение о службе с вотчин и поместий. К) Опричнина.1565-72гг. |
Фёдор Иоаннович | Действует регентский совет. |
МихаилФедорович | А) Восстановление государственности после Смуты, новая династия. Б) Частый созыв Земских Соборов. В) Большое влияние Боярской Думы. Г) Соправительство Филарета. Д) Введение воеводского правления на местах. Е) Появление первых полков иноземного строя. Ж) Развитие приказной системы. |
АлексейМихайлович | А) Прослеживаются тенденции перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Б) Прекращение созыва Земских Соборов (последний Собор полного созыва – 1654г.) В) Боярская Дума утрачивает своё значение. Г) Появление неформального неофициального органа,“Ближней(тайной)Думы”. Д) Появление Приказа Тайных дел. Он не подчинялся Боярской Думе. Этот орган осуществлял политический сыск, контроль и надзор за государственными органами. Действовал с 1653 по 1676гг. Е) Соборное Уложение. Выделяются нормы государственного права, государственные преступления, нормы о защите чести и достоинства царя. Ж) Введён набор даточных людей в полки иноземного строя. З) Усиление зависимости церкви от светской власти. |
ФёдорАлексеевич | А) Отмена местничества.1682г. Б) Проведение военно-окружной реформы, которая вводила набор даточных людей, минуя дворян. В) Упорядочивание и сокращение приказной системы. Г) Отмена Приказа Тайных дел. Д) Изменения в законодательстве. Отмена ряда пыток и казней. |
Пётр I | А) Отмена приказов и замена их коллегиями(введение строго отраслевого принципа управления). Б) Упразднение Боярской Думы. В) Учреждение Сената. Г) Вместо земских старост, изб и губных старост власть сосредоточилась в руках губернаторов. Д) Введение губерний. Губернии – провинции – дистрикты. Е) Введение государственного управления церковью. Ж) Введение Табели о рангах. З) Учреждение Тайной канцелярии. И) Перенесение столицы. К) Создание главного магистрата и городовых магистратов(органы городского самоуправления). Л) Учреждение Преображенского приказа. М) Указ о престолонаследии. |
Екатерина I | А) Действие Верховного тайного совета. Руководитель – Меньшиков. Б) Сенат теряет своё значение. В) Восстанавливается старое уездное деление в рамках губерний. Восстановление воеводского правления. Губерния – уезд – волость. Г) Упразднение городовых магистратов. Д) Тестамент. |
Пётр II | Действовал Верховный тайный совет. Руководитель – Остерман. |
Анна Иоановна | А) Разорваны «Кондиции» (первый реальный Наши рекомендации
|