За рождение политической науки Николо Макиавелли и его теория

Н. М. - политический мыслитель. С связи его высказываниями был веден термин макиавелезм который означал - вероломный захват власти, жесткая диктатура, агрессивная внешняя политика.

Принципом Макиавелли был цель оправдывает средства. Также он считал что правитель должен обладать двумя чертами - лисицы и льва. Чтоб правитель мог находить и обходить ловушки и убивать волков.

Основные моменты теории: государство появляется в результате расслоения социального на знать и простой народ. Различие в интересах пораждает мотив власти. В результате борьбы за власть появляются законы, тюрьмы и другие институты для удержания власти.

Политика - это борьба за власть. Победа в руках тех у кого больше наличных средств ( денег связей и т. д. ). Такое понимание позволило Макиавелли выработать новый подход борьбы за власть.

2 проблемы войны за власть:\

1. Захват

2. Организация власти в раздробленном гос.

В раздробленном гос правят люди приследующие собственное благо. Чтобы это исправить нужна сильная власть государя. Рассчитывать на успех может тот политик который опирается на знания военного дела, своей истории и людской психологии. Чтобы укрепить власть государь должен исходить из мотивов любви и страха, за счет этого послужные будут больше любить, а непрослушанные бояться. При этом вероломство и жестокость не должи подрывать авторитет власти и вызывать ненависть и должны применяться для пресечения беспорядков.

Н. М. ввел новые оценки для политических деятелей не добро и зло, а конкретные такие как расширил влияние государства или нет и т. д.

После завершения периода раздробленности гос успешное развитие возможно лишь при республиканской форме власти, так как абсолютная власть ведет к угнетению народа и его способности к свободной жизни. Такой народ не стабилен и его легко захватить.

2. Политические теории нового времени(17-18 века). Зарождение либерализма и утопического социализма:

Утопический социализм —учения о возможности преобразования общества на социалистический лад и его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении идей в общество о строительстве социалистических отношений сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

В XVIII веке основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества «равенства прав» всех людей. Исходя из этого обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права.

Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. Сторонники уравнительных утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества. С дальнейшим углублением революции происходила переосмысление взглядов утопистов-революционеров: от проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма — до планов коммунистических преобразований с помощью революционной диктатуры. Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Бабёфа программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.

Либерализм— идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.

Идеалом является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

Ø данных от природы естественных, а также других гражданских прав;

Ø равноправия и равенства перед законом;

Ø рыночной экономики;

Ø ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

3. Политическая теория 19 века:

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка, 1790). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства. Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773—1859).

Следует отличать от ретроградства как от стремления вспять и враждебности к нововведениям, и от традиционализма. Современный консерватизм (неоконсерватизм) иногда оказывается даже более гибким и подвижным, чем другие политические течения. Примеры — реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании.

Либерализм— идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

Ø данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

Ø равноправия и равенства перед законом;

Ø рыночной экономики;

Ø ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Социализм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; общественного строя, воплощающего эти принципы, для чего ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Согласно определению энциклопедии Британника социализм — это экономическая система, при которой средства производства находятся в общественной собственности. Социализм — это радикальный коллективизм индустриальной эпохи, история которой развивается между двумя крайними проявлениями: социализмом и капитализмом. На практике все попытки реализации идей социализма в XX в. приводили к тоталитарным диктатурам и массовому террору.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

Ø отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

Ø утверждаются социальное равенство и справедливость.

В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права индивидуальной частной собственности на средства производства при коллективном производстве продукта и частной и коллективной на общественные средства производства, в том числе и права государственных чиновников.

Отъём частной собственности на общественные средства производства и индивидуальной частной собственности на коллективные средства производства, и возвращение их в их действительное состояние, коллективной и общественной собственности, под общественный контроль, производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.

Наши рекомендации