I. Современные представления О гражданском обществе.
Основной признаком западного общества--впервые в истории появилась возможность для формирования человека как индивидуализированной личности не в порядке исключения, а в массовых масштабах (уместно вспомнить «клеточки» Вебера). Совр. Представления об обществе формировались в противостоянии гегельянскиой парадигмы (Гегель, Маркс, Прудон—капитализм--не айс), «классической» (Кант, шотландское просвещение, фр. Революция, Гоббс, Локк), и различные варианты классического либерализма XIX века (ГО противостоит гос-ву.). Если изначально ГО—имело статус полит. общения граждан полисов, то теперь ГО—описывает отношения вне сферы гос-ва.
В основных интерпретациях ГО, выделяются две основные стадии в его формировании: 1) стадия национальной интеграции; 2) стадия универсализации принципа гражданства внутри государства-нации. Мощного социалистического движения в западноевропейских странах и успех его попыток добиться гражданской эмансипации рабочих в смысле предоставления им всей полноты политических и экономических прав способствовало эволюции классической концепции гражданского общества: сначала стала отождествляться с идеей универсального гражданства, а в наши дни фактически стала сливаться с понятием либеральной демократии.
Из противоречий появилась постмодернистскаяконцепция ГО (Хабермас, феменистки, опыт бархатных революций): Наиболее типичная формула данного направления: возможны различные гражданские общества для различных времен и обстоятельств. Носителями идей ГО могут быть любые силы, подрывающие авторитаризм. Замечание М. Леонтьева: в гражданском обществе нет ничего существенно демократического и поэтому сама концепция одновременно апеллирует как к представителям маргинализированных социальных движений, так и к демократическим элитам, которые поддерживают такие организации как Всемирный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд.
В транзитологической литературе ГО определялось преимущественно в понятиях, характеризующих развитие политических институтов, приобретение конституционных прав.
Важнейшей особенностью западной концепции ГО со времени Локка является органическое соединение этой концепции и идеей толерантности.
Следует отметить, что универсалистский подход к интерпретации ГО и толерантности сразу обнаруживает серьезные противоречия не только концептуального, но и чисто понятийного свойства. Универсалистский подход неотделим, например, от требования, согласно которому значения принципов гражданственности и толерантности могут и должны быть выведены на основе анализа любой общественной системы.
II.качественные характеристики
1. Правовой характер. Исходным критерием ГО--интересы, права и свободы личности. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальные факторы, упорядочивающие деятельность людей, коллективов и организаций.
ГО не может функционировать без создаваемых и охраняемых государством стабильных правовых норм. Так, к основным правам и свободам граждан относятся: защита чести и достоинства личности; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на личную и семейную тайну; право на жизнь; право на свободу совести; неприкосновенность жилища, неприкосновенность личной жизни граждан, тайна переписки; право на судебную защиту, право на обжалование действий должностных лиц, органов государственной власти; право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства; право на свободный выбор языка общения; право на информацию и др.
2. Функционирования ГО--является не просто создание определенного пространства для реализации частных интересов, но и достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества.
3. Обеспечение оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.
Таким образом, с учетом всех этих характеристик, гражданское общество можно определить, как основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений, функционирующую в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, рассматриваемого в качестве высшей ценности гражданского общества.