Генезис и эволюция концепции гражданского общества.
Понятие “гражданское общество” (ГО) является чрезвычайно насыщенным по своему смыслу, поскольку оно должно рассматриваться в контексте тысячелетней истории развития политической мысли. В узком смысле слова концепция ГО как коллективной общности, целого, существующего независимо от государства, является объектом спора между консервативной, либеральной и социалистической политическими традициями мысли, окончательно сформировавшимися XIX-XX вв. политической.
Греческая политическая философия -- своеобразный исходный пункт в постановке вопроса о соотношении государства и общества. Политика—искусство совместной жизни внутри полисных коллективов. Ообщение между полисами (внешн. политика) и варварам—не политика и гражданскими нормами не регулировалось. Аистотель—важнейший этап, ГО как в/д полиса--ассоциации и полит. человека. Античн. теория—прежде всего всеобъемлющее общество-государство. (В противовес ему Макиавелли—государство—внеличностная целостность, воплощённая во властителе).
Средневековье(Фома Ак.): В 13 в. в политической философии Фомы Аквинского был осуществлен синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека. Государство как органа положительного благосостояния, миссией которого является служба обществу. Оригинальная теория закона, дающая правителю широкий простор для реализации светских принципов. Закон - это веление разума, который должен быть направлен на общественное благо. Примечательно: у Фомы есть разработка концепции "государства всеобщего благоденствия": функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни.
Ренессанс и Реформация.Резкий поворот от теократических и полиархических тенденций в сторону формирования единых национальных государств. В рамках англиканской и лютеранской Реформации и церковь, и государство рассматриваются как светские сообщества (за исключением кальвинистского региона). Утверждаются римские принципы автократии и абсолютизма в рамках понятия "король-государство", а вместе с ними и новая трактовка принципа суверенитета, опирающегося на голую силу. В политической теории эти принципы были отчетливо сформулированы Макиавелли и Боденом. Английский политический мыслитель Т.Хукер в своей "Церковной политике"(1594 г.) прямо утверждал, что в христианском государстве народ выступает в виде церкви и сообщества.
Французская революция:Национальный суверенитет означает абсолютную власть нации, действующей через своих представителей и даже через единого плебисцитарного первого консула или императора. Государство вправе делать то, что ему вздумается.
Руссо: "Общественный договор»--каким образом, люди, вынужденные жить в государстве, могут воспользоваться его преимуществами, соединяя их с добродетелями первобытного человека?- путем повиновения законам, которые необходимо заново создать. Люди заключают договор: каждый индивид уступает целому все природные права и становится таким образом подданным этого целого. Но он свободен, поскольку включен в это целое, которое по самому характеру договора без него не может быть таковым.
Гегель, Фихте: идеализируют народ, он--носитель особого мировоззрения и духа. Он --особая сущность, отличная от государства. Народ--прообраз того, что мы предпочитаем называть "обществом", т.е. объединением людей, действующих во имя своих собственных целей. Народ идентифицируется с государством и личностью правителя в форме, близкой концепции национального суверенитета, распространяемой французскими революционерами. "Народный дух" идентифицируется с государственным принципом. В своей развитой форме гос-во дополняется двумя атрибутами: наверху--система гос. защиты и гос. образования, регулирующая конфликты и восполняющая дефекты буржуазной классовой системы; внизу развиваются корпорации или гильдии. Каждая из них вдохновляется профессиональной гордостью и служением общему благу. Тем самым обеспечиваются моральные корни государства и закладывается основа Социальной Этики.
Маркс: концепция социального переустройства--революционное "отрицание" государства-- торжество чистого общества в его коммунистической форме. В истории никогда не существовало различий между государством и обществом, так как государство везде является органом, выражающим определенный материальный (общественный) интерес; в будущем это различие отпадет, так как не будет никакого государства.
XIX-XX вв. особенности генезиса гражданского общества были проанализированы М.Вебером в работе “Протестантская этика и дух капитализма”--концепция индивида, обладающего собственной метафизической и моральной ценностью. Из таких индивидов в дальнейшем возникли “деловые клеточки” западного общества. Эти лица сами решали и решают, чем должна заниматься (на чем специализироваться) создаваемая ими клеточка, как она должна функционировать, как сбывать продукты ее деятельности. Деловые клеточки обладают известной автономией в своей деятельности.
«Классическая» концепция: В совр. западной политологии особенно популярна считается англо-американская версия этой концепции: ГО рассматривается как саморегулирующаяся сфера, высший охранитель индивидуальных прав и свобод, которые необходимо защищать от постоянных угроз вторжения со стороны государства. Вся современная жизнь определяется постоянно возникающими конфликтами между аппаратом государства и обществом. Власть должна быть от народа: иначе конфликт.
США как уникальная комбинация федерализма, автономных ассоциаций, разделения церкви и государства, защиты индивидуальных свобод, которые были результатом соединения традиции пуританской духовной революции и английского общинного права, издавна рассматриваться в качестве идеальной модели гражданского общества. В работе Токвиля "О демократии в Америке" амер. модель противопоставлена западноевропейским обществам, где индивидуальные права рассматривались как уступка со стороны государства.
К началу ХХ в. токвилевская концепция американской демократии бала разрушена Максом Вебером на основе анализа новых фактов развития в США аппарата бюрократического управления. В дальнейшем, происшедшая в Западной Европе демократическая революция, которая завершилась в 60-е г.г., привела к формированию представления о Западе как единственном оплоте ГО. Либеральный Запад стал таким образом противопоставляться авторитарному Востоку.