К субъектами права относятся государственные и негосударственные организации.
Государство.Как юридическое лицо государство в целом выступает, как правило, в международно-правовых отношениях. Вместе с тем государство как юридическое лицо может выступать и внутри страны:
а) в области конституционного права (например, отношения между членами федерации и федерацией в целом);
б) в области отношении государственной собственности: государство — субъект права собственности на землю, леса, воды, недра, некоторые промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и другие предприятия;
в) в области некоторых имущественных отношений, в частности в отношениях права собственности на бесхозное имущество, клады и т. д.
Правовой статус: понятие и виды.
Социально-правовой статус личности определяется системой норм как международного, так и внутригосударственного, национального права.
В силу действующих норм права личность наделяется определенной совокупностью прав и свобод, позволяющей личности действовать в обществе активно и успешно реализовать свои способности, вносить свой вклад в прогрессивное развитие общества и государства, а также удовлетворять свои потребности в материальных и духовных благах.
Одновременно личность несет и определенные юридические обязанности перед обществом и государством. Эти обязанности возлагаются на личность действующим законодательством либо вытекают из договоров, в которые вступает личность в процессе своей жизнедеятельности.
Под правовым статусом личности понимается - совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с действующими нормами международного и внуринационального права, понимается как правовой статус личности.
В зависимости от уровня норм права, предоставляющих соответствующие права и закрепляющих обязанности, правовой статус личности подразделяется на пять видов: 1) международноправовой; 2) конституционный; 3) отраслевой; 4) специальный и 5) индивидуальный.
1.Международноправовой статус личности образуют права и свободы, закрепленные нормами международного права.
Основополагающим документом по этому вопросу является Всеобщая декларация прав человека, обязывающая все государства — члены ООН, предоставлять своим гражданам закрепленные ею права и свободы. Каждый житель земного шара имеет право на труд, на отпуск, на образование, на свободное передвижение в пределах государства и т.д.
Права и свободы гражданам государств — членов Совета Европы — дополнительно закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
2.Конституционный правовой статус личности образуют ее права, свободы и обязанности, закрепленные конституцией страны.
Все современные демократические государства своими конституциями предоставляют гражданам большую часть прав, закрепленных нормами международного права, в том числе Всеобщей декларацией прав человека. Однако полного совпадения между международно-правовым статусом и конституционным статусом личности, как правило, не наблюдается.
Во-первых, конституция страны может предоставлять гражданам более широкий по содержанию и объему спектр прав и свобод. Например, Всеобщая декларация прав человека требует от каждого государства обеспечения общеобязательного и бесплатного начального образования. Однако большинство современных демократических государств предоставляет своим гражданам право получить на бесплатной основе не только общее, но и высшее профессиональное образование.
Во-вторых, отдельные права личности, предусмотренные нормами международного права, могут отсутствовать в конституции страны. Например, в Конституции РФ отсутствует право человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека.
В-третьих, конституцией страны могут возлагаться на личность определенные обязанности, которых вообще нет в международно-правовых актах. Согласно Конституции РФ граждане и иные лица обязаны платить законно установленные налоги и сборы, беречь памятники истории и культуры, бережно относиться к природным богатствам. В силу названных отличий, выделение конституционного статуса личности наряду с международноправовым является оправданным и правомерным.
3.Отраслевой статус личности составляют ее права, свободы л обязанности, предусмотренные гражданским, трудовым, семейным и другими отраслями права.
Каждая отрасль права сообразно своему предмету закрепляет правовой статус личности, меру ее свободы в соответствующей сфере общества. Например, гражданское правоопределяет правовые возможности личности в сфере пользования, владения и распоряжения имуществом, защиты чести и достоинства, охраны и защиты авторских прав. Трудовое право закрепляет права и обязанности, которые имеет, личность, осуществляющая свою трудовую деятельность по найму.
Таким образом, в отраслевом статусе личности получает развитие и конкретизация ее конституционных прав, свобод и обязанностей применительно к отдельной сфере жизнедеятельности общества.
4.Специальный правовой статус образуют права, свободы и обязанности, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения.
Например, правовой статус военнослужащих или правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
5.Индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности личности, которые она приобретает в процессе активного участия в делах общества и государства, вступая в конкретные правоотношения.
Каждый человек является уникальным и характеризуется множеством конкретных только ему присущих социальных связей, обусловленных спецификой его пола, возраста, отношением к работе или учебе, семейным и материальным положением, иными социальными свойствами.
Индивидуальных правовых статусов в стране равно столько, сколько в ней проживают граждан.
47. Юридические факты: понятие и классификация.
Правоотношения, так же как и другие социальные процессы, имеют динамичный характер. Они живут социальной и правовой жизнью - возникают, изменяются, прекращаются. В этой части нам не ясен только один вопрос - как правоотношения приобретают свойство возникать, изменяться и прекращать свое существование.
Оказывается, решающую роль в этом играют юридические факты, ибо только они порождают правовые отношения..
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Без юридических фактов невозможны правоотношения.
Юридическими фактами становятся, как правило, те жизненные обстоятельства, на которые указывает правовая норма. Напр., факт регистрации брака в органах загса - юридический факт, тогда как обряд церковного венчания - жизненное обстоятельство, но не юридический факт, ибо юридические нормы с ним никаких правовых последствий не связывают.
Юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать на следующие виды:
(1). По характеру наступающих последствий:
- правообразующие факты, которые влекут возникновение правоотношений (поступление в вуз),
- правоизменяющие факты приводя к изменению содержания или субъектов правоотношения (напр., цессия - замена лиц в обязательстве; перевод с очной на заочную форму обучения)),
- правопрекрающие факты кладут конец субъективным правам и юридическим обязанностям (окончание вуза).
Один и тот же юридический акт может быть одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекрающим. Напр., смерть человека влечет возникновение наследственных правоотношений, изменяет состав участников правоотношений, субъектом которых был умерший (в правоотношение может вступить наследник), он же прекращает многие правоотношения, в которых состоял умерший (семейные, трудовые, пенсионные и др.).
(2). По связи с волей участников правоотношенийюридические факты делятся на ДЕЙСТВИЯ И СОБЫТИЯ.
Действия- это факты, связанные с волей участников правоотношений.
Они делятся на:
- правомерные соответствующими праву,
- и неравомерные т.е. правонарушениями (противоречащими праву),
В свою очередь правомерные юридические факты делятся на:
- юридический акт- такой правомерное действие, которое совершается с намерением породить юридические последствия. Подавляющее большинство юридических фактов являются юридическими актами, т.е. преднамеренно направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
- юридический поступок - это такое правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона. Юридические последствия наступают в силу самого действия, которое законом признается значимым. Напр., юридическим поступком будет заключение фиктивного брака без намерения создать реальную семью. В случае рождение детей, он порождает все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием детей.
События - это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений .
Различают относительные и абсолютные события.
Относительные события - это такие факты, происхождение которых связано с волей людей , хотя эти люди к данному возникающему правоотношению отношения не имеют.Напр., пожар вследствие случайного поджога строения прохожим. У собственника строения - потерпевшего возникает правоотношение с органом страхования, если имущество застраховано. Факт пожара в этом случае будет событием, так как он не связан с волей участников правоотношений - потерпевшего и органа страхования, но связан с волей других лиц.
Абсолютные события - это факты , происхождение которых вообще не связано с волей человека ( наводнение, иное стихийное бедствие).
Фактический (юридический) состав.
Во многих случаях для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один, а несколько юридических фактов. В подобных случаях говорят не о конкретных юридических фактах, а о сложном фактическом составе.
Юридический (фактический)состав— совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, прекращения или изменения правоотношения.
Фактический состав может определяться тем или иным нормативно-правовым актом конкретно или характеризоваться лишь общими признаками. Например, для получения пенсии по старости имеет значение совокупность юридических фактов, весьма разнородных по своему характеру:
• достижение пенсионного возраста;
• наличие необходимого трудового стажа;
• решение о назначении пенсии. Все эти условия конкретно определены законом.
Примерами фактического состава с общими признаками являются те обстоятельства, которые служат основанием для расторжения брака (фактический распад семьи, отсутствие нормальных условий для совместной жизни и воспитания детей и др.).
Функции юридических фактов. Функциями юридических фактов является обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования. Поскольку правовое регулирование — сложная, многоплановая система, соответственно не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. Можно выделить основную, дополнительные и специальные функции юридических фактов.
(1) Основная функцияюридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.
Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.
Первым, отправным, ведущим элементом в этом процессе выступают юридические нормы. Именно они содержат властную программу (модель) поведения субъектов. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение — конкретная модель поведения для конкретных субъектов.
Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом — основная функция юридических фактов в механизме правового регулирования.
(2) Дополнительные функции.В ряде правовых отношений юридические факты выполняют функцию (а) гарантий законности.(Это первая дополнительная функция). Применительно к юридическим фактам термин «гарантии законности» можно определить как существование юридических фактов, связанных с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана (б) с предварительным воздействием норм права на общественные отношения.
Теория права выделяет две формы предварительного воздействия норм на поведение субъектов.
Первая форма, когда юридические нормы очерчивают границу правомерного и неправомерного поведения, их предварительное воздействие носит пассивно-предупредительный характер. Оно выражается в том, что субъекты не совершают запрещенных действий.
Вторая форма, когда норма права закрепляет положительные последствия, она имеет активно-стимулирующее значение, поощряет субъекты к совершению указанных в ней действий.
(3) Специальные функцииюридических фактов связаны с включением их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов.
ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ Для возникновения правовых отношений, их изменения и прекращения часто имеет значение не один факт, а совокупность фактов, именуемая в науке фактическим составом.
Так, для того чтобы возникло пенсионное правоотношение, необходимо:
а) достижение лицом соответствующего возраста;
б) наличие трудового стажа; в) представление положенных документов;
г) принятие компетентным органом решения о назначении пенсии.
48. Правонарушения: понятие и виды.
Антиподом правомерного поведения является правонарушение, т.е. неправомерное поведение.
Правонарушение— это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.
Предложенное определение указывает на следующие существенные признаки правонарушений.
(1). Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества.
(2). Правонарушения носят противоправный характер. Если общественная опасность — это внутренний признак правонарушений, то противоправность — их внешняя черта, означающая, что правонарушение — это деяние, направленное против права, совершенное вопреки ему. Общественная опасность правонарушений обусловливает их противоправность: если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно и запрещается правовыми нормами. Противоправность — юридическое выражение общественной опасности деяния.
(3).Правонарушения совершаются только людьми. Правонарушением является деяние, совершенное не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает отчет в своем поведении и способно этим поведением руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.
(4). Правонарушение — это поведение, а не образ мыслей. Поведение выражается в противоправных действиях или бездействии. В них и только в них проявляются, «материализуются» общественно опасные намерения правонарушителя. Мысли сами по себе не могут быть четким и объективным критерием общественной опасности, противоправности и тем самым законности или незаконности поведения человека. Если определенный образ мыслей, суждения, противоречащие официальной доктрине, считаются преступлениями и преследуются, то это — свидетельство тоталитарности государства.
«Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом... Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это не что иное, как позитивные санкции беззакония» ( Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 14.).
(5). Правонарушение — это виновное деяние. Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением считаться не может, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны).
Совершаемые в нашей стране правонарушения крайне неоднородны. Однако все их можно разделить на две группы: преступления и проступки.
Преступления— наиболее тяжкий вид правонарушений.
Проступки — это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступлений.
Преступления и проступки следует четко разграничивать, ибо это связано с видом и размером наказания — наиболее болезненной социально-правовой мерой.
Различаются они степенью общественной опасности. Это достаточно определенный и полный критерий разграничения преступлений и проступков, предложенный юридической наукой и практикой. Преступления обладают большей общественной опасностью, нежели проступки.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии.
а) Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства. Объектом преступных посягательств являются, как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага. Это прежде всего жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность, безопасность государства, установленный в нем порядок управления и др.
Такие же сферы отношений, как трудовые, охрана природной среды, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие менее значимы, а потому посягательство на них признается законодательством не преступлением, а проступком.
б) Размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признается, как правило, преступлением, если нет — проступком.
Например, ст. 166 КоАП признает самоуправство (самовольное, с нарушением установленного законом порядка осуществления своего действительного или предполагаемого права) административным проступком, если оно не причинило существенного вреда гражданам либо государственным или общественным организациям. В случае же причинения этим субъектам существенного вреда, то же деяние признается уголовным законом преступлением (ст. 330 УК РФ).
в) Способ, время и мотив совершения противоправного деяния. Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 332 УК РФ). Нарушение правил рыболовства (в том числе и незаконная добыча рыбы) — это административный проступок (ст. 85 КоАП). Та же незаконная добыча рыбы, но совершенная в местах нереста или на миграционных путях к ним, уже квалифицируется по ст. 256 УК РФ как преступление.
Распространенность определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законодательному «переводу» проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополнится в этом случае новым составом преступления.
г) Личность правонарушителя. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, разовые уклонения родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, — это гражданско-правовые проступки. Злостное же уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность (ст. 157 УК РФ).
На общественную опасность личности указывают также неснятая и непогашенная судимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения, особо активная роль в совершении преступления и т.д.
Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные. К иным относятся, например, проступки, предусмотренные финансовым, земельным и иным законодательством.
(1) Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП).
Административный проступок — нарушение общеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности. Ответственность за административный проступок налагается определенными законом специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности. Видами административных взысканий за совершенный административный проступок являются: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.
(2) Дисциплинарный проступок — нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей.
В трудовом законодательстве за совершение дисциплинарного проступка предусмотрены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий.
Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в классном чине, воинском или специальном звании и др. Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностное лицо — руководитель.
(3)Гражданско-правовые нарушения (проступки) — нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. При нарушении личных неимущественных прав мерой ответственности может быть, например, опровержение ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца. При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещи у должника, признания сделки недействительной и т.д. Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды, третейский суд.
(4) Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.
Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда (ст. 73 УПК РФ). В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о принудительном приводе).
Процессуальным проступком будет и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть изменена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровую и явится наказанием за процессуальный проступок). Органом, который привлекает лицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.