Президент в парламентских республиках избирается парламентом.
Президент республики является только главой государства, но не главой правительства.
Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.
Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика— это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
В президентских республиках главой исполнительной власти является избираемый населением и не зависимый от парламента президент. Он формирует правительство, назначает и увольняет его чиновников. Парламент не имеет права объявлять недоверие правительству и отправлять его в отствку.
Президент имеет право отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Президент обладает так же правом законодательной инициативы, назначение референдума, введение чрезвычайного положения, решает вопросы помилования, награждения, предоставление гражданства.
13. Форма государственного устройства: понятие и виды.
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой),т.е.
-способом территориального деления (административно-территориальные единицы; автономные политические образования; государственные образования, обладающие суверенитетом);
- а также степенью централизации государственной власти(централизованные, децентрализованные).
Такое устройство государства обозначается термином «форма государственного устройства» под которой понимается
«национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами государственной власти».
Форма государственного устройства показывает:
v из каких частей состоит внутренняя структура государства;
v каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
v как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
v в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Теория государства и права выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства
v унитарные(простые) государства и
v федеративные (сложные) государства.
Унитарное государство (лат. единство) это государственное устройство, в составе которого
-нет других государств либо государственных образований,
-а его административно-территориальные единицы(области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.
Унитарное государство имеет место во многих странах.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
(1) Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
Следовательно, унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны.
Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
(2) На территории унитарного государства действует
· одна конституция,
· единая система законодательства,
· единая судебная система
· одно гражданство.
В нем функционирует
· единая денежная система,
· проводится для всех административно-территориальных единиц общая НАЛОГОВАЯ и КРЕДИТНАЯ политика.
Таким образом, Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.
Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая Конституция — Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.
Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. .
В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.
(3) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.
Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.
Все административно-территориальные единицы имеют
· одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.
Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы).
Хотя административно-территориальные единицы, как я уже отметил, не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.
(4) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускают НАЦИОНАЛЬНУЮ и ЗАКОНОДАТЕКЛЬНУЮ автономию.
Примеров можно привести множество. Например, в Судане автономное право представлено Южному региону, в Монголии Баян-Улэгэйский аймиак, а также в Грузии, Таджикистане.
(5) В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляются центральными органами, которые официально представляют страну на международной арене.
(6) Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени.
В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.
В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами различают
· централизованные унитарные государства и
· децентрализованные унитарные государства.
В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам.
Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.).
Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.
Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества — явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений.
Однако с развитием научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований — федераций, конфедераций, содружеств и т.д.
ФЕДЕРАЦИЯ представляет собой добровольное объединение несколько ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями.
И все же можно при этом выделить наиболее общие черты, характеризующие все федеративные государства.
(1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: республик, земель, штатов, кантонов и т.п.
Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.
Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти.
(2).В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
От решения этого вопроса зависит юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.
Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется
¨ либо конституционный,
¨ либо договорно-конституционный принцип
(3). Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
Таким образом, в федерации существует два уровня государственного аппарата:
¨ федеральный, союзный
¨ и республиканский (уровень штата, кантона, земли и т.д.).
Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет
¨ порядок организации,
¨ процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов,
устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации.
(4). В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. Как мы видим в федерации имеется двойное гражданство.
Каждый гражданин считается
¨ гражданином федерации
¨ и гражданином соответствующего государственного образования.
И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.
(5.) При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
Следовательно, федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя: в России – Совет Федерации). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения.
Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства., всех его регионов.
(6) В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовоую систему.
Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам.
Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций.
Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные законы, а также законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта.
Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.
(7) В федерации используется двухканальная система налогов:
¨ федеральные и
¨ налоги субъекта федерации.
Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации.
Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства.
Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.
(8) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (РФ, США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
(9) Заключающим общим признаком федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным.
Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава?
Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.
Исключением был бывший СССР, в конституции которого такое право было предоставлено. Однако это право было декларативным. Механизм его осуществления в конституции не устанавливался, а Закон Союза ССР (1989 г., когда прибалтийские страны поставили вопрос о выходе из СССР) о порядке выхода союзных республик из состава Союза ССР по существу свел это право на нет.
Действительно, отношения между субъектами федерации являются
¨ очень тесными,
¨ имеет место кооперация хозяйственных связей,
¨ допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем
¨ предоставления ему субсидий, дотаций и т.п.
Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба.
В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом.
Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства.
На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение.
Федерации строятся по
¨ территориальному
¨ и национальному признакам,
которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
Во-первых, государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов.