А как соотносится тип и формы государства?
Государства каждого типа облекаются во множество форм. Напр., государствам рабовладельческого т и п а были характерны:
§ монархии (древневосточные деспотии – Египет, Вавилон, Индия, Китай)
§ и республики (аристократические, напр., Римская империя с YI по I вв до н.э. и демократические, напр., Афинское государство.)
Для феодального т и п а:
§ монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная);
§ городские республики (Венеция, Генуя, Псков, Новгород и др.).
Для буржуазного т и п а:
§ демократические республики (парламентские, президентские),
§ и конституционные монархии.
Таким образом, государства каждого типа не могут воплощаться в любые формы.Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики.
Конкретная форма государствапредопределяется историческим типом государства.
Но форма государства зависит и от других факторов:
§ от уровня экономического развития общества;
§ соотношения классовых сил;
§ национальных и культурных традиций;
§ международной обстановки и т.п.
Таким образом, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (тип государства).
12. Форма государственного правления: понятие и виды.
Форма государственного правления показывает,
- как образуются высшие органы,
- что они собой представляют,
- на каких началах взаимодействуют.
Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.
Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
Под формой государственного правления понимается организация верховной государственной власти, структура ее органов, порядок их создания и взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в формировании органов государства и в контроле за их деятельностью.
В зависимости от названных факторов государства по формам правления делятся на монархии и республики.
Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства—монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Монархии бывают двух видов:
-абсолютная (неограничена) и
- ограничена.
При неограниченной (абсолютной)монархии монарх является единственным высшим органом государства.
Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.
Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи).
К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Ограниченная (конституционная) монархия бывает: дуалистической и парламентской.
При ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ (лат. - двойственный) государственная власть носит двойственный характер, когда законодательная власть отделена от исполнительной.
Это означает, что юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.
Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.
Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX столетия в период буржуазно-демократических революций, в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Напр., в странах кайзеровской Германии (1871-1918), Австрии, Италии, Кувейт, Непал, Эфиопии, Иране и др странах
В дуалистических монархиях:
¨ вся исполнительная власть принадлежит монарху, включая право:
а) формировать правительство, которое несет ответственность лично перед монархом;
б) назначать министров и др. должностных лиц;
¨ монарх обладает правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению;
¨ монарх выполняет функции реального главы государства;
¨ полномочия парламента ограничены вопросами законодательства и одобрения или отклонения бюджета.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОНАРХИЯ характеризуется следующими основными признаками:
§ правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
§ лидер партии, обладающим наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
§ в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
§ законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
§ правительство, согласно конституции, несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.
Республика — это форма правления, в которой высшая , государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих общих юридических признаков.
(1). Существованиереспубликанского правления — это коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов
Все высшие органы государственной власти — разного рода собрания, советы и т.п. — имеют
¨ сложную структуру,
¨ наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями
¨ и согласно закону несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей:
¨ законодательную,
¨ исполнительную
¨ и судебную.
(2) Республиканская форма правления имеет отличительные особенности при образовании органов власти
По существу республика — это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти
¨ избираются народом
¨ либо формируются общенациональным представительным учреждением.
В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее демократичные, другие более демократичные.
Но непреложным остается тот факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти.
(3) признаком республиканской формы правления является: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти.
В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только
¨ для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно.
В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность.
Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.
(4) признаком республиканской формы правления является: юридическая ответственность должностных лиц в случаях, предусмотренных законом.
Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как
¨ досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров),
¨ роспуск парламента,
¨ снятие с должности (судьи) и др.
Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить,
-на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе
-и где нужно заменить то или иное должностное лицо.
Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.
(5) признак республиканской формы правления является: обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.
Решения, принимаемые высшими органами власти — законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке и поэтому являются обязательными для всех других государственных органов..
Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.
(6) Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
Таковы общие признаки республиканской формы правления.
Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики : парламентарные и президентские.
Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен (Италия, Германия, Индия и др.)
- не только законодательными полномочиями,
- но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.