Критерии типологии государства и права. Понятие типа государства и права
Наиболее общим критерием типологии государства и права, в рамках теории государства и права, до недавнего времени считалась общественно-экономическая формация (ФОРМАЦИОННЫЙ).
Она представляет собой исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
Каждая общественно-экономическая формация характеризуетсяопределенным типом производственных отношений. Каждая из них имеет, наряду с общими, свойственными всем формациям, свои особые, законы возникновения и развития.
Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышаетсясоответствующая надстройка в виде совокупностиидей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений.
Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства и права.
Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического базиса, возникающий на его основе надстройки, а вместе с тем соответствующего типа государства и права.
Наиболее распространенным и ставшим своего рода классическим вариантом использования общественно-экономической формации в качестве критерия типологии государства и права является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса. Родоначальником общественно-экономической формации явился К.Маркс, который делил мировую историю на три микроформации:
¨ первичную (архаичную),
¨ вторичную (экономическую)
¨ и третичную (коммунистическую), получивших название общественных.
Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие:
1)частной собственности;
2)противоположных классов;
3)товарного производства.
В последующем трехчленка была подправлена на пятичленку. Согласно такого подхода для определения типа государства и права необходимо ответить на три вопроса:
¨ какому типу производственных отношений соответствует данное государство и право;
¨ орудием какого класса оно является;
¨ каково социальное назначение данного государства и права,
Таким образом, в научной литературе стали выделяются пять общественно-экономических формаций:
¨ первобытнообщинная (не знает частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Способ производства, основан на коллективной (общинной) форме собственности. Власть опиралась на автлритет и выражает интересы всей общины, т.е. социума в целом),
Переход к государственно-организованному обществу связан с изменения в базисе первобытного общества, с несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил, что предполагает социальную революцию. Именно в способе производстве, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов и иных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали политического оформление в виде государства.
Поэтому стали возникать общественно-экономические формации:
¨ рабовладельческая,
¨ феодальная,
¨ капиталистическая
¨ и коммунистическая, и соответственно – четыре вида государства и права (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).
Наряду с данной схемой, в научной литературе в последние годы стала довольно широко применяться ШЕСТИЧЛЕННАЯ СХЕМА деления всемирно-исторического процесса. Особенность ее заключается в том, что к вышеназванным формациям, добавляется так называемый АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА.Он отражает весьма важные специфические особенности раннеклассового общества в странах Востока.
Азиатскому способу производству, по мнению авторов, должна соответствовать особо общественно-экономическая формация и , соответственно, свой особый тип государства и права. Данный вариант типологии государства и права (шестичленка) вызывает среди специалистов в области философии, государства и права довольно разноречивые суждения и споры.
Общественно-экономической формацию, как критерий, применяемый для типологии государства и права, не следует абсолютизировать и считать единственно правильным, неким «всеобщим».
Данный критерий подвергается серьезной критике за претензионность на абсолютную правильность и непогрешимость. Однако несмотря на критические замечания в адрес формационного подхода к типологии государства и права, полностью отказываться от него не следует. Он полезен и для дальнейшего изучения и уточнения ранних типов государства и права, возникших при переходе от первобытного строя к феодализму.
В научной литературе за последние годы довольно широкое распространение, наряду с формационным, получил так называемый ЦИВИДИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД как критерий типологии государства и права.
Суть его заключается в том, что вместо «общественно-экономической формации» как критерия типологии государства и права предпринимается попытка использования в качестве такого критерия – критерий «цивилизация».
В самом общем виде понятие «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» можно сформулировать как социокультурную (социо-общество) систему, включающую:
Ø как социально-экономические условия жизнедеятельности общества,
Ø так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы,
Ø а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
При цивилизационном подходе тип государства и права определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовно, культурными факторами.