Мир после Второй мировой войны

Развитие человечества после Второй мировой войны распадается на два этапа. Первый (1945 — 1991 гг.) характеризовался острым противостоянием двух сверхдержав (США и СССР), начавшимся сразу же после завершения Второй мировой войны.

С лёгкого пера западных журналистов это противостояние получило название «холодной войны», поскольку характеризовалось бескомпромиссной борьбой во всех сферах жизни, но всё-таки не привело к прямому крупному военному столкновению сверхдержав. Противостояние СССР и США несло огромную идеологическую нагрузку, поскольку представлялось лидерами противоборствующих держав как конфликт двух мировоззрений.

Следствием борьбы сверхдержав стал раскол мира на две части, возглавляемые ими. Линия раскола порой проходила даже в пределах одной и той же страны. В послевоенные десятилетия на две части оказались расколотыми такие страны, как Германия, Китай, Корея, Вьетнам. В 1949 году вокруг США возник военно-политический блок НАТО, после присоединения к которому Западной Германии в 1955 году была образована Организация Варшавского Договора, объединившая вокруг СССР страны Восточной Европы, которые в послевоенные годы стали ближайшими союзниками Советского Союза и пошли по пути строительства социалистического общества по советскому образцу.

Ключевым звеном «холодной войны» стала гонка вооружений, исход которой и определил развязку противостояния двух сверхдержав в послевоенном мире. Развернувшись со второй половины 1940-х годов, она продолжалась с переменным успехом до середины 1980-х, когда стало окончательно ясно, что Советский Союз оказался не в состоянии продолжить её. Причины поражения СССР в гонке вооружений следует искать прежде всего в изначальном неравенстве экономических потенциалов сверхдержав, в силу чего задача победить США на этом поприще было едва ли возможно. Длительное соревнование, увенчавшееся к началу 1970-х годов установлением примерного паритета военных потенциалов сверхдержав, было возможным только в силу исключительных возможностей перекачки ресурсов из одной отрасли народного хозяйства в другую, которые давала командно-административная система. Однако и её возможности оказались к середине 1980-х годов полностью исчерпанными.

Определяющее значение для исхода гонки вооружений имели, как это ни может показаться парадоксальным на первый взгляд, 1970-е годы, вошедшие в историю международных отношений послевоенного времени как годы разрядки напряжённости, смягчения остроты противостояния сверхдержав. Как это произошло?

1970-е годы со всей очевидностью продемонстрировали преимущества той модели социально-экономического развития, которая утвердилась во всех странах Запада в послевоенные десятилетия. Социально ориентированная рыночная экономика в полной мере показала свой потенциал уже в 1950 — 1960-е годы, породив понятие «экономического чуда» — длительного бескризисного развития с устойчивыми высокими темпами экономического роста, который был особенно характерен для стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне — Западной Германии, Италии, Японии. В рождении «экономического чуда» важную роль сыграли правительства названных стран. Но оно стало возможным ещё и потому, что после Второй мировой войны державы-победительницы и прежде всего США отказались от экономического давления, принципов жёсткого протекционизма, взяв курс на глубокую экономическую интеграцию. К такому решению их в немалой степени подталкивали задачи противостояния с Советским Союзом и объединившимися вокруг него странами мировой системы социализма.

В 1948 — 1952 гг. США предоставили экономическую помощь пострадавшим от войны странам Западной Европы в размере 13 млрд. долларов (так называемый план Маршалла, получивший название по имени госсекретаря США), причём получение помощи было поставлено в зависимость от корректировки внешне- и внутриполитического курса в русле, желательном для Соединённых Штатов.

В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали, в которое вошли предприятия металлургической и горнодобывающей отраслей шести стран (Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), снявшее таможенные барьеры на пути развития тяжёлой промышленности. В 1957 г. эти же страны образовали Европейское экономическое сообщество (Общий рынок), призванное обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Экономическая интеграция позволила создать ёмкий рынок и избежать развала экономических связей, который был одним из негативных факторов развития Западной Европы в 1930-е годы.

Моментом истины в экономическом соревновании двух сверхдержав и двух мировых систем стали 1970-е годы. Их начало было отмечено падением темпов экономического развития стран Запада. В 1974 — 1975 гг. впервые после Второй мировой войны разразился экономический кризис, который повторился в 1980 — 1982 гг. Экономический кризис 1974 — 1975 гг. был во многом связан с энергетическим кризисом. Последний был вызван возникновением организации стран — экспортёров нефти, сумевших преодолеть разногласия и с начала 1970-х годов общими усилиями обеспечивших повышение цен на нефть в 10 раз.

Это подтолкнуло индустриальные страны к ускорению поисков новых энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Решить эту задачу было возможно лишь на принципиально новой научной и технологической основе. Во второй половине 1970-х гг. в связи с развитием электронно-вычислительной техники, гибких производственных систем, генной инженерии и биотехнологий начался новый этап научно-технического прогресса. Этот рубеж принято связывать с важнейшей вехой в истории человечества — переходом наиболее развитых стран от стадии индустриального общества к стадии информационного общества, для которого характерен переход от экстенсивного типа производства к интенсивному. Переход к информационному обществу стал возможен благодаря механизму рыночной экономики, обеспечившему приток капиталовложений в наиболее перспективные области научных исследований и вновь возникающие отрасли промышленного производства.

Экономика СССР, получившая значительный приток финансовых ресурсов в результате повышения мировых цен на нефть, осталась в 1970-е годы в стороне от качественных технологических инноваций. Когда же в середине 1980-х гг. внедрение ресурсосберегающих технологий привело к быстрому падению цен на нефть, а дальнейшее освоение нефтяных месторождений Западной Сибири потребовало значительных затрат, необходимость ускорения научно-технического прогресса в СССР стала настолько очевидной, что породила политику Перестройки.

Попытки проведения экономической реформы в СССР оказались безрезультатными вследствие решительного сопротивления партийно-бюрократического аппарата, опасавшегося потерять привилегированное положение в обществе. Попытка же проведения глубокой политической реформы обернулась распадом СССР (декабрь 1991 г.) и мировой системы социализма.

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. отмечено нарастанием процессов глобализации. Глобализация распространяется сегодня на самые различные сферы жизни общества, комплексное, растущее единство современного мира обусловлено необходимостью решения глобальных проблем. Она включает в себя прежде всего формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.

Глобализация порождает немало серьёзных проблем. Разрушаются традиционные уклады жизни, приходят в упадок оказавшиеся неэффективными отрасли производства. В этих условиях значительно возрастает роль национального государства, главной задачей которого становится обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики, согласия в обществе, основанного на учёте интересов всех его социальных слоёв.

Наши рекомендации