Советский государственный аппарат и борьба с бюрократизмом
(...) Ленин, отстаивая со всей энергией задачу борьбы с нашим организационным варварством, всегда соподчинял эту задачу задачам социально-классового порядка, а эту последнюю задачу можно сформулировать таким образом: как добиться того, чтобы государственный аппарат, который всегда и всюду являлся орудием защиты привилегий и неравенства, который, в частности, в форме всесословной бюрократии служил лестницей, по ступеням которой отдельные способные люди из низов могли подниматься к привилегированным слоям и приобщаться к привилегированному положению, как сделать, чтобы этот государственный аппарат с такими навыками, которые воспитывались тысячелетиями, превратить в нечто прямо противоположное, в инструмент, поднимающий к политически-государственной жизни всю массу в целом, поднимающий как раз самые невежественные, самые отсталые слои трудящихся, который вместо того, чтобы закреплять и защищать неравенство, способствовал бы скорейшему изживанию всякого неравенства. (...)
(...) Исторически бюрократизм появляется как результат развития денежного хозяйства. Торговый капитал создает соответствующую ему политическую форму — абсолютную монархию, а вместе с тем и бюрократическую организацию. (..^Распространенное у нас, до революции, противопоставление общественности и бюрократизма по существу дела являлось не чем иным, как борьбой (...) двух представлений о качествах, которыми должен отличаться чиновник. Когда либералы твердили о необходимости заменить бюрократическое управление общественной самодеятельностью, то за этим скрывалось требование перехода от бюрократизма эпохи торгового капитала и полуфеодальной эпохи к бюрократии эпохи промышленного капитала. Это яснее всего проявилось в момент Февральской революции, когда мы видим, что адвокаты, присяжные поверенные — эти представители общественности по преимуществу — вдруг оказываются на всех решительно бюрократических постах, начиная от министерских канцелярий, кончая милицейскими участками.
На этом революция не заканчивается. Переход от эпохи промышленного капитализма к финансовому капитализму, монополистическому капитализму, выдвигает новые задачи и новые требования. Государственная организация связывается с монополистическими организациями финансового капитала, она ставит себе целый ряд хозяйственных задач, и это требует нового типа чиновника, теснейшим образом связанного с деловыми, банковскими, финансовыми кругами, умеющими работать по-деловому. Если в эпоху промышленного капитализма идеальный бюрократ рассматривался только как страж формальных условий оборота, то теперь от него требуется, чтобы он являлся организатором, чтобы он мог разрешать те хозяйственные задачи, которые теснейшим образом сплетаются с задачами политическими. Отсюда течение в сторону рационализации государственного аппарата, придания ему нового коммерческого промышленного духа. Особенно в этом отношении много сделала мировая война, которая сильно способствовала сращиванию государственного аппарата с промышленной и торговой финансовой организацией буржуазии.
Таким образом, бюрократический аппарат, создавшийся в эпоху промышленного капитализма, снова подвергается критике под углом зрения буржуазной рационализации, эффективности, деловой постановки аппарата и т. д. Публичная администрация начинает применять новейшие методы, которые разработаны в капиталистических предприятиях (фордизм, тейлоризм и т. д.). Бюрократия как будто бы начинает терять один из своих существенных признаков — бездушный формализм, отвращающийся от сущности дела, рутину, преклонение перед бумажным производством. (...)
Тот факт, что вопрос о засоренности советского аппарата выдвигается на первый план, что мы стоим сейчас перед чисткой как ударной задачей, — отнюдь не является случайным. Рабочий класс и примыкающий к нему слой крестьянства достаточно вырос в политическом и культурном отношениях, чтобы начать успешно проводить этот поход. Советская система только теперь начала развертывать все те возможности, которые в ней заложены по части интенсивного и экстенсивного роста участия масс в управлении государством. Об этом свидетельствуют и цифры, касающиеся перевыборов советов, и цифры, касающиеся работы секции советов, и цифры, касающиеся работы женского делегатского корпуса и всех бесчисленных организаций, в которых находит себе выражение пролетарская самодеятельность. Я не буду говорить о том чудесном превращении людей, вчера еще безграмотных или малограмотных, политически совершенно неразвитых, превращении их в активных общественных работников. Это особенно хорошо известно тем, кто соприкасается с деятельностью женских организаций. И я думаю, что при таком политическом и культурном росте терпеть дальше в советском государственном аппарате язву бывших полицейских, кулаков, купцов, активных белогвардейцев, взяточников и казнокрадов рабочий класс не должен и не будет.
Но есть еще одна сторона дела. Суть в том, что успехи нашего социалистического строительства на определенном этапе сопровождаются усиленным сопротивлением капиталистических элементов, сопровождаются их попытками вырвать из-под влияния пролетариата крестьянство, — попытками исказить, извратить политику советской власти. При такой ситуации совершенно недопустимо оставлять государственный аппарат в руках элементов, чуждых, а подчас и прямо активно нам враждебных. (...)
(...) Я должен отметить, что ленинская точка зрения на борьбу с недостатками нашего аппарата никогда не исчерпывалась лозунгом “учиться и поднимать организационную культуру”; наряду с этим Ленин неоднократно подчеркивал необходимость жестких репрессий по отношению к конкретным носителям волокиты и к тем, кто с этой волокитой бороться не умеет. (...)
(...) Надо, наоборот, подчеркнуть со всей силой то обстоятельство, что когда речь шла о реорганизации аппарата или об изменении форм отчетности или даже о сокращении штатов, то тут мы могли опираться и действительно опирались на поддержку и активное содействие со стороны лучшей части специалистов и беспартийных служащих. Но когда речь идет о боевых классовых задачах, о чистке и об орабочивании аппарата, то здесь мы встречаемся в лучшем случае с непониманием, с индифферентностью, желанием как-то отойти в сторонку от этого дела, уклониться, отмолчаться. (...)
А ведь не надо забывать, что дело не ограничивается выдвижением отдельных, и притом более развитых, более способных, представителей рабочего класса. Самое главное в ленинской установке заключается в том, чтобы к участию в управлении государством привлечь поголовно всю массу, а не избранных, не людей, которые отличаются какими-нибудь особенными достоинствами; ведь советское государство должно вовлекать в дело управления как раз самых отсталых, самых невежественных, самых робких, чтобы их развить, их поднять. (...)
Печатается по: Пашуканис Е.. Игнат С. Очередные задачи борьбы с бюрократизмом: Доклады в Институте советского строительства и прения по докладам. М., 1929. С. 6—9, 19—20,22—23.