Политика как искусство государственного управления.
«Политика не наука — это искусство», — в свое время заявил канцлер Германии Бисмарк. Искусство, которое он имел в виду, есть искусство государственного управления, осуществление государственного контроля над обществом через принятие и исполнение коллективных решений, — классическое понимание политики, восходящее к первоначальному значению этого слова у древних греков.
Термин «политика» происходит от слова полис(polis), буквально означающего «город-государство». Древняя Греция была разделена на множество независимых городов-государств, каждое из которых имело свои органы управления. Самым большим и наиболее влиятельным из этих полисов были Афины, по праву считающиеся исторической колыбелью демократии. В свете истории, следовательно, под политикой следует понимать все то, что имеет отношение к делам полиса, буквально — это то, «что касается полиса». Современная форма такого определения — «то, что касается государства». Данное понимание политики чаще всего проявляется и в современном повседневном языке.
Сегодня отождествление политики с тем, «что касается государства», представляет собой несколько устаревшее понимание предмета политологии. При таком подходе изучать политику означает по сути изучать правительство или более широко — отправление власти. Здесь предполагается, что политика охватывает только те процессы, посредством которых правительство, реагируя на давление общества, осуществляет распределение благ и ценностей или, напротив, прибегает к мерам негативного характера, а под ценностями (5) понимаются такие блага, которые приняты обществом и признаны им в качестве обязательных. Политика здесь ближе всего подходит к англоязычному понятию «policy», то есть - совокупности официальных решений, которыми орган власти предписывает обществу ту или иную программу или направление деятельности.
Явно видимый недостаток такого подхода — его узость. Получается, что политика сводится лишь к тому, что происходит внутри той системы организаций общества, что концентрируются вокруг аппарата власти. В таком понимании политика и совершается-то лишь в кабинетах, законодательных палатах, правительственных ведомствах, а вершат ее очень малые и особые группы людей - политики, чиновники, лоббисты. Большинство людей, большая часть институтов и видов общественной деятельности здесь заведомо выводятся за пределы политики. Бизнес, всевозможные местные сообщества, семья, школа и другие образовательные институты — все это в данном случае понимается как структуры «неполитические», никак не связанные с «управлением страной». Мало того, отождествление политики с государственным аппаратом означает и то, что за скобками остаются и факторы международного порядка, включая те глобально действующие силы, что сегодня в возрастающей степени воздействуют на нашу жизнь — трансграничные технологии и транснациональные корпорации.
Такой подход есть попросту отзвук тех времен, когда на международной арене действовали исключительно внутренне замкнутые национальные государства. Все это вступает в прямое противоречие с нынешним положением вещей, где все более и более сложные общества становятся объектом управления со стороны не столько правительства, сколько целой сети органов общественного и частного секторов, и где настало время сам термин «правительство» заменить на «макроуправление».
Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки
Основополагающими объектами исследования политологии являются
государство,
власть и властные отношения,
государственно-политическая организация общества и весь комплекс ее институтов: государственно-правовой, партийный, избирательный, механизм принятия решений
Компонентами политики являются:
политическое господство и управление;
конституционное закрепление власти;
политическое неравенство;
механизм правления в рамках различных государственно-политических систем;
отношения людей с институтами власти;
механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества;
политическая социализация и коммуникация средств массовой информации
Политика современного государства не только многообразна, но и многоуровнева
Уровни государственной политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики
Внутренняя политика государства обычно подразделяется на
федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах),
региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимая центральной властью данной страны,
и локальную, которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления
Внешняя политика государства имеет
глобальный или всемирный уровень,
континентальный уровень (для американского и африканского континентов),
региональный уровень (например, политика в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, арабском мире, странах черной Африки и т. д.)
и местный, или локальный, уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран
По сферам охвата государственная политика подразделяется на:
экономическую,
социальную,
культурную,
которые, в свою очередь, дифференцируются на субсферы, более узкие области человеческой деятельности и приложения усилий
Экономическая политика включает такие субсферы, как
финансовая политика,
сырьевая политика,
энергетическая политика,
производственная политика,
транспортная политика,
торговая политика
и другие виды политики в экономической сфере
Социальная политика государства включает
политику в области образования,
здравоохранения,
пенсионного обеспечения,
заработной платы и т. д.
Культурная политика государства подразделяется на
политику в области музейного дела,
театра,
литературы,
музыки,
кинематографии,
спорта,
развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации
Современная государственная политика может подразделяться по возрастным группам и возрастным проблемам людей:
молодежная политика,
политика по отношению к детям и детству,
политика по отношению к пожилым людям
Выделяют
политику государства по отношению к
государственным служащим,
военнослужащим,
инвалидам,
жителям села,
отдаленных территорий
В многонациональных странах большое значение имеет
национальная, или этническая политика,
политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.
Сегодня понятием политики пользуются предельно расширительно
В обществе можно услышать о
политике в области товаров широкого потребления,
продовольствия,
детской одежды,
моды,
досуга или развлечений,
туризма, отдыха и т. д.
В современном демократическом обществе политика выполняет следующие общие функции:
♦ структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов;
♦ выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры (политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации);
♦ согласование интересов различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;
♦ придание конфликтам более рационального и уравновешенного характера;
♦ корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости;
♦ предложение обществу целей, проектов, программ развития и т. д.;
♦ создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;
♦ обсуждение и принятие необходимых обществу законов;
♦ распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;
♦ управление через бюджет социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;
♦ обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;
♦ политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;
♦ политическая коммуникация между гражданским обществом и государством, между государством и личностью
Политическая наука выработала и использует определенный научный аппарат, включающий такие «инструменты», как:
♦ понятие — научное определение политического факта, явления или процесса;
♦ категория — взаимосвязь, комбинация понятий, помогает осознать связь между политическими фактами, явлениями, процессами;
♦ модель — схема, образ, изображение или описание политического явления или процесса;
♦ политическая концепция — трактовка какого-либо политического факта, явления или процесса, способ его понимания и основная идея его систематического изложения;
♦ политическая теория — обобщенное и систематизированное изложение явления или процесса, некая абстрактная конструкция, позволяющая понять сущность, тенденции развития, роль и место этого явления или процесса в политической жизни
2. Политология – синтетическая наука
Она включает:
- политическую философию;
- политическую социологию;
- политическую историю;
- политическую психологию
Методы исследования политики
• нормативно-ценностный
• структурно-функциональный
• бихевиористский
• институциональный
• антропологический
• психологический
• деятельностный
• сравнительный
• исторический
Нормативно-ценностный метод
• предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения «высших ценностей» — общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п.;
• ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения;
• требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение;
• применяется чаще всего при создании программных документов политических партий, общественно-политических организаций, движений, реже — для создания государственных программ
Структурно-функциональный метод
(разновидности – функциональный, системный)
предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет определенные функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий;
деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями;
применяется при создании программ оптимизации политической системы страны, региона
Бихевиористский метод
его суть – в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп;
требует применения к исследованию политики методов, используемых в естественных науках и прикладной социологии (ясности выражения, четкости определения исследовательской процедуры, верификации);
принципы бихевиоризма:
- политика имеет личностное измерение;
- доминирующими мотивами политического поведения являются психологические мотивы;
- в политологии могут использоваться достижения естественных наук;
- политические явления измеряются количественно, что открывает широкие возможности в использовании математических методов, статистических данных, результатов социологических опросов, компьютерной техники
Институциональный метод
старейший метод исследования политики
ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности
Антропологический метод
требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.);
Принципы антропологического метода:
- постоянство фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой;
- универсальность человека, единство человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправие всех людей;
- неотъемлемость естественных прав человека, их приоритет по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства
Этот подход требует выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы поведения, обусловленные человеческой природой
Психологический метод
• исходит в политических исследованиях из особенностей психики человека;
• предполагает исследование не психики человека вообще, а психики конкретного индивидуума, участвующего в политике;
• ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, механизмов психологических мотиваций;
• позволяет создавать психограммы поведения конкретных политических деятелей
Деятельностный метод
• предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности,
• как циклического процесса, имеющего определенные этапы:
- определение целей деятельности,
- принятие решений;
- организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
- регулирование деятельности;
- учет и контроль реализации целей;
- анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач
Этот подход – методологическая база теории политических решений
Сравнительный (компаративный) метод
предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач
применяется при сравнительном анализе политической жизни различных стран, регионов
Исторический метод
требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего
Используются в политологии общелогические методы:
• анализ,
• синтез,
• индукция,
• дедукция,
• абстрагирование
• формализация
• обобщение
Применяются также и методы эмпирических исследований
• статистические,
• анализ документов,
• эксперимент,
• моделирование,
• прогноз,
• опрос (анкетирование, интервью),
• наблюдение
Функции политологии
• Познавательная
• Ориентационная (мировоззренческая)
• Прогностическая
• Идеологическая (создание моделей)
• Практическая