Политика как искусство государственного управления.

«Политика не наука — это искусство», — в свое время заявил канцлер Германии Бисмарк. Искусство, которое он имел в виду, есть искусство государственного управления, осуществление государственного контроля над обществом через принятие и исполнение коллективных решений, — классическое понимание политики, восходящее к первоначальному значению этого слова у древних греков.

Термин «политика» происходит от слова полис(polis), буквально означающего «город-государство». Древняя Греция была разделена на множество независимых городов-государств, каждое из которых имело свои органы управления. Самым большим и наиболее влиятельным из этих полисов были Афины, по праву считающиеся исторической колыбелью демократии. В свете истории, следовательно, под политикой следует понимать все то, что имеет отношение к делам полиса, буквально — это то, «что касается полиса». Современная форма такого определения — «то, что касается государства». Данное понимание политики чаще всего проявляется и в современном повседневном языке.

Сегодня отождествление политики с тем, «что касается государства», представляет собой несколько устаревшее понимание предмета политологии. При таком подходе изучать политику означает по сути изучать правительство или более широко — отправление власти. Здесь предполагается, что политика охватывает только те процессы, посредством которых правительство, реагируя на давление общества, осуществляет распределение благ и ценностей или, напротив, прибегает к мерам негативного характера, а под ценностями (5) понимаются такие блага, которые приняты обществом и признаны им в качестве обязательных. Политика здесь ближе всего подходит к англоязычному понятию «policy», то есть - совокупности официальных решений, которыми орган власти предписывает обществу ту или иную программу или направление деятельности.

Явно видимый недостаток такого подхода — его узость. Получается, что политика сводится лишь к тому, что происходит внутри той системы организаций общества, что концентрируются вокруг аппарата власти. В таком понимании политика и совершается-то лишь в кабинетах, законодательных палатах, правительственных ведомствах, а вершат ее очень малые и особые группы людей - политики, чиновники, лоббисты. Большинство людей, большая часть институтов и видов общественной деятельности здесь заведомо выводятся за пределы политики. Бизнес, всевозможные местные сообщества, семья, школа и другие образовательные институты — все это в данном случае понимается как структуры «неполитические», никак не связанные с «управлением страной». Мало того, отождествление политики с государственным аппаратом означает и то, что за скобками остаются и факторы международного порядка, включая те глобально действующие силы, что сегодня в возра­стающей степени воздействуют на нашу жизнь — трансграничные технологии и транснациональные корпорации.

Такой подход есть попросту отзвук тех времен, когда на международной арене действовали исключительно внутренне замкнутые национальные государства. Все это вступает в прямое противоречие с нынешним положением вещей, где все более и более сложные общества становятся объектом управления со стороны не столько правительства, сколько целой сети органов общественного и частного секторов, и где настало время сам термин «правительство» заменить на «макроуправление».

Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки

Основополагающими объектами исследования политологии являются

государство,

власть и властные отношения,

государственно-политическая организация общества и весь комплекс ее институтов: государственно-правовой, партийный, избирательный, механизм принятия решений

Компонентами политики являются:

политическое господство и управление;

конституционное закрепление власти;

политическое неравенство;

механизм правления в рамках различных государственно-политических систем;

отношения людей с институтами власти;

механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества;

политическая социализация и коммуникация средств массовой информации

Политика современного государства не только многообразна, но и многоуровнева

Уровни государственной политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики

Внутренняя политика государства обычно подразделяется на

федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах),

региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимая центральной властью данной страны,

и локальную, которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления

Внешняя политика государства имеет

глобальный или всемирный уровень,

континентальный уровень (для американского и африканского континентов),

региональный уровень (например, политика в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, арабском мире, странах черной Африки и т. д.)

и местный, или локальный, уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран

По сферам охвата государственная политика подразделяется на:

экономическую,

социальную,

культурную,

которые, в свою очередь, дифференцируются на субсферы, более узкие области человеческой деятельности и приложения усилий

Экономическая политика включает такие субсферы, как

финансовая политика,

сырьевая политика,

энергетическая политика,

производственная политика,

транспортная политика,

торговая политика

и другие виды политики в экономической сфере

Социальная политика государства включает

политику в области образования,

здравоохранения,

пенсионного обеспечения,

заработной платы и т. д.

Культурная политика государства подразделяется на

политику в области музейного дела,

театра,

литературы,

музыки,

кинематографии,

спорта,

развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации

Современная государственная политика может подразделяться по возрастным группам и возрастным проблемам людей:

молодежная политика,

политика по отношению к детям и детству,

политика по отношению к пожилым людям

Выделяют

политику государства по отношению к

государственным служащим,

военнослужащим,

инвалидам,

жителям села,

отдаленных территорий

В многонациональных странах большое значение имеет

национальная, или этническая политика,

политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.

Сегодня понятием политики пользуются предельно расширительно

В обществе можно услышать о

политике в области товаров широкого потребления,

продовольствия,

детской одежды,

моды,

досуга или развлечений,

туризма, отдыха и т. д.

В современном демократическом обществе политика выполняет следующие общие функции:

♦ структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов;

♦ выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры (политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации);

♦ согласование интересов различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;

♦ придание конфликтам более рационального и уравновешенного характера;

♦ корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости;

♦ предложение обществу целей, проектов, программ развития и т. д.;

♦ создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;

♦ обсуждение и принятие необходимых обществу законов;

♦ распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;

♦ управление через бюджет социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;

♦ обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;

♦ политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;

♦ политическая коммуникация между гражданским обществом и государством, между государством и личностью

Политическая наука выработала и использует определенный научный аппарат, включающий такие «инструменты», как:

♦ понятие — научное определение политического факта, явления или процесса;

♦ категория — взаимосвязь, комбинация понятий, помогает осознать связь между политическими фактами, явлениями, процессами;

♦ модель — схема, образ, изображение или описание политического явления или процесса;

♦ политическая концепция — трактовка какого-либо политического факта, явления или процесса, способ его понимания и основная идея его систематического изложения;

♦ политическая теория — обобщенное и систематизированное изложение явления или процесса, некая абстрактная конструкция, позволяющая понять сущность, тенденции развития, роль и место этого явления или процесса в политической жизни

2. Политология – синтетическая наука

Она включает:

- политическую философию;

- политическую социологию;

- политическую историю;

- политическую психологию

Методы исследования политики

• нормативно-ценностный

• структурно-функциональный

• бихевиористский

• институциональный

• антропологический

• психологический

• деятельностный

• сравнительный

• исторический

Нормативно-ценностный метод

• предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения «высших ценностей» — общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п.;

• ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения;

• требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение;

• применяется чаще всего при создании программных документов политических партий, общественно-политических организаций, движений, реже — для создания государственных программ

Структурно-функциональный метод

(разновидности – функциональный, системный)

предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет определенные функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий;

деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями;

применяется при создании программ оптимизации политической системы страны, региона

Бихевиористский метод

его суть – в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп;

требует применения к исследованию политики методов, используемых в естественных науках и прикладной социологии (ясности выражения, четкости определения исследовательской процедуры, верификации);

принципы бихевиоризма:

  1. политика имеет личностное измерение;
  2. доминирующими мотивами политического поведения являются психологические мотивы;
  3. в политологии могут использоваться достижения естественных наук;
  4. политические явления измеряются количественно, что открывает широкие возможности в использовании математических методов, статистических данных, результатов социологических опросов, компьютерной техники

Институциональный метод

старейший метод исследования политики

ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности

Антропологический метод

требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.);

Принципы антропологического метода:

  1. постоянство фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой;
  2. универсальность человека, единство человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправие всех людей;
  3. неотъемлемость естественных прав человека, их приоритет по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства

Этот подход требует выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы поведения, обусловленные человеческой природой

Психологический метод

• исходит в политических исследованиях из особенностей психики человека;

• предполагает исследование не психики человека вообще, а психики конкретного индивидуума, участвующего в политике;

• ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, механизмов психологических мотиваций;

• позволяет создавать психограммы поведения конкретных политических деятелей

Деятельностный метод

• предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности,

• как циклического процесса, имеющего определенные этапы:

- определение целей деятельности,

- принятие решений;

- организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

- регулирование деятельности;

- учет и контроль реализации целей;

- анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач

Этот подход – методологическая база теории политических решений

Сравнительный (компаративный) метод

предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач

применяется при сравнительном анализе политической жизни различных стран, регионов

Исторический метод

требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего

Используются в политологии общелогические методы:

• анализ,

• синтез,

• индукция,

• дедукция,

• абстрагирование

• формализация

• обобщение

Применяются также и методы эмпирических исследований

• статистические,

• анализ документов,

• эксперимент,

• моделирование,

• прогноз,

• опрос (анкетирование, интервью),

• наблюдение

Функции политологии

• Познавательная

• Ориентационная (мировоззренческая)

• Прогностическая

• Идеологическая (создание моделей)

• Практическая

Наши рекомендации