Римское право-этапы становления.тоже все в учебнике.
Этапы развития права
I) 753 – середина III в. до н.э. – древнейший период. Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью основных институтов и их тесной связью с сакральной сферой.
II) середина III в. до н.э. – середина III в. н.э. – классический период. Римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных правоотношений.
III) IV-376 г. н.э. – постклассический период. В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса.
Система: публичное и частное.
Институции Юстиниана разделяли право по признаку письменной и устной формы источников.
Самым древним неписаным источником было обычное право-совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени. Однако их соблюдение не связывалось с гос.-венным принуждением. Лишь с появлением гос.-ва эти правила поведения санкционируются гос.-вом, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов.
• Самым известным и самым древним памятником обычного права Древнего Рима являются Законы двенадцати таблиц (5 в. до н.э.).
Структура:
А. Сакральное право - нормы о правах фециалов, форктов, санатов, жриц-весталок.
Б. Публичное право – нормы о магистратах, уголовных квесторах, коллегии десяти судей, народных собраниях. Известны нормы, карающие смертной казнью за преступления против государства, о праве апелляции осужденного к народному собранию, об исключительном праве центуриатных комиций на вынесение смертного приговора.
В. Нормы частного права. Римское частн. право определяло правов. положен. субъектов в имущ. отношен. и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущ. характера. Частн. право регулировало бр-семейные отношен. (порядок закл. и расторж. брака, личные неимущ. и имуществ. отношения между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы семьи.
Частное право включает в себя главным образом:
а) гражданское право(входят нормы, регулирующие имущ. правоотнош. автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотнош. и некоторые личные права)
б)торговое право (нормы, регулирующие специальные взаимоотнош. купцов и торговые сделки.)
В гос.-вах, где нет особого торгового права, говорят обычно о гражданском праве.
Наряду с обычным правом появились законы («писаное право»), как вторая форма источников права. Первыми законами были законодат. акты, принимавшиеся в республиканский период комициями - народными собраниями того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам.
• Эдикты — обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение. Со 2 века н.э. ранее изданный эдикт уже не мог быть изменен или дополнен.
• Избранные законы – Эклога (датируется VIII в.), составленные в сокращении Львом и Константином, мудрыми и благочестивыми императорами, из Институций, Дигест, Кодекса и Новелл – конституций великого Юстиниана с внесенными в них исправлениями в духе большего человеколюбия.
Если кто про эклогу не читал, то вот:
В 726 г. издается самый крупный (после кодекса Юстиниана) официальный законодательный свод — Эклога. Предполагалось создать сокращенную выборку законов из институций, дигест, кодекса и новелл — «конституций» Юстиниана с внесенными в них исправлениями «в духе большего человеколюбия».
В наибольшей степени изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах, и т. д. Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).
В перечень преступлений, содержащийся в Эклоге, входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяние и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога допускала замену денежных штрафов, даже установленных Кодексом Юстиниана, телесными наказаниями, широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный пожог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д.
В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являвшимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. Браки между близкими родственниками запрещались. Сокращалось также число законных поводов к разводу.
В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др.
В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге: например, преступления против личности и против веры. По сравнению с трактовкой этих преступлений, содержащейся в дигестах и Кодексе Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за преступления против веры, направляя основные репрессии против еретиков (манихеев и монтанистов).
В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона — Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев.
Земледельческий закон представлял собой свод норм, регламентирующих жизнь сельской общины. Он являлся частной (но признанной государством) компиляцией, сочетающей обычные нормы «варварского» права с действующими нормами римско-византийского права, заимствованного из законодательства Юстиниана. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а Военный — сводом уголовно-правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Составители рассматривали эти нормы как юридические, применяемые на практике.
Эклога, приложение к Эклоге, Земледельческий, Морской, Военный и Моисеев законы образовывали единый корпус светского права Византии, нормы которого действовали в течение VIII—IX вв., вплоть до появления обновленного законодательства императоров македонской династии.
4. Докажите, что власть в Древнем Китае и Древнем Египте носила деспотический характер.
• Общества которые можно отнести ко 2 типу цивилизации, построены на принципах коллективизма. Личные интересы полностью подчинены общим: общинным государственным. Личностное начало слабо развито. Социальные роли в общине были жестко закреплены и изменения в положении ее членов контролировались и были связаны с определенным ритуалом.
• Это страны где нет рыночной экономики, нет социально классовой дифференциации. Понятия частной собственности полностью отсутствовало. Верховным собственником выступало государство.
• Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер. Все связи замкнуты на властных структурах.
• В таких обществах колоссальную роль играет централизованное государство. Гос-во связывало воедино общины, брало на себя функции управления обществом, распорядителя собственностью, идеологические функции, контроль за духовной сферой. При ослаблении гос-ва общество распадалось.
• Ничем неограниченная власть, не стесненная никакими формальными правилами иди законами и опирающаяся непосредственно на силу.
• Абсолютное преобладание государства над обществом – один их характерных признаков восточного деспотизма.
• Правитель был хозяином всего, что находилось в его власти. Власть монарха сакрализированна, имеет харизматический характер
• Государственная машина восточного деспотизма была обезличена, все решения носили анонимный или коллегиальный характер.
• В таком обществе развитие идет циклами.