Плебеи и патриции, патроны и клиенты, «друзья», жрецы в раннем Риме

Плебеи - одно из сословий свободного населения Рима. ДоIII в. до н.э. п. стояли вне родовой общины; как пришлое и покоренное население соседних общин они не могли пользоваться общинной землей (ager publicus), а владели землей на правах частной собственности; безземельные п. занимались ремеслом и торговлей. В результате длительной борьбы с патрициями п. добились определенных прав: были введены должности народных трибунов (449 до н.э.), записаны Законы XII таблиц (451 - 449 до н.э.), которые оградили п. от беззакония патрициев; был также принят закон трибуна Канулея о разрешении браков между патрициями и п. (445 до н.э.); кроме того, законы трибунов Лициния и Секстия вводили одного консула из п. (367 до н.э.), а по закону диктатора Гортензия (287 до н.э.) решения плебса по трибам получали силу закона и п. включались в состав римского народа. Термин п. с III-II вв. до н.э. стал означать полноправных граждан незнатного происхождения.

Патриции - родовая аристократия в Риме. Изначально п. назывались коренные жители, входящие в родовую организацию и противостоящие плебеям. В царскую эпоху п. противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам, в конце VI в. до н.э. превратились в господствующий класс-сословие Римской рабовладельческой республики.

Патронат - в Риме покровители обедневших родов и бесправных плебеев. Последние, становясь клиентами, получали от п. родовое имя, часть родовой земли, защиту на суде и пр. В период Республики и Империи п. распространился на вольноотпущенников, а также на зависимых от Рима жителей общин, городов Италии и провинций. П. широко использовался в политической борьбе.

Клиентела (отсюда можно вывести кто такие клиенты) - форма социальной зависимости, возникшая в эпоху разложения родового общества на территории Италии среди латинов, сабинов и этрусков. К. - это персональное или коллективное подчинение главе рода или большой семьи обедневших сородичей или завоеванных племен. Клиенты - это также пришлые люди, которые искали покровительства у богатых; они получали родовое имя покровителя, а также землю, но обязывались нести разные повинности в пользу рода.

Клиенты — класс населения древнего Рима, стоявший в зависимых отношениях к патрицианским родам

Жрецы – богослужители, которые обычно составляли коллегии или общества. Занимать жреческую должность мог свободнорожденный гражданин, без телесных недостатков, определенного возраста и безукоризненного поведения. Звание жреца большей частью было пожизненное (исключение составляли весталки). В древнейшие времена жрецов назначал царь, а во времена Республики одних жрецов назначал верховный жрец, главный понтифик, а других избирали сами коллегии.

Билет №20
1. Мужские союзы

Мужской союз – общественный институт, как организации мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. Мужским союзам предшествовали мужские дома. (Со временем же мужской союз станет тайным мужским обществом, зародышем органов гос.власти)

По мнению Шурца мужские союзы первоначально были направлены против женщин. Впоследствии они стали выполнять карательные функции, восполняя слабость официальных органов управления обществом.

Мужские союзы выполняли функции: жреческие, оборонительные, захват земель, управленческие. Мужские союзы так же управляли первобытной деревней

В основе мужского союза лежит простейшее деление на две поло-возрастные группы: группу женщин и детей и группу взрослых мужчин.

*У африканских народов каждая из возрастных групп мужчин имела свои обязанности и права. Мальчики пасли мелкий рогатый скот, молодежь получала навыки военного дела, взрослые мужчины занимались хозяйственной деятельностью и имели семьи (возможно, также, что они являлись «старшими» воинами), пожилые мужчины (как правило, после 40 лет) руководили хозяйственной деятельностью и военными походами, выполняли миротворческие функции в конфликтах, старики осуществляли жреческие обязанности и имели решающий голос во всех важнейших делах общества.

Переход из группы в группу часто сопровождается инициациями (например, обряд обрезания у мальчиков), которым сопутствуют специальные обряды и праздники. (Инициации — ритуалы перехода из одного статуса в другой, сопровождались мучительными испытаниями для посвящаемых.)

Переход в новый статус налагает на человека определенные обязательства поведения. Представители групп отличаются не только своей ролью в обществе и статусом, но нередко и внешними маркерами — прической, одеждой или ее деталями, головными уборами и т. д. Так, например, для мужчин важным показателем статуса является растительность на лице.

Потом, в древнем Риме появятся курии, чьими прародителями окажутся мужские союзы.

Наши рекомендации