Глава 5. новые системы оплаты труда в бюджетной сфере
5.1. Предпосылки для перехода к новым системам
оплаты труда бюджетников
Государственные и муниципальные учреждения, деятельность которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, имеются практически во всех отраслях экономики. В отраслях бюджетной сферы занято примерно 14,4 млн. человек, в том числе в отраслях здравоохранения, образования, культуры и искусства – 11,6 млн. человек (80,5 %).
На федеральном уровне занято:
- в здравоохранении – 0,3 млн. человек;
- в образовании – 1,3 млн. человек;
- культуре и искусстве – 0,066 млн. человек.
На региональном уровне занято:
- в здравоохранении – 3,7 млн. человек;
- в образовании – 4,9 млн. человек;
- культуре и искусстве – 1,047 млн. человек.
Соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности снизилось с 70–80 % в дореформенный период до 60 % в 1995–1998 гг., затем до 50 % в 2000–2001 гг. (самое низкое за последние
30 лет).
Повышение в декабре 2001 г. тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза привело к увеличению этого соотношения до 60 % в 2002 г.
В 2003–2004 гг. темпы роста заработной платы в промышленности были выше, чем в отраслях бюджетной сферы, что привело к снижению соотношения до 57–58 %, в том числе в здравоохранении – до 59 %, в образовании – до 54 %, в культуре и искусстве – до 54 %.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом
от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты трудя работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений.
Как показал проведенный Минздравсоцразвития России мониторинг систем оплаты труда, в субъектах Российской Федерации в 2005 г. применялись тарифные системы на основе ЕТС. Это объяснялось тем, что для разработки и введения региональных и территориальных систем оплаты труда требовался достаточно продолжительный период времени.
До введения новых условий оплаты труда должностные оклады, тарифные ставки ЕТС, размеры и порядок выплат компенсационного характера устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Действующая система оплаты труда имеет ряд существенных недостатков:
- низкое стимулирование оказания качественных услуг;
- низкий уровень тарифной ставки первого разряда ЕТС;
- малая дифференциация между разрядами тарифной сетки;
- низкая реакция на ситуацию на рынке труда;
- наличие параллельных систем оплаты труда;
- ограничение при установлении вознаграждения для высококвалифицированных работников;
- отсутствие возможности учета отраслевых особенностей.
В связи с тем, что применение единой для всех отраслей тарифной сетки существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению, на федеральном уровне необходимо перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к в новым условиям хозяйствования.
На региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет соответствующих бюджетов.
Учитывая изложенное, внедрение в регионах разработанных на федеральном уровне новых систем оплаты труда может осуществляться путем подготовки соответствующих рекомендаций, проведения экспериментов по апробации этих систем в отдельных региональных бюджетных учреждениях и последующего распространения позитивного опыта.
Новые системы оплаты труда должны существенно отличаться от применявшихся до введения ЕТС отраслевых систем оплаты труда, разработанных в СССР, и быть построены на единых основополагающих принципах.
Новые системы оплаты труда должны учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей и решать следующие основные задачи:
- повышение мотивации специалистов к качественному результату труда;
- создание условий для привлечения высококвалифицированных кадров;
- создание стимулов для использования новейших достижений науки;
- повышение производительности труда и оптимизация численности занятых в бюджетных отраслях;
- повышение прозрачности системы оплаты труда.