В. Ф. Потуданская, Ю. В. Баранов, И. Н. Горелова

В. Ф. Потуданская, Ю. В. Баранов, И. Н. Горелова

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Учебное пособие

Омск

Издательство ОмГТУ

УДК 331.214(075)

ББК 65.245я73

П64

Рецензенты:

И. П. Варнавская, канд. экон. наук, руководитель Департамента по труду
Министерства труда и социального развития Омской области;

А. А. Пастухов, канд. экон. наук, руководитель Государственной инспекции труда Омской области

Потуданская, В. Ф.

П64 Организация оплаты труда: учеб. пособие / В. Ф. Потуданская, Ю. В. Баранов, И. Н. Горелова – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 84 с.

ISBN 979-5-8149-0771-4

В учебном пособии рассмотрены основные формы и системы оплаты труда на современных предприятиях. Уделено внимание таким важным элементам системы оплаты труда, как доплаты и надбавки, районный коэффициент, премии.

Предназначено для студентов специальности «Менеджмент» заочной формы обучения. Может быть полезно студентам любых специальностей, изучающим дисциплины «Организация оплаты труда», «Организация, нормирование и оплата труда», «Экономика труда».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 331.214(075)

ББК 65.245я73

© ГОУ ВПО «Омский государственный

ISBN 979-5-8149-0771-4 технический университет», 2009

 
 
   

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 5

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА................ 6

1.1. Экономическое содержание и взаимосвязь понятий «заработная плата», «цена труда», «стоимость рабочей силы»......................................................................... 6

1.2. Основные функции и принципы организации оплаты труда..................... 8

1.3. Основы организации и регулирования оплаты труда в России.............. 10

1.4. Минимальный размер оплаты труда и минимальная заработная плата
как инструменты регулирования оплаты труда.............................................. 12

Глава 2. НАЧИСЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ЗАРАБОТКА.................................. 17

2.1. Структура заработной платы.................................................................... 17

2.2. Определение заработка при повременной форме оплаты труда............. 18

2.3. Определение заработка при сдельной форме оплаты труда................... 20

2.4. Тарифные системы оплаты труда в современной экономике.................. 22

2.5. Бестарифные системы оплаты труда......................................................... 26

Глава 3. РАСЧЕТ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА: ДОПЛАТЫ, НАДБАВКИ, ПРЕМИИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.............................................. 30

3.1. Виды доплат, применяемых на территории РФ....................................... 30

3.2. Виды надбавок, применяемых на территории РФ................................... 39

3.3. Виды и основные элементы премиальных систем.................................... 55

3.4. Значение и расчет дополнительной заработной платы,
районного коэффициента при начислении заработной платы........................ 56

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ И СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................. 59

4.1. Оплата труда при контрактной системе найма......................................... 59

4.2. Оплата труда в производственных бригадах. Использование КТУ, ККУ 60

4.3. Организация оплаты труда работников бюджетной сферы
и государственных служащих.......................................................................... 62

4.4. Особенности использования комиссионных, или бонусных, систем
в сфере торговли............................................................................................... 63

Глава 5. НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 66

5.1. Предпосылки для перехода к новым системам оплаты труда
бюджетников..................................................................................................... 66

5.2. Основные положения новых систем оплаты труда.................................. 68

5.3. Организации оплаты труда работников высшего учебного заведения
в новых условиях.............................................................................................. 71

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................................................................. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.............................................................................................. 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.............................................................................................. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.............................................................................................. 90

ВВЕДЕНИЕ

Заработная плата – это часть национального дохода в денежном выражении, которая выделяется для удовлетворения личных потребностей рабочих и служа­щих и распределяется между ними в соответствии с количеством и качеством за­траченного труда.

Значение заработной платы в современной экономике трудно переоценить. Для подавляющего большинства людей заработная плата является главным источником дохода. Конкретно от её величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой
(её величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из более актуальных как для работников, так и для работодателей.

Рассматривая процесс формирования оплаты труда можно заметить, что одно лишь определение размера заработной платы может вызвать значимые затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник постоянно хочет иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремится уменьшить свои издержки.

Уровень и темпы роста заработной платы тесно связаны с производительностью труда. Цель организации заработной платы – обеспечение строгого соответствия между трудовым вкладом каждого работника в результаты производства и его правом на получение определенной суммы жизненных благ.

Структура заработной платы

Структура заработной платы определяется следующими соотношениями: постоянной и переменной частью. Постоянная часть заработной платы включает в себя ту часть вознаграждения, которая гарантируется работнику практически в любом случае. Как правило, это оплата за отработанное время (тарифная ставка, оклад) или выполненный объем работ (сдельный заработок), а также доплаты и надбавки, постоянно начисляемые работникам.

Переменная часть включает в себя все виды премий и надбавки, носящие периодический стимулирующий характер.

Оптимальным является соотношение 6:4 или 7:3, т. е. когда постоянная часть составляет не менее 60–70 % оплаты труда, иначе у работников может появиться чувство незащищенности, возникающее из-за того, что премии начисляются только в случае успешной работы (или по решению руководства).

Кстати, именно непропорциональное соотношение постоянной и переменной части послужило основной причиной пересмотра Единой тарифной сетки, применяемой для бюджетных организаций, в 2008 г. Во многих организациях складывалась ситуация, когда постоянная часть составляла не более трети начисляемой заработной платы, доплаты и надбавки, а также премии были непропорционально велики (50 %, 100 % оклада) для того, чтобы привлечь и удержать работников в данной организации.

Таким образом, постоянная часть представляет собой основную составляющую заработной платы, которую должны получать все работники, выполняющие свои обязанности. Начисление основного заработка может быть основано на двух принципиальных подходах.

Различают две формы заработной платы: повременную и сдельную.

При повременной форме заработок работнику начисляется по тарифной ставке, соответствующей присвоенному ему тарифному разряду или установленному окладу с учетом фактически отработанного рабочего времени.

Сдельной называется форма заработной платы, при которой труд работника оплачивается по установленным сдельным расценкам за количество фактически изготовленной продукции (выполненной работы).

Внутри каждой формы выделяют отдельные системы, устанавливающие конкретные соотношения между процессами и результатами работы и вознаграждением. Общий перечень систем оплаты труда можно увидеть на рисун- ке 1, а подробнее мы рассмотрим системы и формы оплаты труда в двух следующих параграфах.

Стоит отметить, что ряд авторов выделяет в качестве самостоятельной формы оплаты труда контрактный вариант установления оплаты труда, так как она, по их мнению, устанавливается по несколько иным принципам, нежели вышеназванные повременная или сдельная. В частности, определение суммы заработка зависит от соглашения работника и работодателя и может сильно отличаться по ситуации. Нам представляется, что контракт – по своей сути является лишь юридическим документом, определяющим отношения работника и работодателя. А вот то, что прописывается в контракте в разделе «Вознаграждение», чаще всего представляет собой оговариваемый оклад (повременная форма оплаты труда) или комиссионный процент (сдельная форма).

Иногда можно встретить попытки в качестве отдельных форм рассмотреть бестарифные или бонусные системы оплаты труда, что также весьма спорно, так как никаких новых принципов начисления основной части заработной платы там не используется – оплата устанавливается либо по времени работы, либо по результатам, либо по комбинации отработанного времени и результата.

В. Ф. Потуданская, Ю. В. Баранов, И. Н. Горелова - student2.ru

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее соответственно – работники учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Настоящее Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, а также на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с пунктами 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации
от 5 августа 2008 г. № 583.

2. Системы оплаты труда работников устанавливаются:

а) с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

4. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

5. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

6. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

7. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

8. Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

9. Федеральные государственные органы – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.

Руководителям учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета – выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5 % лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.

Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом – главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

10. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение, помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, – также за счет средств государственных внебюджетных фондов).

11. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, – также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

Утвержден

постановлением Правительства
Российской Федерации

от 5 августа 2008 г. № 583

Редактор Ю. Ю. Аптрашева

Компьютерная верстка – Е. В. Беспалова

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

Сводный темплан 2009 г.

Подписано в печать 30.10.09. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 5,25. Уч.-изд. л. 5,25.

Тираж 100 экз. Заказ 667.

_________________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11; т. 23-02-12

   
Типография ОмГТУ

   
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 3

В. Ф. Потуданская, Ю. В. Баранов, И. Н. Горелова

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Учебное пособие

Омск

Издательство ОмГТУ

УДК 331.214(075)

ББК 65.245я73

П64

Рецензенты:

И. П. Варнавская, канд. экон. наук, руководитель Департамента по труду
Министерства труда и социального развития Омской области;

А. А. Пастухов, канд. экон. наук, руководитель Государственной инспекции труда Омской области

Потуданская, В. Ф.

П64 Организация оплаты труда: учеб. пособие / В. Ф. Потуданская, Ю. В. Баранов, И. Н. Горелова – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 84 с.

ISBN 979-5-8149-0771-4

В учебном пособии рассмотрены основные формы и системы оплаты труда на современных предприятиях. Уделено внимание таким важным элементам системы оплаты труда, как доплаты и надбавки, районный коэффициент, премии.

Предназначено для студентов специальности «Менеджмент» заочной формы обучения. Может быть полезно студентам любых специальностей, изучающим дисциплины «Организация оплаты труда», «Организация, нормирование и оплата труда», «Экономика труда».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 331.214(075)

ББК 65.245я73

© ГОУ ВПО «Омский государственный

ISBN 979-5-8149-0771-4 технический университет», 2009

 
 
   

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 5

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА................ 6

1.1. Экономическое содержание и взаимосвязь понятий «заработная плата», «цена труда», «стоимость рабочей силы»......................................................................... 6

1.2. Основные функции и принципы организации оплаты труда..................... 8

1.3. Основы организации и регулирования оплаты труда в России.............. 10

1.4. Минимальный размер оплаты труда и минимальная заработная плата
как инструменты регулирования оплаты труда.............................................. 12

Глава 2. НАЧИСЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ЗАРАБОТКА.................................. 17

2.1. Структура заработной платы.................................................................... 17

2.2. Определение заработка при повременной форме оплаты труда............. 18

2.3. Определение заработка при сдельной форме оплаты труда................... 20

2.4. Тарифные системы оплаты труда в современной экономике.................. 22

2.5. Бестарифные системы оплаты труда......................................................... 26

Глава 3. РАСЧЕТ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА: ДОПЛАТЫ, НАДБАВКИ, ПРЕМИИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.............................................. 30

3.1. Виды доплат, применяемых на территории РФ....................................... 30

3.2. Виды надбавок, применяемых на территории РФ................................... 39

3.3. Виды и основные элементы премиальных систем.................................... 55

3.4. Значение и расчет дополнительной заработной платы,
районного коэффициента при начислении заработной платы........................ 56

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ И СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................. 59

4.1. Оплата труда при контрактной системе найма......................................... 59

4.2. Оплата труда в производственных бригадах. Использование КТУ, ККУ 60

4.3. Организация оплаты труда работников бюджетной сферы
и государственных служащих.......................................................................... 62

4.4. Особенности использования комиссионных, или бонусных, систем
в сфере торговли............................................................................................... 63

Глава 5. НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 66

5.1. Предпосылки для перехода к новым системам оплаты труда
бюджетников..................................................................................................... 66

5.2. Основные положения новых систем оплаты труда.................................. 68

5.3. Организации оплаты труда работников высшего учебного заведения
в новых условиях.............................................................................................. 71

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................................................................. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.............................................................................................. 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.............................................................................................. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.............................................................................................. 90

ВВЕДЕНИЕ

Заработная плата – это часть национального дохода в денежном выражении, которая выделяется для удовлетворения личных потребностей рабочих и служа­щих и распределяется между ними в соответствии с количеством и качеством за­траченного труда.

Значение заработной платы в современной экономике трудно переоценить. Для подавляющего большинства людей заработная плата является главным источником дохода. Конкретно от её величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой
(её величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из более актуальных как для работников, так и для работодателей.

Рассматривая процесс формирования оплаты труда можно заметить, что одно лишь определение размера заработной платы может вызвать значимые затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник постоянно хочет иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремится уменьшить свои издержки.

Уровень и темпы роста заработной платы тесно связаны с производительностью труда. Цель организации заработной платы – обеспечение строгого соответствия между трудовым вкладом каждого работника в результаты производства и его правом на получение определенной суммы жизненных благ.


Наши рекомендации