Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между

Образование СССР. Квалификация правовой природы Союза. Статус субъектов Союза ССР.

Предпосылки образования СССР

До образования СССР взаимоотношения республик прошли ряд эта-

пов и форм.В годы граждан-

ской войны и иностранной войной интервенции, когда главным вопро-

сом был военный, отношения республик приняли форму военного сою-

за. На следующем этапе с конца 1920 г. и до образования СССР, когда

вопросы восстановления разрушенного хозяйства стали главными, воен-

ный союз был дополнен хозяйственным союзом. Отношения между рес-

публиками приняли характер двусторонних договорных отношений.

Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и

Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между

РСФСР и БССР, а также с другими советскими республиками. Союзные

Договоры между советскими республиками являлись правовым оформ-

лением их военно-хозяйственного союза. В период военного союза дого-

воры подобного рода между республиками не заключались. По сравне-

нию с периодом военного союза, когда объединялись пять народных

Комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры преду-

Сматривали объединение двух новых органов государственного управле-

ния - Народных комиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов.

Но и объединение старых пяти наркоматов происходило на новой каче-

ственной основе - они объединялись с хозяйственными целями, тогда

как раньше только с оборонными. Союзные договоры послужили пра-

Вовой основой для создания не только объединенных органов государст-

Венного управления договаривающихся республик, но и органа государ-

Ственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представи-

Телей договаривающихся советских республик.

Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатический

Союз. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к

Советским республикам с телеграммой, в которой говорилось, что рос-

Сийское правительство считает невозможным участие в конференции в

Генуе без советских республик и Дальневосточной республики. 22 фев-

Раля 1922 г. в Москве было созвано совещание представителей РСФСР,

Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР, Бухар-

ской и Хорезмской советских республик. Представители республик

подписали протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать

интересы всех республик, выступать от их имени на генуэзской конфе-

ренции, а также заключать от имени всех республик международные

договоры и соглашения как с государствами - участниками конферен-

ции, так и со всеми другими. Это позволило прорвать дипломатическую

блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.

Большим событием, предшествовавшим и способствовавшим образо-

Ванию СССР, было создание Закавказской Федерации, объединившей

Азербайджан, Армению и Грузию. Причины, диктовавшие объединение

закавказских республик, были следующие:1) экономическая необходи-

Мость объединения хозяйственных ресурсов этих республик, 2) улучше-

ние отношений между народами Закавказья. 12 марта 1922 г. в Тифлисе

состоялась конференция центральных исполнительных комитетов совет-

ских республик Закавказья, на которой был подписан договор о созда-

нии федеративного союза Закавказских республик. В него вошли Азер-

Байджан, Армения, Грузия. Образование ЗСФСР имело еще и то значе-

Ние, что это был первый опыт по созданию союзного федеративного

Советского государства, субъектами которого являлись союзные респуб-

Лики.

Единство внутренней и внешней политики республик до образования

СССР обеспечивалось организационным единством правящей Коммуни-

стической партии, объединявшей коммунистов всех республик, а также

однотипностью политической основы республик. Велика была роль

РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, эко-

Номическую, культурную, дипломатическую и иную помощь. Республи-

Ки широко использовали государственно-правовой опыт РСФСР. Хозяй-

Ственный союз советских республик способствовал более тесному сбли-

Жению республик и подвел их к необходимости политического объеди-

Нения - создания СССР. Старые договорные отношения уже исчерпали

Себя.

Причины создания СССР:

1.Внешнеполитические причины.
Государство во главе с коммунистической партией остро нуждалось в праве на независимость. Политика враждебно настроенных соседних стран поспособствовала бы еще большему ухудшению экономической ситуации. Кроме того, незначительная территория республик, в будущем вошедших в состав СССР, и отсутствие центральной власти не позволили бы им проявить себя на международной арене. Государства, как никогда, нуждались в сильном лидере.
2. Экономические причины.
Географические положение республик, входящих в состав СССР обуславливало необходимость в заключение торговых сделок и создании хозяйственных связей. Также следует отметить, что Гражданская война и революция заметно подорвали экономику Россию. Восстановить ее намного проще и быстрее было совместными усилиями нескольких республик. Экономический фундамент – одна из основных характеристик сильного государства.
3. Территориальные причины.
Близкое расположение республик одна к другой являлось одной из основных причин их объединения в единое государство. Благодаря этому у населения появилась возможность свободно перемещаться в пределах одной большой страны, а у государства – возможность организовать бесперебойную поставку сырья и товаров между республиками.
4. Культурно-исторические причины.
Несколько столетий подряд, республики, вошедшие в состав СССР, придерживались практически одинаковых традиций. Исторические корни у народов также были схожи. Благодаря этому объединение разных национальностей в одну большую державу прошло безболезненно для каждого из народов.
5.Политические причины.
Февральская и Октябрьская революции в республиках привели к изменениям в системе правительственного аппарата, которые имели некоторую схожесть между собой. Партийное единство стало решающим фактором в процессе объединения.
Предпосылки для объединения республик формировались на протяжении многих веков. Именно поэтому мнение о том, образование СССР произошло только лишь благодаря инициативе представителей партийного аппарата, считается ошибочным. Естественно, что их вклад в формирование единой могущественной державы все равно был достаточно весомый. Национальная политика в России имела одно из главных значений, так как большая часть граждан, живших на ее территории, имели нерусские корни. Большевики как никто другой отстаивали право наций на их самоопределение.
В состав бывшей Российской Империи вошли 185 национальностей и народностей. У каждой из них был свой уникальный исторический путь. Но впитав культурное наследие друг друга, они смогли объединиться в одно сильное государство, показавшее себя истинным лидером на мировой арене в период своего существования.

План автономизации Сталина

К лету 1922 года партийные органы Советских республик обратились в ЦК РКП(б)с настоятельной просьбой разработать принципы и формы для единого Советского государства. Поручение создать такой проект получила комиссия Оргбюро ЦК партии, во главе с наркомом по делам национальностей Сталиным.

Комиссия разработала план устройства Союза на принципах «автономизации» советских республик:

· государственные образования входили в состав РСФСР на правах автономии;

· ВЦИК, совнарком и Совет труда и обороны РСФСР оставались высшими органами власти в новом государстве.

Проект назывался «сталинским», его поддерживали не только видные деятели партии и советского правительства, но и низовые структуры партийно-государственного аппарата, и рядовые коммунисты национальных окраин.

Однако руководящие органы республик заняли по отношению к проекту автономизации неоднозначную позицию: от одобрения Арменией, Азербайджаном, Закавказским крайкомом, с оговорками Белоруссией, до полного неприятия Грузией и частично Украиной. После вызова на заседание комиссии представителей республик ситуация поменялась на одобрение проекта всеми, кроме воздержавшейся делегации от Грузии.

При согласовании проблем, центр уступил республикам в частности:

· за представителями республик резервировались места в Президиуме ВЦИК;

· назначение уполномоченных в наркоматы Союза согласовывалось с республиками;

· в зарубежные представительства делегировались сотрудники от субъектов Союза;

· Наркомфин переведен из общесоюзного разряда в союзно-республиканский.

В итоге24 сентября 1922 года, комиссия план приняла и вынесла его на рассмотрение Пленума ЦК ВКП(б). Но в дело вмешался тяжелобольной В. И. Ленин.

Разница проектов

Главное противоречие проектов создания СССР заключалось во взглядах на форму государственного устройства. Ленинский план тяготел к конфедерации Советских государств Европы и Азии. Взор Ленина был устремлен на создание «всемирного Советского Союза».Но конфедерация, при всей ее привлекательности неустойчивое образование и со временем либо распадается, либо становится федерацией.

Сталин отстаивал идею централизованного государства под сильным руководством, скрепляющего Союз на длительное существование. Важно было сохранить единое государство, для построения привлекательной модели государства. Планы мировой революции он относил на дальнюю перспективу.

План образования СССР на основе федерации, предложенный В.И. Лениным, предполагал План объединения Советских республик в единое государство, предложенный И.В. Сталиным, предполагал
Соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра. Вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета.
Ленинский план создания СССР — равноправие республик. «Сталинский» план создания СССР назывался проектом: « автономизации » (республики подчинялись РСФСР).

Декларация об образовании СССР

Декларация об образовании СССР возвестила о событии всемирно исторического значения. Она провозгласила добровольное объединение в одно союзное государство различных народов для совместной защиты добытой в боях свободы и национальной независимости и строительства общими усилиями светлого здания бесклассового коммунистического общества.

Провозглашённое в Декларации создание СССР явилось торжеством ленинско-сталинской национальной политики, одним из величайших завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, которая разорвала цепи национально-колониального гнёта и создала условия для взаимного доверия и братского сотрудничества народов.

30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром.Съезд поручил ЦИК Союза ССР на ближайшей очередной сессии рассмотреть полученные отзывы, утвердить текст Декларации и Союзного договора, немедленно ввести его в действие, подготовить окончательный текст Декларации и Союзного договора и представить его на утверждение II съезда Советов Союза ССР.

Декларация констатировала, что со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря – лагерь капитализма и лагерь социализма, что в лагере капитализма – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство, национальное угнетение и войны, а в лагере социализма – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.В Декларации указывались обстоятельства, требовавшие объединения советских республик в одно союзное государство: невозможность восстановления разрушенного войной народного хозяйства при раздельном существовании республик; неизбежность создания единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения; наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, обусловившее вступление трудящихся масс советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Результатом объединения советских республик явилось союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов.

Декларация провозглашала, что Союз Советских Социалистических Республик является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой i республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и тем, которые возникнут в будущем. В Декларации торжественно подтверждалась незыблемость основ Советской власти, закреплённых конституциями союзных республик.

Декларация об образовании СССР показала громадные преимущества советского строя перед буржуазным строем, являющимся источником национальной вражды и опустошительных войн.

«Десятки лет капиталистическая демократия старается разрешить национальные противоречия в порядке совмещения интересов свободного развития национальностей с системой эксплуатации. Но это не удавалось до сих пор и не удастся. Наоборот, клубок национальных противоречий всё более запутывается, угрожая смертью капитализму. Только здесь, в мире Советов, в лагере социализма, удалось с корнем вырвать национальный гнёт и наладить взаимное доверие и братское сотрудничество народов. И только после того, как это удалось Советам, мы получили возможность построить нашу федерацию и отстоять её от нападения врагов как внутренних, так и внешних»

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗССР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство – «Союз Советских Социалистических Республик»…

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;

б) изменение внешних границ Союза;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних государственных займов;

е) ратификация международных договоров;

ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

н) общее союзное законодательство о переселениях;

о) установление основ судоустройства и судопроизводства а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

п) установление основных законов о труде;

р) установление общих начал народного просвещения;

с) установление общих мер в области охраны народного здравия;

т) установление системы мер и весов;

у) организация общесоюзной статистики;

ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

х) право общей амнистии;

ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

Съезд Советов Союз Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Конституция СССР 1924

Конституция СССР 1924г.— это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР иДоговора об образовании СССР.Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна, В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР,прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

  • внешние отношения и торговля,
  • решение вопросов о войне и мире,
  • организация и руководство вооруженными силами,
  • общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  • разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Изменения устройства СССР

Следующие крупные изменения в составе советской федерации произошли в 1939 — 1940 гг.:

— отторгнутые в 1939 г. от Польши земли Западной Украины и Западной Белоруссии были включены в состав соответственно УССР и БССР;

— в 1940 г. в состав СССР вошло три новые республики — Латвия, Литва и Эстония;

— в 1940 г. на территории отторгнутой от Румынии и перешедшей к СССР Бесарабии была создана Молдавская ССР;

— в 1940 г. на небольшой территории Финляндии, перешедшей к СССР после советско-финской войны, и Карелии — автономии РСФСР, также была создана союзная республика — Карело-Финская ССР.

Во всех новых республиках по образцу Конституции СССР 1936 г. были приняты новые, «советские» конституции, сфор­мированы органы власти по советскому образцу (формальные Верховные Советы и Совнаркомы, подчиненные центру).

Таким образом, на момент начала Великой Отечественной войны в 1941 г. в состав СССР входило 16 союзных республик (в 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР и включена в РСФСР, союзных республик вновь стало 15). При создании новых союзных республик, многие из которых не «вступали» в состав СССР, а «отделялись» от территории РСФСР, границы проводились искусственно, без учета национального состава. Так, в составе Казахстана очутились значительные (северные) территории, заселенные этническим русским населением; населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах (Арцах) был передан Азербайджану; в состав Молдавской ССР вошли территории, заселенные русским и украинским населением (Приднестровье).

Последние изменения в составе СССР произойти во время и после окончания Великой Отечественной войны:

— 1 августа 1944 г., не без давления СССР, в состав СССР всту­пило независимое государство Тува — небольшое буддистское государство, расположенное рядом с Монголией;

— вопреки общему правилу, вновь принятая республика Тува не приобрела статуса союзной — она была включена не в СССР (как вновь принятые государства), а в РСФСР в качестве Ту­винской АССР;

— в 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии, вошедшая в СССР по итогам войны, приобрела статус Калининградской области РСФСР; ее столица Кенигсберг была переименована в Калининград;

— отошедшая от Чехословакии Закарпатская область вошла в состав УССР, также в состав УССР вошла Черновицкая область, которая была отторгнута от Румынии;

— на востоке к СССР от Японии перешли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ставшие Сахалинской областью РСФСР.

После этого процесс оформления территории СССР завершился. Больше территория СССР не расширялась, несмотря на имевшиеся возможности.

Советский Союз отдал Китаю Порт-Артур, возвращенный СССР после второй мировой войны, воспрепятствовал вступлению в СССР в качестве двух новых союзных республик Монголии и Болгарии, к чему руководство этих стран стремилось (1973 г.).

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР:

— фактически была не новым документом, усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции СССР 1936 г.;

— кардинальным отличием данной Конституции от прежней были отказ от диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством;

— в самое начало Конституции была перенесена статья о руково­дящей роли Коммунистической партии (6-я статья);

— подтвердила прежнюю систему органов госвласти — Верховный Совет СССР, Президиум ВС, Совет министров СССР;

— подтвердила существовавшее национально-государственное устройство СССР — 15 союзных республик, автономные республики, области, округа в составе союзных республик, области и края;

— также в Конституции 1977 г. была сохранена статья о праве выхода союзной республики из состава СССР, хотя в то время эта статья была уже полной формальностью. Фактическим руководителем СССР был Генеральный Секретарь ЦК КПСС. В областях прямое руководство (в том числе всеми другими органами) осуществляли первые секретари обкомов КПСС. При всей громадной власти Генерального секретаря ЦК КПСС, первых секретарей обкомов, эти должности не были предусмотрены в Конституции. В СССР сложилась ситуация, ко­гда неконституционные органы руководили конституционными. Начиная с послевоенного времени, особенно в 1970 — 1980-х гг., в СССР проводилась политика стирания национальных различий. Все жители СССР на Западе стали восприниматься как «русские». Л.И. Брежневым и советскими идеологами было заявле­но, что в СССР сложилась новая общность — «советский народ».

Образование СССР. Квалификация правовой природы Союза. Статус субъектов Союза ССР.

Предпосылки образования СССР

До образования СССР взаимоотношения республик прошли ряд эта-

пов и форм.В годы граждан-

ской войны и иностранной войной интервенции, когда главным вопро-

сом был военный, отношения республик приняли форму военного сою-

за. На следующем этапе с конца 1920 г. и до образования СССР, когда

вопросы восстановления разрушенного хозяйства стали главными, воен-

ный союз был дополнен хозяйственным союзом. Отношения между рес-

публиками приняли характер двусторонних договорных отношений.

Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и

Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между

РСФСР и БССР, а также с другими советскими республиками. Союзные

Наши рекомендации