Что представлял собой новый курс Рузвельта?
К началу 1930-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса.
Но экономический кризис 1929-1933 гг. убедительно продемонстрировал, что "уникальная" система американского частного предпринимательства, казавшаяся совсем недавно чуть ли не эталоном для подражания для политической и деловой элиты других западных стран, оказалась на пороге экономического и морального банкротства.
В стране с 1929 по 1932 г. объем промышленного производства сократился почти на 50 %, работы лишились около 13 млн человек. Большую остроту приобрели социальные проблемы. Глубина кризиса, его всемирный масштаб требовали принятия чрезвычайных и масштабных мер.
В эти годы в США у власти находилась республиканская партия. Президент Герберт Гувер отстаивал принципы индивидуализма и либерализма, предполагающие невмешательство государства в дела бизнеса.
Но кризис привел к банкротству идеологии "твердого индивидуализма". Это позволило в ходе развернувшейся избирательной кампании 1932 г. прийти к власти демократам во главе с Франклином Делано Рузвельтом. Чрезвычайное положение требовало чрезвычайных мер. Президент Ф. Рузвельт предложил их в форме "нового курса". Название "новый курс" стало сутью политики, которая наполнилась реальным содержанием только в так называемый период "100 дней" реформ в марте - июне 1933 г., когда новый президент провел через конгресс целый пакет законов.
Суть этих законов состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики.
Первыми мерами президента стали стабилизация банковской системы и организация помощи безработным, создание соответствующих государственных учреждений по оказанию помощи в федеральном масштабе, в штатах и муниципалитетах. Для этих целей была создана Чрезвычайная федеральная организация помощи, которая ассигновала 500 млн долларов для распределения среди нуждающихся. Важной мерой была реализация программы, которая называлась Гражданским корпусом сохранения резервов. В рамках этой программы безработные, особенно из числа молодежи, размещались в специальных лагерях, в которых они получали кров, питание, одежду. Они занимались общественными работами: благоустройством парков, строительством дорог, мостов и т. п.
В числе мероприятий, проведенных на первом этапе "нового курса", были законы, регулирующие сельскохозяйственные отношения, нацеленные на повышение доходов фермеров за счет увеличения цен на производимые ими продукты.
Центральное звено в законодательстве первых 100 дней было связано с регулированием индустриальных отношений. Основы политики новой администрации получили отражение в Законе о восстановлении промышленности (НИРА), принятом летом 1933 г. Он состоял из трех частей. Первая часть предусматривала введение "кодексов честной конкуренции". Это было принудительное ограничение конкуренции. В то же время цены и объем производства определялись с учетом объема рынка, что создавало возможность реализации произведенной продукции. Баланс между объемом производства и объемом потребительского рынка стал отправной точкой выхода промышленности из кризиса.
Второй раздел НИРА регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Одна из статей закона предусматривала признание профсоюзов, права рабочих вести переговоры и заключать коллективные соглашения с предпринимателями об условиях найма и труда. В 1935 г. на основе статей НИРА был принят Акт о трудовых отношениях, который признал принципы коллективно-договорной практики в качестве национальной политики США и механизма регулирования конфликтующих интересов рабочих и предпринимателей.
Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строительство государственных промышленных, военных и других объектов.
Предложения Ф. Рузвельта после выхода из кризиса вызвали волну протестов предпринимателей. Против Ф. Рузвельта ополчилась и большая пресса. Однако в 1936 г. Ф. Рузвельта вновь поддержали избиратели, он вступил в должность президента на новый срок.