Тема 3. Смена и рекрутирование элит
1. Определите понятие элитного рекрутирования.
2. Опишите циркуляцию элит.
3. Раскройте проблему вырождения необновляемой элиты.
4. Охарактеризуйте открытый и закрытый типы элитного рекрутирования. Проанализируйте формы и способы рекрутирования элиты.
5.Опишите способы институционализации политической элиты.
Тема 4. Структура и механизмы функционирования политических элит в современной России
Проанализируйте институционализацию новых российских элит.
Охарактеризуйте особенности структуры и механизмов функционирования властных элит.
Опишите политические и бизнес-элиты: механизмы взаимодействия.
Раскройте процесс рекрутирования элит в современной России, вертикальную и горизонтальную мобильность.
Тема 5. Региональные элиты в политическом процессе России.
1. Опишите особенности процесса децентрализации властных полномочий в России в 90-е годы ХХ века. Проанализируйте становление властных элит в российских регионах.
2. Опишите проблемы взаимодействия региональных элит и федерального центра.
3. Назовите способы рекрутирования региональных элит в России.
4. Выявите факторы, определяющие потенциал влияния региональных элит.
5. Опишите типологии институциональных моделей управления, реализуемых российскими региональными элитами.
Тема 6. Элиты и политическое управление
1. Опишите российскую политическую элиту (структура политической элиты).
2. Раскройте механизмы влияния политической элиты на политическое управление.
3. Опишите политическую связь бизнеса и власти.
4.Опишите лоббизм в органах власти в современной России.
Тема 7. Общетеоретические основы в изучении политического лидерства
1. Определите понятие политического лидерства как общетеоретическую и методологическую проблему.
2. История термина «политическое лидерство».
3. Раскройте множественность и вариативность терминологических трактовок.
4.Проанализируйте проблему теоретических оснований и методологического инструментария в изучении политического лидерства.
Тема 8. Политологический подход к определению политического лидерства.
1. Назовите основные исследовательские подходы в политологии и проблема изучения политического лидерства.
2. Раскройте общие концептуально-методологические подходы к пониманию политического лидерства в политологии.
3.Опишите теорию политической модернизации и ее влияние на изучение политического лидерства.
Тема 9. Структура политического лидерства.
1. Раскройте политическое лидерство как феномен политической культуры.
2. Назовите элементы в структуре политического лидерства: политический опыт, политическое сознание, политическое поведение.
3.Проанализируйте проблему воздействия политического лидерства на политические процессы и институты.
4.Охарактеризуйте важнейшие функции политического лидерства: организующая, управляющая, контролирующая, гносеологическая, интегративная, коммуникативная, адаптационная, социализирующая, регулятивная, праксеологическая.
Тема 10. Проблемы типологизации политического лидерства
1. Раскройте проблему разности проявлений элементов политического лидерства и необходимость в проведении его типологизации.
2. Опишите термин «тип» и понятие типа политического лидера. Политический лидер как политический феномен.
3. Определите совокупность черт и характеристик, придающих специфику конкретному политическому лидеру.
4. Раскройте типы политических лидеров и варианты политического лидерства.
5. Назовите проблемы базовой модели политического лидерства и вопрос об универсальности элементов базовой модели, универсальные компоненты и национально-региональная специфика.
Методические указания для обучающихся по освоению
Дисциплины (модуля)
Обучение по дисциплине (модулю) «Административно-управленческая элита»» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические и работы) и самостоятельной работы студентов.
Семинарские занятия дисциплины (модуля) «Административно-управленческая элита»» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий.
С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:
- знакомит с новым учебным материалом;
- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;
- систематизирует учебный материал;
- ориентирует в учебном процессе.
Подготовка к лекции заключается в следующем:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;
- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);
- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;
- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Подготовка к практическим занятиям:
- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- выпишите основные термины;
- ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;
- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя;
- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;
- рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.
Подготовка к зачету . К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:
- программой дисциплины;
- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;
- тематическими планами лекций, семинарских занятий;
- контрольными мероприятиями;
- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;
- перечнем экзаменационных вопросов.
После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.
Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета.