Публицистика, журналистика - возникновение понятий и их эволюция

ИНФОРМАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ – ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Информация – это сведения, факты о ком-либо, чем-либо, а коммуникация – направленное сообщение чего-либо (например, информации), общение. Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытно-общинном обществе, за многие столетия и даже тысячелетия до появления письменности. Например, вождь племени, криком созывая мужчин на охоту, совершал тем самым акт коммуникации.

Использование письменности было одним из первых осознанных опытов коммуникации. О письменности мы говорим как о средстве закрепления речевой информации. Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: нужна точная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых и религиозных ритуалов и т.д. В обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковый характер. На разных этапах развития общества и цивилизаций практиковались также пиктограммы, узелковое письмо, логограммы, из которых впоследствии появились иероглифы и клинопись. Первые идеографические системы возникли в IV тысячелетии до Р.Х. в Египте и Месопотамии. Клинописью пользовались даже те народы, которые использовали иероглифическое письмо. С древнегреческого языка слово иероглифы переводится как "священные письмена", что, безусловно, говорит о сакральном отношении древних людей к письменности.

ПАНЕГИРИК» ИСОКРАТА КАК ОБРАЗЕЦ ПУБЛИЦИСТИКИ.

Исократ (436 - 338 гг. до н.э.) был одним из защитником “полисного стиля”, эллинской демократии, над которой после Пелопоннесской войны нависла реальная опасность; достижения Исократа в области политики и риторики открыли эпоху эллинизма.

“Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с стоящими на трибуне…” - говорил он о себе. Действительно, он был не “действующим” оратором, а, скорее, моралистом, наставником, аналитиком, журналистом и, наконец, публицистом. Исократ первым осознал, что для успеха необходимо, чтобы слушатель был увлечен речью оратора, который должен для этого говорить понятным слушателю языком, ориентироваться на психологию и мировоззрение слушателя.

Все эти принципы нашли свое отражение в речи Исократа под названием “Панегирик” (“речь на всеэллинском собрании”) - прославление Афин, опубликованной непосредственно перед заключением 2-го Афинского морского союза.

“Панегирик”. Вступление (эффекты!): разговор об актуальности и мастерстве оратора - эффект значимого, давно назревшего вопроса: “Если предыдущая речь не возымела нужного воздействия, то нужно потрудиться над ней снова, дабы избежать войн, междоусобиц и прочих разногласий… Только тогда должен молчать оратор, когда дело уже сделано.”

“Панегирик” основная часть (эффекты!): чтобы убедить (Афины со Спартой против персов - экспансия на восток - империалистические идеи Исократа), повлиять на “мнение большинства” - обращение к славному прошлому Афин, к великим предкам: “Там возникли законы, там решают дело судом…”; “они не междоусобствовали, а сражались с общим врагом”. “Я обращаюсь к знатокам” - тоже ход.

Доказательство-заключение:

1) Исократ ставит в “П.” вопрос политический , значит здесь можно говорить о речи, как о средстве воздействия (в д. случае - политического и социального) на сознание аудитории, а это свойственно, в основном, публицистике.

2) Недаром же “Панегирик” стал образцом многих политических речей и был особенно актуален в авторитарных контекстах действительности - тоже свойство его эффективности как свойства воздействия на м. сознание.

РАЗВИТИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА В СРЕДНИЕ ВЕКА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ.

В Средние века очагами грамотности, культуры, информации были монастыри. Там для грамотных людей переписывали книги, а для неграмотных расписывали стены церквей на библейские сюжеты, чтобы можно было не читая знать Священное Писание. При монастырях существовали школы, колледжи и ордена, созданные первоначально для изучения, перевода и переписки Библии. На их базе со временем появились первые университеты (в Болонье - Италия, Оксфорде и Кембридже - Англия, Саламанке - Испания, Коимбре - Португалия, Париже - Франция).

Вместе с распространением грамотности появляется цензура. Ярким ее проявлением стала инквизиция. В 1233 году папа Иннокентий III издал соответствующую буллу. Наивысшего расцвета инквизиция достигла в Испании во второй половине XV века, когда папа Сикст IV в 1482 году учредил должность великого инквизитора и назначил на нее монаха Томасо Торквемаду (1420-1498), который на века прославился жестокостью. Торквемада разработал общие правила инквизиции, согласно которым строжайшей цензуре подвергались все книги, картины, эстампы, медали - вообще вся печатная продукция. Был утвержден Index Librorum -список запрещенных книг, за хранение и чтение которых, равно как и за другие ослушания, устанавливалась казнь, как правило на костре. За годы своего инквизиторства Торквемада сжег 11 272 человека живьем, 7 636 человек - фигурально, после смерти. В 1490 году на университетской площади в Саламанке им было сожжено за один день шесть тысяч книг. Инквизиция задушила свободомыслие в Испании, отодвинув страну на столетия назад. Официально инквизиция была отменена в Испании только в 1834 году.

С наступлением эпохи Возрождения в Европе появляются центры информации - торговые города, где регулярно проводились ярмарки, - Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. В этих городах возникают рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем другим новостям. В Венеции такие газеты продавались за мелкую монету, которая называлась gazeta, откуда пошло слово газета. Одна из древнейших дошедших до нас рукописных газет называлась "Новые известия, сколько получено их от 26 октября 1587 года по 26 октября 1588 года из Нюрнберга".

В торговых городах появляется профессия сборщика информации. Информация, как и в Средневековье, продолжала распространяться гонцами. Со временем появляется потребность не в случайной, разовой, а в регулярной информации. Так появилась почта, основал которую немец фон Таксис, наладивший регулярную связь между Нюрнбергом и Венецией. Дилижанс Таксиса проходил это расстояние за двадцать два дня и получил название таксистская почта, или такси. Основными адресатами информации были: 1) короли, князья и государственные люди; 2) университеты и центры образования; 3) священники; 4) торговцы.

В 1445 году немец Иоганн Гутенберг изобрел в городе Майнце литеру, в 1450 году - печатный станок, на котором в 1452 году выпустил первую в мире печатную книгу - 42-строчную Библию. Изобретение книгопечатания оказало большое влияние на процесс развития европейской цивилизации. Развитие книгоиздания находилось в тесной взаимосвязи с распространением грамотности и образования в государствах и землях Европы, что, в свою очередь, способствовало устойчивому интересу к печатному слову и в конечном итоге востребовало публицистику, а затем и периодическую печать. Книгопечатание быстро распространилось по Европе, вслед за ним усилилась и цензура. Цензура делилась на светскую и церковную, а также на предварительную и последующую (карающую).

Ужесточение церковной и появление светской цензуры вызвано широким распространением в Европе идей Реформации, которая началась в Германии в XVI веке. Как метод борьбы с инакомыслием, которое распространялось публицистической и научной литературой, в 1512 году Латеранским собором была введена предварительная цензура. Обсуждение в публицистике проблемы происхождения и правомочности власти, тираноборческая публицистика вызвали к жизни светскую цензуру. В XVI веке римские папы Пий V и Григорий XIII издают специальные буллы, которыми строжайше запрещается издание каких бы то ни было рукописных газет.

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень - сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке.

РАЗВИТИЕ ПЕЧАТНОГО ДЕЛА ПОСЛЕ ГУТТЕНЕРГА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ПЕЧАТНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ.

До появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30000 книг, однако к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Печатное слово стало первым средством массовой информации и обусловило появление «типографского и индустриального человека». Распространение книгопечатания к развитию и формированию национальных языков и государств, к промышленной революции и индустриализации, к эпохе Просвещения и научной революции.

Однако процесс появления печатных периодических изданий растянулся более чем на полтора века, хотя потребность в получении оперативной информации была высока. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.

Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI – начале XVII вв., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI–XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией.

Необходимость получения оперативной информации привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты.

Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд, как, например, в «балладах новостей» или в «газетах-репродукциях». «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: AllerFurnemmen», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник «OrdinariWohenzeitung» начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617 – в Берлине, в 1618 – в Амстердаме, в 1620 – в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне.

К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение печатных периодических изданий, а в период с 1609 по 1700 гг. только в Германии специалисты зафиксировали хождение около 200 газет, объяснялось возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции.

Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации.

Джон Лильберн (1615-1656)

Левеллер (“уравнители” - интересы мелкой буржуазии, за широкое избирательное право, отмену монополий, свободу печати, торговли и произнесения проповедей; в 1647 году левеллеры стали самостоятельными от индепендентов (интересы торгово-промышленной буржуазии; со временем стали консервативны)), оппозиция власти, пропагандист демократизации.

1637 - первый арест за контрабанду запрещенного произведения. (Вообще, многие памфлеты писал в тюрьме, по-моему, даже газету издавал в заключении, но это непроверенная информация)

1640 - Долгий парламент освобождает Лильберна.

1645 - Памфлет, критикующий новую власть (= “новую тиранию”). В этом памфлете - требовал ежегодного выбора парламента и отмены системы обложения - “Защита прирожденного права Англии” - против цензуры и монополии государства на печать, произнесение проповедей и любое другое массовое воздействие на неокрепшую психику англичан.

Несколько раз его сажают и освобождают.

1646 - Посадили за два памфлета (“Защита свободы свободного человека” и “Неоправданная поспешная клевета”), в которых, как всегда критика, призывы к народу, к армии. Через какое-то время выпустили.

1649 - “Новые цепи Англии” (посадили) - “Защита законных основных прав английского народа”. На этот раз его принудили уехать в Голландию, где он оказался обречен на нищенское существование, затем ослеп (в юности много писал и читал в темноте), умер в Англии.

ДЕФО – ЖУРНАЛИСТ.

Даниэль Дефо (1660 или 61-1731) известный Анг. писатель. Родился в семье лонд-го купца. За свою жизнь перепробовал массу профессий: торговец, журн-ст, полит. деятель, но основное занятие в жизни журна-ка. Был тайным агентом, то у стоявших в власти вигов, то у сменивших их тори. Был необычайно плодовит. ( оставил св. 200 сочинений по вопросам текучий политики, экономики, морали, религии, истории). Но все же был одним из зачинателей англ. жур. Автором множества известнейших и популярнейших памфлетов. Из его творений наиболее известные -

'' Достоверная история жизни Петра Алексеевича царя Московии '' 1701. Его едкий памфлет в стихах '' Чистокровный англичанин '' 1701 имел общественный резонанс ( был направлен против аристократии в защиту короля Вильгельма). За издание брошюры '' Кратчайший способ расправиться с сектантами '' 1702 разоблачающей фанатизм, упрямство, несправедливость церкви был посажен в тюрьму. ( а также трижды высечен у позорного столба. В это время он написал '' Гимн позорному столбу'' 1703. При освобождении народ встречал его пивом, легкими закусками и громким пением '' Гимна…''.

1704 - 1713 он издавал популярную газету '' Ревю '' (еженедельное обозрение). В отличие от защитника интересов народа Swiftа Дефо в своих сочинениях выступал как апологет буржуазного развития и торговой экспансии. Также был крупным писателем главное свое произведение '' Робинзон Крузо '' 1719 также Молль Фленднрс 1722 ( история женщины, которую нищета толкает на проституцию. Действие этого произведения охватывает англ. жизнь и действительность того времени во всех её проявлениях. Дефо - величайший жур-ст, один из родоначальников англ. бурж-но - реалистического романа. Он внес огромный вклад в развитие мировой прессы.

СВИФТ – ПАМФЛЕТИСТ.

Свифт - англ. пис. и публиц-т. происходил из бедной семьи. Учился в Дублинском Унв-те. Был секретарём Уильяма Темпла 1689-1699 в эти годы создал первые произведения. (Битва Книг 1694 издана 1704)-тема '' Спор древних и нынешних авторов'' он осмеял ложную ученость и педантизм. 1704 ''Сказка о бочке '' - имела широкий общественный резонанс. В ней Свифт пародируя евангельские причи и рассказывает о трех братьях ( Петр - католицизм, Мартин - Лютеранство, Джек - кальвенизм) В '' Сказке… '' он осуждает религиозную нетерпимость и нелепость церковных обрядов. В серии пародийных предсказаний Иосифа Бикерстафа (1708) - осмеял астрологию Писал также поэмы послания мадригалы. 1701-09 примыкал к вигам 1710-14 к тори. Но проникся враждой к '' компромиссу '' между аристократией и буржуазией. Сотрудничал с газетой '' The Examiner '' в своих памфлетах потребовал прекращение войны за '' Испанское наследство '' боролся против колонизаторской политики Англии, против политики в отношении Ирландии ('' Письма суконщика '' и '' Краткий обзор положения дел в Ирландии '' 1727 ) Свифт также отстаивал права народа, справедливость, боролся с церковной властью, мракобесием, убийственной для простого народа политикой правительства, другими слова Свифт отстаивал основные права и свободы человека. 1726 написал гл. произведение в жизни '' Путешествие Гулливера '', используя жанр путешествий, он создал сатиру на Англию, её жизнь и все общественно-полит-е проблемы того времени. С 1714 Свифт- декан собора СВ. Патрика в Дублине. Свифт был истинным журналистом и борцом за права народа.

LAGAZETTE». ОСОБЕННОСТИ ИЗДАНИЯ.

“Ля Газетт” была первым периодическим изданием Франции. Её основателем был парижский врач Теофраст Ренодо, призванный на службу кардиналом Ришелье. Это был очень энергичный и деятельный человек, талантливый журналист и попечитель бедных. Ришелье ценил качества Ренодо, поэтому и поручил ему издание газеты. Кардинал хорошо понимал значение печатного слова в овладении умами людей и планировал использовать газету как орудие своей политики по укреплению абсолютной королевской власти.

Первый номер “Газетт” вышел в свет 30 мая 1631 г. В техническом плане она была прообразом настоящей современной газеты. Текст состоял из отдельных абзацев, разбитых на колонки, каждый из которых содержал своё сообщение. Заметки начинались с места и даты отправки известия. Со второго года у “Газетт” появились приложение - “Обычные новости различных местностей”. В газете сообщались как внутренние, так и зарубежные новости. Большинство известий приходило из Германии, Испании, Венеции, Вены и др.; печатались военные сводки, придворные новости, сведения о торговле и мореплаваниях, а также объявления.

Информацию Ренодо получал от кардинала, который снабжал редакцию хорошими сотрудниками и присылал копии разных документов, от самого короля Людовика XIII, из переписки различных деятелей того времени, а также из иностранных газет. Редакция снабжалась необходимыми техническими средствами, и Ренодо имел исключительное право на производство и продажу газеты. Но всё, что печаталось в ней находилось под контролем властей. Газета была слугой монарха и кардинала, отстаивала только их интересы. Однако это не уменьшает значения и роли “Газетт”. Это была первая политическая газета в сегодняшнем смысле этого слова, положившая начало всей периодической печати Франции. Под названием “Газетт де Франс” она просуществовала до 1792 г.

PS. Ну прям “Новые Известия” Березовского! (от благодарного студента)

ПЕЙН-ПУБЛИЦИСТ.

Томас Пейн родился 29 января 1737 года в Тетфорде, в Великобритании. В 1774 году с рекомендательным письмом Б. Франклина он уехал в Северную Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость английских колоний. В памфлете «Здравый смысл» (1776) Пейн, исходя из рационалистических теорий естественного права и общественного договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамериканских колоний с Великобританией и образования независимой республики. Идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776 года.

Вместе с Т. Джефферсоном Пейн выступал за отмену рабства. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 годов Пейн написал тринадцать прокламаций под общим названием «Американский кризис».

В 1777—1779 годах Пейн был секретарем Комитета конгресса по иностранным делам, в 1781 году участвовал в Париже в переговорах с французским правительством о помощи североамериканским колониям.

Великая французская революция, заставшая Пейна в Великобритании, была встречена им с большим энтузиастом. В трактате «Права человека» (1791—1792) Пейн развивал идеи народного суверенитета и республиканизма, защищал революционные принципы французской Декларации прав человека и гражданина.

В Великобритании книга Пейна была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран членом Конвента. Пейн, однако, разошелся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в конце 1793 года заключен в тюрьму, где находился около года. Итогом деятельности Пейна во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики буржуазных имущественных отношений. В работе «Аграрная справедливость» (1797) Пейн развивал проект государственного обеспечения неимущих за счет налогообложения состоятельных слоев общества и национализации земли за выкуп.

Пейн явился также одним из зачинателей атеистических традиций в американском обществе. В работе «Век разума» (1794) он решительно противопоставлял разум религии.

После возвращения в США (1802) Пейн подвергся травле со стороны политических и религиозных кругов. Умер он в бедности.

Взгляды Пейна, наиболее последовательного представителя радикально-демократического направления в американском общественно-политическом движении конца XVIII века, оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании.

Основные доводы, которые выдвигали сторонники полного и решительного отделения американских колоний от Британии, были изложены в памфлете «Здравый смысл». Он появился в январе 1776 г. и принадлежал перу Томасу Пейна, демократического деятеля, прибывшего в 1774 г. из Англии
Пейн звал колонистов к оружию, убеждал их восстать против правящих классов Британии и против монархии, «проклятой провидением и разумом». Ссылаясь на «естественные права» человека, памфлет Пейна призывал установить независимость колоний и создать в них демократический порядок, который сделал бы Северную Америку убежищем для всех приверженцев свободы.

ПУБЛИЦИСТИКА, ЖУРНАЛИСТИКА - ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ

Прообразом публицистики и журналистики являются, бесспорно, ораторские выступления древних греков и римлян. Один исследователь заметил, что древние греки занимались риторикой, ораторским искусством “до излишества”. И на то были свои причины. Во-первых, в отсутствие иных средств коммуникации изустное слово оратора было едва ли не единственным средством социального воздействия. Вообще, вся культура Греции и Рима до конца античности была культурой устного, а не письменного слова. Во-вторых, увлечение ораторским искусством в какой-то мере объяснялось горячим темпераментом древних греков, агонистичностью, постоянным стремлением к соревнованиям не только в спортивных играх, но и в иных сферах социального бытия, в том числе и в искусстве красноречия.

Вот почему важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, в наиболее общем современном её понимании, т.е. публицистики как сферы общественной деятельности, цель которой злободневным, политически заостренным словом оказать актуальное воздействие на общественное мнение, сознание и поведение масс.

Элементы публицистики можно обнаружить уже в речах героев “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, создание которых относят к IX - VIII вв. д.н.э. Однако, “золотой век” греческого красноречия наступил во второй половине V в. д.н.э. после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной и политической жизни Афин и в орудие политической борьбы, когда в нем отчетливо проявляется публицистическая сущность. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин.

С древних времён и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности.

Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов “выходила”, в виде папирусных свитков, “газета”; в противовес ей существовало и оппозиционное “издание”. Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали “выходить” и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в н.э.) сводки различных известий - “Acta Senatus” и “Acta diurna populi Romani”. Вот

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции). Тогда же возникло слово “газета” - от названия монеты “gazetta”; за такую монету в Венеции можно было получить сводку новостей.

Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30-40-х годов XV века (изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания).

Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста межд. Торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растёт прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория.

Все эти соц, полит, культур, эконом факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерч, научной, культ информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел.

Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую инф, важную для деловых людей того времени. Но уже “La gasette” Теофраста Ренодо, созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Впрочем, вначале главным оружием политической борьбы были издания брошюрного типа - памфлеты. Именно памфлеты стали главным оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-демократическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: “Друг народа” Марата, “Папаша Дюшен” Эбера, “Защитник конституции” Робеспьера.

Роль журналистики будет увеличиваться по мере продвижения человечества к возникающему информационному обществу, где решающим фактором развития станут “информационные технологии”. Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающее значение.

Наши рекомендации