Потери русской армии в войнах с Наполеоном

Войны Годы Число крупных сражений Потери русских (в тыс. человек)
Первая война с Францией при Александре I
Вторая война с Францией 1806-1807
Отечественная война
Поход 1813
Поход 1814
Итого  

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов, В.А. Георгиева и др. - М.: Проспект, 1999. С.272.

16. Встреча русских войск жителями Берлина[10]

1 (13) марта 1813 г.

Третьего дня со вверенными мне войсками прибыл я в Берлин. Дружеской прием оных от жителей сей столицы был чрезвычайной и неописанной. Его светлость принц Гендрих сам верхом со многими генералами и большою свитою выехал за четыре версты от города навстречу войскам. Вся она дистанция по обе стороны дороги была покрыта неисчисленным множеством всякого звания людей, а вступая в город по улицам во всех домах крыши, заборы и окны были наполнены зрителями и во все это время изо ста тысяч уст раздавались безумолчно восклицания: «Да здравствует Александр наш избавитель» - на лице каждого было видно чувство живейшей радости и приязни, всякая кисть будет слаба к выражению сей восхитительной картины..

Вечером весь город был иллюминирован и на большом театре дана была пьеса под названием «Федора — российский анекдот», которая беспрестанно была прерываема таковыми же восклицаниями.

Генерал от кавалерии граф Витгенштейн.

Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. (1682 – 1856) Т. 2. – М.: Учпедгиз, 1949. С. 479.

17. Вступление русских войск в Дрезден — столицу Саксонии[11]

23 марта (4 апреля) 1813 г.

Войски вашего императорского величества очистили от неприятеля все земли, между Неманом и Эльбою лежащие, вступили марта 15-го к неописанной радости жителей в Дрезден, столицу Саксонии. Быстрая переправа чрез Эльбу флигель-адъютанта вашего императорского величества ротмиста Орлова, учиненная при Дебелсдорфе марта 13-го, а равно и другие переправы чрез сию реку различных отрядов авангарда генерал-адъютанта графа Винценгероде, подкрепленных нескольким эскадронами прусских гусар корпуса генерала Блюхера, учиненных между Дрезденом и Богемскою границею, и наконец, прибытие пехоты нашей в Нейштат, или часть Дрездена лежащую на правом берегу Эльбы, принудили неприятеля оставить Дрезден и всю линию по Эльбе от Торгау до Богемкой границы. Переправа легких войск произведена была с такою быстротою. Что неприятель счел оную за общую переправу армии чрез Эльбу, что свидетельствуют перехваченные у него бумаги. В Дрездене оставлен неприятелем госпиталь. Содержащий в себе до 1 тыс. человек, а ключи города при сем счастие имею повергнуть к освященным стопам вашего императорского величества.

[Кутузов]

Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. (1682 – 1856) Т. 2. – М.: Учпедгиз, 1949. С. 479.

18. Из мирного трактата, заключённого между Россией Персией[12]

Гюлистан, 12 (24) октября 1813 г.

Ст. 1. [Прекращение вражды и несогласия между обоими государствами и провозглашение между ними мира, дружбы и доброго согласия].

Ст. 2. Поелику чрез предварительные сношения между двумя высокими державами взаимно соглашено уже, чтобы постановить мир на основании status quo ad presentem, каждая сторона (останется) при владении теми землями, хан­ствами и владениями, какие ныне находятся в совершенной их власти...

Ст. 3. Его шахское вел... сим торжественно признает... принадлежащими в собственность Российской империи ханства: Карабагское и Ганжинское, обра­щенное ныне в провинцию под названием Елисаветпольской; также ханства: Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышенское с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской империи. При том весь Дагестан, Грузию с Шурагельской провинцией, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию, равным образом все владения и земли, находящиеся между постановленною ныне границей и кавказской линией с прикосновенны­ми к сей последней и к Каспийскому морю землями и народами. <...>

Ст. 5. Российским купеческим судам по прежнему обычаю предоставляется право плавать у берегов Каспийского моря и приставать к оным; при чем со стороны персиан должна быть подаваема дружественная помощь во время ко­раблекрушения. Сие же самое право предоставляется и персидским купеческим судам по прежнему обычаю плавать по Каспийскому морю и приставать к бе­регам российским, где взаимно, в случае кораблекрушения, должно быть ока­зываемо персианам всякое пособие. В разсуждении же военных судов: то так как прежде войны, так равно во время мира и всегда российский военный флаг один существовал на Каспийском море; то в сем уважении и теперь предостав­ляется ему одному прежнее право с тем, что кроме Российской державы, ни­какая другая держава не может иметь на Каспийском море военного флота.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие./ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, из–во Проспект, 2004. С. 266 – 267.

19. Из генерального акта Венского конгресса[13]

28 мая (9 июня) 1815 г.

Во имя пресвятой и нераздельной Троицы.

Дворы, между коими заключен парижский трактат 18/30 мая 1814 года, со­бравшись в Вене... вместе с прочими государями и державами, им союзными.., повелели своим полномочным составить... один главный трактат и присоеди­нить к оному, как неотдельные части, все прочие положения конгресса...

Ст. 1. Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, ко­им в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединя­ется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрыв­ной с Россией связи и во владении е. в. имп. всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Е. и. в. предполагает даровать, по своему бла­гоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Е. в. сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского.

Поляки как российские подданные, так и равномерно и австрийские и прусские будут иметь народных представителей и национальные государствен­ные учреждения, согласно с тем образом политического существования, кото­рый каждым из вышеименованных правительств будет признан за полезнейший и приличнейший, в кругу его владений. Ст. 2. [Передача Познани Пруссии].

Ст. 5. Е. в. имп. всеросс... возвращает е. и. и к. апостолич. величеству уез­ды восточной Галиции...

Ст. 6. Город Краков с принадлежащею к оному областью объявляется на вечные времена вольным, независимым и совершенно нейтральным городом, под покровительством России, Австрии и Пруссии.

Ст. 9. Дворы российский, австрийский и прусский обязуются уважать сами и требовать, чтобы от всех и всегда был уважаем нейтралитет вольного города Кракова... В вольном городе Кракове, ни в области оного не будет даваемо убежище или покровительство беглецам, переметчикам и вообще людям, кои преследуемы законами...

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие./ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, из–во Проспект, 2004. С. 273 – 274.

20. Акт Священного союза[14]

Париж, 14 (26) сентября 1815 г.

Во имя пресвятой и нераздельной троицы.

Их в-ва, император австрийский, король прусский и император российский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение трех последних лет, наипаче же вследствие [многих] благодеяний, которые божию провидению было угодно излиять на государства, коих правительства возложили свою надежду и упование на единого бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным законом бога спасителя:

объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть пред лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые, отнюдь не ограничиваясь приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человече­ские постановления и вознаграждающее их несовершенства.

На сем основании их в-ва согласились в следующих статьях:

Статья 1

Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть брать­ями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и нераз­рывного братства, и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды.

Статья II

По сему единое преобладающее правило да будет как между помянутыми властями, так и подданными их приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелатель­ство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику три союзные государя почитают себя аки постановленными от провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно Австриею, Пруссиею и Россиею, испове­дуя таким образом, что самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечные, то есть бог, наш божественный спаситель, Иисус Христос, глагол всевышнего, слово жиз­ни. Соответственно с сим, их в-ва с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в кото­рых наставил человеков божественный спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен.

Статья III

Все державы, желающие торжественно признать изложенные в сем акте священные правила и кои почувствуют, сколь нужно для счастия колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и с любовию быть приняты в сей священный союз.

Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы российского министерства иностранных дел. – М.: из-во Политической литературы, 1972. – Серия I. Том 8. С. 518.

21. Из предварительного протокола, подписанного уполномоченными России, Австрии и Пруссии

Троппау, 7 (19) ноября 1920 г.

Союзные кабинеты на съезде своем в Троппау с целью приступить к зрелому обсуж­дению опасностей, которым подвергается Европа вследствие революций, вспыхнувших во многих государствах от преступного забвения всех обязанностей;

желая при обстоятельствах столь важных прибегнуть к законному и спасительному применению принципов, на которых основывается их союз;

желая также поддержать права, освященные трактатами, и предохранить свои народы и Европу от заражения преступлением и его прискорбными последствиями;

желая, наконец, обеспечить счастливое и мирное развитие цивилизации, царство прав­ды и закона под покровом христианской нравственности, порядка и просвещенного уп­равления, упомянутые кабинеты, изложив свой взгляд на вопросы, касающиеся их ве­ликих интересов, в мемориях, приложенных к актам их конференций 23 октября, 29 ок­тября и 7 ноября, единодушно согласились определить в настоящем предварительном протоколе основания того акта, в силу которого ими признано будет за собой право и обя­занность окончательно определить меры, которые возможно будет им предпринять, дабы предупредить дальнейшее развитие зла, угрожающего общественному строю, и произвести уврачевание там, где зло сие уже производит свои опустошения и где оно может быть застигнуто союзными державами.

Вследствие сего уполномоченные Австрии, Пруссии и России во внимание к присут­ствию их государей подписали следующие пункты:

Принципы

Государства, входящие в состав европейского союза, которые во внутреннем своем устройстве подверглись вследствие мятежа изменениям, угрожающим своими последстви­ями другим государствам, этим самым перестают быть составною частью сказанного союза и останутся из него изъятыми до тех пор, пока их положение не будет представлять га­рантии законного порядка и прочности.

Союзные державы не ограничатся объявлением такового исключения, но, верные заявленным ими принципам и уважению, подобающему власти каждого законного пра­вительства, а также ко всем актам, проистекающим из его свободной воли, они обязуются отказать в своем признании всех изменений, совершенных путями незаконными.

Если государства, в которых подобным образом совершатся такие перемены, воз­будят в других странах опасения неизбежной опасности по своему близкому соседству и если союзные державы будут в состоянии иметь на них серьезное и благодетельное воз­действие, они употребят для возвращения их в среду союза предварительно дружествен­ные усилия, а затем принудительную силу, если употребление этой силы оказалось бы неизбежным.

Применение

Так как Королевство Обеих Сицилий ныне потерпело одно из вышеописанных изме­нений и так как принятие указанных в предыдущем параграфе мер оказывается настоя­тельно необходимым по отношению к сему королевству, то союзные державы постановляют, что меры эти будут приведены в исполнение с неизменным намерением

уважать политическое существование и неприкосновенность упомянутого коро­левства и с единственною целью возвратить свободу королю и нации;

поставить королевскую власть в возможность основать в Королевстве Обеих Сици­лии такой порядок дел, который мог бы сохраняться на своих собственных основаниях и без поддержки иноземной силы, предохранить себя от; новых революционных потрясений и обеспечить за народом его спокойствие и благоденствие.

Достигнут ли союзные державы вышеуказанной цели дружественными действиями или же они вынуждены будут достичь ее употреблением военной силы, признано, что плоды их общих усилий могут быть гарантированы Королевству Обеих Сицилии и Европе времен­ным пребыванием в неаполитанских владениях оккупационной армии.

В случае дружественного соглашения таковой залог безопасности будет доставлен королю, если бы он его потребовал со стороны держав.

При том или другом положении дел военная оккупация будет выполнена австрийски­ми войсками от имени держав, договаривающихся или приступивших к настоящему акту.

Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы российского министерства иностранных дел. – М.: из-во Политической литературы, 1979. – Серия II. Том 3 (11). С. 591 – 593

Наши рекомендации