Преображение российского государства и общества в результате петровских реформ
Что было | Что стало | Положительный эффект | Отрицательный эффект |
Веками складывавшийся политический строй с архаичными институтами власти (Боярская Дума, приказы, уездно-воеводское управление). Господствует политическая традиция (управлять и жить "по старине"). | Реформы гос. аппарата: 1711 - создание Сената (высший законосовещательный орган); 1718-1720 - введение коллегий (центральные органы); 1708 - 1715 – введение губернской системы административно-территориального деления и управления. 1722 - создание высшей инстанции контроля (прокуратуры). | 1. Московская аристократия и бюрократия лишились власти и влияния. 2. На смену традиции приходит принцип целесообразности. 3. Ликвидирована раздутая и противоречивая система приказов. 4. Устранено деление страны на 215 уездов. | 1. Подрастает новая петербургская бюрократия. 2. Представления Петра о целесообразности порой не отражали действительность. 3. Принцип коллегиальности (совместного принятия решений) часто оборачивался коллективной безответственностью. 4. 8 губерний - для огромной территории России, такого количества губерний было явно недостаточно. |
Местнический принцип занятия должностей по знатности происхождения. | С 1722 действует принцип выслуги чинов и званий по "Табели о рангах". | Делают карьеру многие энергичные и талантливые люди низкого происхождения. | Вскоре после смерти Петра будут изобретены многочисленные лазейки, чтобы обойти необходимость выслуги. |
Церковь была крупнейшим феодалом, спорила со светской властью и корректировала политическую линию в своих интересах. Многие священнослужители были противниками науки и любых форм светской культуры. | В 1701 восстановлен контроль Монастырского приказа за экономич. деятельностью церкви. В 1721 издание "Духовного регламента", содержащего основные положения церковной реформы. Патриаршество упразднено, с 1722 церковь управляется Синодом, возглавляемым светским чиновником (обер-прокурором). | Церковники потеряли власть и влияние. Церковь выходит из политической игры. | Церковь приобретает черты гос. учреждения, что противоречит каноническому понятию о церкви. Парализовано церковное самоуправление. Священники превращены в чиновников с обязанностями агитаторов (пропаганда интересов государства) и осведомителей (сообщение сведений, получаемых на исповеди). Борьба Петра с монастырями привела к обрыву традиции монастырского общежития. |
Дворянское ополчение дезорганизовано. Дворяне не являлись на учения и смотры, дезертировали с войн. | С 1705 вводится рекрутская повинность: рекруты, отбираемые из крестьян, служили пожизненно. | В России появляются регулярная армия и флот, обеспечившие блестящую победу в Северной войне. | Раздутые штаты армии и флота требовали огромных средств на их содержание в мирное время. Рекруты оказывались навсегда оторванными от дома и традиционного уклада. |
Периодическая недостача денег в казне. | Вводятся различные налоги, эффективно пополняется казна. | Форсированная индустриализация страны, успехи в войне. | Невыносимое налоговое бремя привело к обнищанию большинства населения страны. |
Немногие мануфактуры относились к легкой промышленности. | Создание в короткие сроки тяжелой промышленности (предприятия Урала) | Россия занимает лидирующее положение по выплавке чугуна. | Крепостной труд в промышленности определил низкую производительность, технологическую стагнацию и утрату лидерства |
Господство церковной культуры. | Приобщение России к светской западной культуре, науке, быту. | Новое легко воспринималось и обогащалось своими достижениями | Культурный конфликт между дворянством и крестьянством, живущим в допетровской традиции. |
ЗАДАНИЕ4
Подготовка докладов по теме: "Культура в эпоху Петра Великого"
Подготовка докладов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Темы докладов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем доклада может быть от 5 до 10 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы доклада, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Темы докладов
1. Развитие образования в 1 четверти 18 века
2. Географические открытия в 1 четверти 18 века
3. Назвитие науки и техники в 1 четверти 18 века
4. Развитие литературы в 1 четверти 18 века
5. Развитие живописи в 1 четверти 18 века
6. Градостроительство в 1 четверти 18 века
7. Изменение в быту в 1 четверти 18 века
Контрольные вопросы:
1. Что такое абсолютизм?
2. Какие изменения государственного управления свидетельствовали о складывании абсолютизма?
3. Каково значение Табели о рангах?
4. Каковы причины и особенности петровских преобразований?
5. Какое значение имели итоги Северной войны для дальнейшего развития России?
6. Подберите материал, характеризующий хронологические рамки, содержание и результаты петровских реформ.
7. Какие новые черты появились в экономике России в результате петовских преобразований?
8. Можно ли петровские преобразования определит как «европейскую модель модернизации» России? Обоснуйте свой ответ.
9. Как измеилось в результате реформ Петра I российское общество?
Учебная и специальная литература:
Учебник Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М.: Академия. 2015.