Р. Пайпс. Россия при старом режиме

Практическая работа № 4

Тема:Социально-экономические и политические последствия реформ Петра Великого (устный анализ нормативных документов, подготовка тематического теста) Подготовка докладов по теме: "Культура в эпоху Петра Великого"

Цели работы:

1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России.

2. Продолжать формирование умения сравнивать новое государственное устройство с допетровским и с государственными системами стран Западной Европы.

3. Развивать умения работать с текстом учебника, с документом.

4. способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому,

5. Формированию гуманистической и гражданской позиции

Пояснения:

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран выражалась в уничтожении «сверху» устаревших феодальных институтов. Главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры – земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия – буржуазии.

Укрепление позиций буржуазии было тесно связано с процессами модернизации, которые проходили в странах Европы. Модернизация была сложным и многогранным процессом. В сфере производства она означалаиндустриализацию – постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере она была связана сурбанизацией – небывалом ростом городов и укреплением их положения. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация тесно связана с секуляризацией – высвобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, быстрое развитие грамотности, образования, научного знания.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм . Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как основу для перестройки общества на разумных основаниях.

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Предпосылки петровских реформ:

- Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа;

- промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, но по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности Западно-европейских стран;

- сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостных крестьян;

- русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных;

- отставала Россия и в политическом устройстве, духовной сфере.

Сразу после вступления на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: созданием мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700–1721 гг.) и, как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д.

ЗАДАНИЕ1

Прочитайте тексты . Как объясняет Р. Пайпс причину реформ Петра I ? Согласны ли вы с мнением Пайпса о том, что Россия была «незападной» страной? В чем видит историк революционное значение реформ Петра I ? Какой представительный орган мог бы помочь установить сотрудничество между властью и обществом? Какие результаты принесло России преодоление ее культурной изолированности, с точки зрения Достоевского? Подумайте, что понимает Достоевский под словами «единение всечеловеческое»?

Военные реформы Петра I

1. Рекрутская повинность в отношении податных сословий в качестве основного принципа комплектования массовой регулярной армии. (просуществовала в России с 1705 по 1874 г.)

2. Создание системы подготовки отечественных офицерских кадров. Для них открываются:

· Школа математических и навигатских наук (1701г.)

· Инженерная школа (1701 г.)

· Артиллерийская школа (1701 г.)

· Медицинская школа (1707 г.)

3. Создание новых воинских уставов. Вводится новая единообразная форма, ордена, медали, повышение в чине за воинские отличия.

4. Осуществляется перевооружение армии. Создаются новые виды вооружения: ружья со штыком, мортиры, гранаты.

5. Создан военно-морской флот.

Практическая работа № 4

Тема:Социально-экономические и политические последствия реформ Петра Великого (устный анализ нормативных документов, подготовка тематического теста) Подготовка докладов по теме: "Культура в эпоху Петра Великого"

Цели работы:

1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России.

2. Продолжать формирование умения сравнивать новое государственное устройство с допетровским и с государственными системами стран Западной Европы.

3. Развивать умения работать с текстом учебника, с документом.

4. способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому,

5. Формированию гуманистической и гражданской позиции

Пояснения:

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран выражалась в уничтожении «сверху» устаревших феодальных институтов. Главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры – земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия – буржуазии.

Укрепление позиций буржуазии было тесно связано с процессами модернизации, которые проходили в странах Европы. Модернизация была сложным и многогранным процессом. В сфере производства она означалаиндустриализацию – постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере она была связана сурбанизацией – небывалом ростом городов и укреплением их положения. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация тесно связана с секуляризацией – высвобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, быстрое развитие грамотности, образования, научного знания.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм . Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как основу для перестройки общества на разумных основаниях.

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Предпосылки петровских реформ:

- Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа;

- промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, но по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности Западно-европейских стран;

- сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостных крестьян;

- русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных;

- отставала Россия и в политическом устройстве, духовной сфере.

Сразу после вступления на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: созданием мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700–1721 гг.) и, как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д.

ЗАДАНИЕ1

Прочитайте тексты . Как объясняет Р. Пайпс причину реформ Петра I ? Согласны ли вы с мнением Пайпса о том, что Россия была «незападной» страной? В чем видит историк революционное значение реформ Петра I ? Какой представительный орган мог бы помочь установить сотрудничество между властью и обществом? Какие результаты принесло России преодоление ее культурной изолированности, с точки зрения Достоевского? Подумайте, что понимает Достоевский под словами «единение всечеловеческое»?

Р. Пайпс. Россия при старом режиме

Россия первой из незападных стран пережила период неверия в свои силы (через который прошли впоследствии другие незападные народы), вызванный осознанием того, что, какой бы недостойной и негодной ни казалась западная цивилизация, ей удалось завладеть секретом могущества и богатства, который надобно перенять тем, кто хочет с ней успешно тягаться.

Все это российское правительство осознало во второй половине XVII в., за двести лет до того, как подобное потрясение постигло Японию...

Истинно революционный аспект петровских реформ был сокрыт от современников, да и сам Петр едва ли понимал его. Он заключался в идее государства как организации, служащей высшему идеалу — общественному благу, — ив сопутствующей ей идее общества как партнера государства...

Вскоре после своего вступления на царствование Петр начал говорить об «общем благе»... При Петре в России впервые ощутили взаимосвязь между общественным и личным благом...

Однако предпосылки эти не были доведены до своего логического завершения, и здесь-то заключена центральная трагедия русской политики Нового времени. ...Было явным противо-речием взывать к гражданскому чувству русского народа и одновременно отказывать ему в каких-либо юридических и политических гарантиях для защиты от всесильного государства. Совместное предприятие, в котором одна сторона обладала всей полнотой власти и вела игру по своим собственным правилам, очевидно, не могло действовать как следует. И тем не менее именно так управляют Россией со времен Петра до наших дней. Отказ властей... осознать очевидные последствия привлечения общественности к делам страны воспроизводил в России состояние перманентного политического напряжения, которое сменяющиеся правительства пытались уменьшить, когда ослабляя бразды правления, когда натягивая их еще туже, но ни разу не пригласив общество занять место рядом с собою на козлах.

Наши рекомендации